РАЗДЕЛ 1. ПОТРЕБНОСТИ (4 часа)




На педагогическом совете Заведующий И.А.Лобзин

Протокол №4 от 29.05.2020 01 июня 2020

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Для детей 5-7 лет

 

 

Авторы составители:

Кузнецова Н.В. стар. воспитатель

Кельба С.М. воспитатель

Калиева А.Д. воспитатель

Руденко И.Н. воспитатель

Ткаченко В.М. воспитатель

 

Омск, Россия 2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..................................................................................................... 4

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................... 8

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА»...................................................................... 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО БАЗОВОМУ МОДУЛЮ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА»................................ 16

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ПОТРЕБНОСТИ И ТРУД».................................................... 17

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ДЕНЬГИ».............................................................................. 20

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»...................................................... 23

ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ............................................................................................................ 26

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН............................................................................................. 27

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................ 32


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Образовательная программа «Экономика для малышей» (далее – Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества, сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности

ребёнка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Данная Программа разработана на основе Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Банка России, Министерства образования и науки Российской Федерации.

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.

Программа разработана в соответствии с:

– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, со- держанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26);

– «Федеральным государственным образовательным стандартом до- школьного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.


Программа составлена в соответствии с принципами, определенными

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО):

– полноценное проживание ребенком всех этапов детства,

обогащение детского развития;

– построение образовательной деятельности на основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание

ребенка полноценным участником (субъектом)

образовательных отношений;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

– приобщение детей к социокультурным нормам;

– формирование познавательных интересов и познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности;

– возрастная адекватность дошкольного образования;

– учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Программа направлена на достижение следующих целей:

– формирование первичных экономических представлений и

компетенций;

- развитие экономического мышления дошкольников;

- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Программа, рассчитанная на 72 часа, построена на основе

концентрического подхода, что предполагает разделение курса на два концентра.

1-й концентр – базовый модуль «Финансовая азбука» (25 часов), в ходе реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар»,

«деньги», «семейный бюджет».

2–й концентр – дополнительные модули («Потребности и труд»,

«Деньги», «Семейный бюджет»), развивающие представления дошкольников по основным темам курса через различные виды деятельности:

непосредственно образовательная деятельность;

игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) - познавательно-исследовательская деятельность;

– восприятие художественной литературы и фольклора;

– конструирование из разного материала;

– изобразительная деятельность;

– двигательная форма активности ребенка.

В соответствии с СанПиН рекомендуемая продолжительность организуе- мой воспитателем непрерывной образовательной деятельности по курсу – не более 30 минут. Занятия проходят не реже 1 раза в неделю во второй половине дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать непосредственно образовательную деятельность с различными формами двигательной активности.

В основу прогнозирования и оценивания результатов освоения Программы положен компетентностный подход. Под компетенциями понимается практический опыт выполнения конкретных действий.

В результате освоения Программы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся регулировать потребности в соответствии с возможностями, выбирать предметы, необходимые в различных условиях, понимать значимость труда, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством, разумно расходовать деньги, понимать необходимость экономии семейного бюджета.

С целью диагностики уровня общих представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете, а также для оценки эффективности реализации Программы базового модуля разработаны задания в занимательной форме, методика их обработки, оценки и систематизации.

Диагностика проводится на первом, заключительном занятии базового модуля и на завершающем этапе изучения курса. Всего на диагностику в программе отведено 4 часа.

Форма проведения – групповая. Задания, предлагаемые детям для выпол- нения, различны по форме. Основу составляют: прослушивание и анализ сказки, беседы, упражнения, работа с карточками, игры, демонстрация компьютерных слайдов, загадки.

Применение диагностики обеспечивает объективную оценку

результативности как отдельных составляющих программы, так и всего курса в целом и позволяет определить уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий) на разных этапах освоения Программы.

Квалификационные требования к воспитателям, реализующим Программу

Реализация программы осуществляется педагогическими работниками до- школьной образовательной организации, квалификация которых соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификацион- ном справочнике должностей в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н, с измене- ниями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2011 г. № 448н.

Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития

дошкольников старшего возраста.


ВВЕДЕНИЕ (1 час)

 

 

Входная диагностика.

 

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА»

(23 часа)

 

РАЗДЕЛ 1. ПОТРЕБНОСТИ (4 часа)

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.

Задачи:

1) познакомить детей с многообразием потребностей человека;

2) сформировать представления об ограниченности возможностей;

3) научить определять разницу между «хочу» и «надо»;

4) формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

5) способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;

6) воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: