Способы накопления и формы сбережения денежных средств семейного бюджета (банковские вклады, неприкосновенные запасы, сэкономленные денеж- ные средства).
Экономические понятия раздела: «семейный бюджет», «доход», «рас- ход», «доходы семьи», «зарплата», «трудовая пенсия», «стипендия», «премия».
Семейный бюджет – это доходы и расходы денежных средств семьи за определенное время.
Доходы семьи – это деньги и материальные ценности, полученные чле- нами семьи.
Расходы семьи – это деньги, затраченные на удовлетворение потребно- стей членов семьи: на оплату услуг и на покупку товаров.
Обязательные (основные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых нельзя обойтись.
Необязательные (неосновные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых можно обойтись.
Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, за неделю или день.
Трудовая пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, прорабо- тавшим до этого много лет.
Стипендия – это ежемесячная денежная выплата студентам.
Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе.
Изучение раздела «Семейный бюджет» завершает реализацию базового модуля «Финансовая азбука». В рамках раздела «Семейный бюджет» расширя- ются представления, полученные в ходе изучения разделов «Потребности»,
«Деньги», «Труд».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО БАЗОВОМУ МОДУЛЮ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА»
(1 час)
Диагностика по итогам изучения базового модуля «Финансовая азбука».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ПОТРЕБНОСТИ И ТРУД»
(15 часов)
Цель: закрепить первоначальное представление о потребностях человека и роли труда в его жизни посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной.
Задачи:
1) закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд»,
«продукт труда», «профессия», «специальность»;
2) способствовать развитию умения соотносить свои желания со своими возможностями;
3) продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях и специальностях;
4) стимулировать проявление уважительного отношения к людям разных профессий, понимание роли их труда;
5) стимулировать проявление интереса к профессиям, желания учиться;
6) формировать социально-нравственные качества: трудолюбие, умение планировать дела;
7) развивать практические умения в продуктивных и творческих видах де- ятельности;
8) во всех видах деятельности и общения способствовать развитию диало- гической и монологической речи;
9) развивать познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности;
10) поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движе- нием, развивать воображение и творческое начало;
11) продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру и художественные способности.
Результаты изучения модуля
Понимание значения экономических категорий: «потребности», «труд»,
«продукт труда», «профессия», «специальность».
Умения:
– осознанно использовать в речи слова: «потребности», «труд», «про- дукт труда», «профессия», «специальность»;
– соотносить свои желания со своими возможностями;
– определять продукт труда;
– размышлять, высказывать своё мнение о значимости труда людей раз- ных профессий;
– соотносить профессию с ее атрибутами.
На основании ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки Рос- сии от 17.10.2013 г. № 1155) в рамках реализации Программы образовательная деятельность осуществляется по следующим направлениям и нацелена на фор- мирование соответствующих компетенций:
1) социально-коммуникативное развитие – понимание необходимости труда для удовлетворения потребностей; готовность к собственной деятельности на благо других людей; позитивные установки к различным профессиям; пред- посылки интереса к обучению отдельной профессии;
2) познавательное развитие – первичные представления о потребностях человека и необходимости их соотнесения с возможностями; умение определять необходимое и желаемое; общее представление о различных профессиях;
3) речевое развитие – умение использовать в активной речи слова «по- требности», «труд», «продукт труда», «профессия».
4) художественно-эстетическое развитие – готовность ребенка реализо- вать полученные экономические представления о труде людей разных профес- сий, в самостоятельной творческой деятельности (изобразительной и др.).