Понимание значения экономических понятий: «деньги», «товарообмен»,
«монета», «банкнота», «банк», «заработная плата», «валюта», «номинал», «раз- мен» «сдача», «наличные деньги», «безналичные деньги», «пластиковая карта»,
«тратить», «одолжить», «сохранить», «магазин», «товар», «цена», «качество»,
«список покупок», «торговый центр», «универмаг», «супермаркет», «производ- ство», «вклад», «кредит», «Центральный банк».
Умения:
– использовать в речи понятия «банкнота» и «монета» как словесные обозначения основных форм денег;
– определять ситуации, в которых возможно воспользоваться налич- ными и безналичными деньгами;
– рационально размышлять о ценности тех или иных товаров, имея представление об их цене, качестве и необходимости для семьи;
– соотносить свои желания / стремления с интересами других людей, принимать участие в коллективных делах;
– различать ситуации, требующие обращения в магазин, банк, сервис- ные учреждения, работающие по принципу товарно-денежного обмена.
На основании ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки Рос- сии от 17.10.2013 г. № 1155) в рамках реализации Программы образовательная деятельность осуществляется по следующим направлениям и нацелена на фор- мирование соответствующих компетенций:
1) социально-коммуникативное развитие: понимать необходимость ра- зумного отношения к получению и трате денег в современном обществе;
2) познавательное развитие: формирование первичного представления о роли денег в современном обществе, наличной и безналичной формах денежного обращения;
3) речевое развитие: умение использовать в активной речи понятия
«деньги», «монета», «банкнота», «магазин», «банк», «цена», «сдача», «тратить»,
«сохранить», «вклад»;
4) художественно-эстетическое развитие: реализация продуктивной дея- тельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) в форме индивиду- ального творчества для закрепления понятий «деньги», «элементы защиты де- нег», «номинал», «зарплата», «цена», «товар», «банк», «профессия», «кредит».
Формы реализации ДМ «Деньги»:
– непосредственно образовательная деятельность;
– игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с прави- лами и другие виды игры;
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверст-
никами);
– познавательно-исследовательская деятельность;
– восприятие художественной литературы и фольклора;
– изобразительная деятельность;
– двигательная форма активности ребенка.
Тематическая связь модуля «Деньги» с другими модулями
Изучение дополнительного модуля «Деньги» базируется на первичных зна- ниях, полученных при освоении базового модуля, а также дополнительного мо- дуля «Потребности и труд». Ознакомление детей с дополнительным модулем
«Деньги» закрепляет осознание того, что любой товар, создается производи-
телем, реализуется магазинами различной направленности и приобретается ря- довыми гражданами для удовлетворения потребностей, за деньги. Также за- крепляется понимание сущности банков и взаимодействия с ними людей.
Освоение материалов дополнительного модуля «Деньги» способствует под- готовке детей дошкольного возраста к восприятию раздела «Семейный бюд- жет» и содействует грамотному восприятию значимости роли денег в про- цессе планирования доходов и расходов семьи.
Содержание образовательной деятельности
Развитие интереса к миру денег осуществляется с помощью эмоционально- насыщенного и содержательного общения взрослого с ребенком, введения сю- жетно-ролевых игр и театрализованных представлений. Моделирование реаль- ных ситуаций посредством данных форм обучения способствует формированию необходимых навыков поведения в жизни.
Для закрепления первоначальных экономических представлений исполь- зуются дидактические упражнения, способствующие формированию целостного восприятия детьми старшего дошкольного возраста мира экономики и финансов. Творческие задания используются для активизации самостоятельного осмысле- ния детьми экономических категорий и художественно-эстетического развития. Воспитатель обучает детей старшего дошкольного возраста правилам и нормам поведения в общественных учреждениях, а также отрабатывает данные навыки в ходе проведения сюжетно-ролевых игр «Посещение банка» и «Поход в
магазин».
Знакомство с профессиями сотрудников банков и магазинов позволяет раз- вивать коммуникативные навыки взаимодействия с представителями учрежде- ний и организаций.
Вхождение ребенка в мир товарно-денежных отношений требует наличия логических взаимосвязей между материалом, усваиваемым в ходе занятий, и их опосредованными знаниями, полученными из окружающего мира. Воспитатель рекомендует родителям детей старшего дошкольного возраста рассказывать о деньгах: их внешнем виде, источниках получения и вариантах распоряжения ими, привлекать детей к выбору товаров в магазине и объяснять принципы их оптимального выбора.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»
(15 часов)
Цель: закрепить первоначальное представление о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной.
Задачи:
1) закрепить понимание экономической категории «Семейный бюджет», его структуры и динамики;
2) способствовать развитию умения ориентироваться в семейном бюджете и способности рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
3) продолжить формирование элементарных представлений о различных способах сбережений денежных средств семьи;
4) стимулировать проявление собственного отношения к вопросам семей- ной экономики;
5) воспитывать бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность и расточительность;
6) развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности;
7) во всех видах деятельности и общения способствовать развитию диалогической и монологической речи;
8) развивать познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности;
9) поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением, развивать воображение и творческое начало;
10) продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру и художественные способности.
Результаты изучения модуля:
Понимание значения экономических категорий: «семейный бюджет», «до- ходы и расходы», «формы дохода: зарплата, трудовая пенсия, стипендия, выиг- рыш», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование».
Умения:
– осознанно использовать в речи слова: «семейный бюджет», «доходы»
«расходы», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование»;
– рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
мики;
– размышлять, высказывать своё мнение по вопросам семейной эконо-
– посредством математических действий решать экономические за-
дачи, связанные с распределением средств семейного бюджета.
На основании ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155) в рамках реализации Программы образовательная деятельность осуществляется по следующим направлениям и нацелена на формирование соответствующих компетенций:
1) социально-коммуникативное развитие – понимание норм и ценностей семейных взаимоотношений в рамках семейной экономики (семейного бюджета); готовность к собственной деятельности на благо семьи, позитивные установки к различным видам труда и творчества, приносящих доход семье; предпосылки морально-этического поведения в рамках семейного бюджета;
2) познавательное развитие – первичные представления о семейном бюджете и его динамике, формах дохода и расхода; общее представление о различных способах сбережений денежных средств семьи; готовность решать простейшие экономические задачи посредством математических действий, связанные с распределением средств семейного бюджета;
3) речевое развитие – умение использовать в активной речи слова «семей- ный бюджет», «доходы» «расходы», «семейные сбережения», «экономика
семьи», «планирование», «зарплата», «трудовая пенсия»;
4) художественно-эстетическое развитие – готовность ребенка реализовать полученные экономические представления в самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).
Формы реализации ДМ «Семейный бюджет»:
– непосредственно образовательная деятельность
– игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
– коммуникативная
– (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
– познавательно-исследовательская деятельность;
– восприятие художественной литературы и фольклора;
– конструирование из разного материала;
– изобразительная деятельность;
– двигательная форма активности ребенка.