Выявление элементарных психологических характеристик




Любое исследование в области психогенетики предполагает работу с конкретными психологическими характеристиками, которые должны быть, по возможности, максимально простыми.

Причины:

1. Выделение элементарного психологического признака позволяет исследовать его связь с конкретными генами.

2. Человеческая психика настолько сложна и многогранна, что невозможно исследовать ее целиком. Чтобы решить сложную научную проблему, необходимо «разбить» на множество частей. Подход научного анализа, за которым следует подход научного синтеза.

Т.О. поиск элементарных психологических характеристик представляет собой стратегически важную задачу, без решения которой последующий синтез принципиально невозможен.

Требования к элементарным психологическим характеристикам:

· Стабильность – статистическое воспроизведение в сходных условиях на протяжении всей жизни человека или хотя бы в определенные возрастные периоды. Одноразовые события не становятся характеристикой.

· Автономность от других психологических характеристик.

· Неделимость на более простые составляющие. Чем крупнее характеристика, тем безнадежней ее исследовать. На самом деле исследуется набор характеристик *Интеллект, креативность.

Характеристики темперамента, претендующие на роль элементарных:

Характеристики грудных детей (здоровых, сытых, сухих, бодрствующих) Характеристики взрослых
Средняя продолжительность полного моторного покоя Суетливость
Средняя интенсивность сигнала, необходимая для привлечения внимания Порог реактивности
Средняя продолжительность попыток самостоятельно решить не решаемую задачу Упорство
Средняя интенсивность сигнала, необходимая для отвлечения внимания Сосредоточенность
Первая реакция на незнакомый объект (приближение / удаление) Любопытство / настороженность  
Характер первого непосредственного контакта с новой игрушкой Агрессивность
Средняя продолжительность здорового, сытого, сухого бодрствования без плача Пессимизм / оптимизм

Грудной ребенок – характеристики с физиологической окраской.

Взрослый человек – максимально психологический эквивалент физиологической характеристики.

Чем лучше понимаем определенную психологическую характеристику, тем ярче становится ее «физиологичность». Поэтому корректней говорить об элементарных психофизиологических характеристиках.

Классификация сказок по задачам:

· Волшебные

Множество трудностей –> хэппи энд, наиболее характерно – свадьба = «конец сказки».

· Обучающие

Заканчиваются трагически.

Первые сказки, рассказываемые ребенку, т.к. в них веками наработаны ритмические вербальные характеристики, которые лучше всего входят в мысли человека. Они вкладывают мысли о том, что если ребенок не будет следовать определенным правилам, это плохо кончится. Мы учим наших детей с самого начала правилам жизни, которые гораздо важнее, чем все социальные нормы, придуманные людьми позже. Это базовые задачи. Самосохранение!

ü Сорока-ворона: самому маленькому не дала, т.к. он не работал.

ü Колобок: Слишком рано ушел из дома. Общался с незнакомыми. Не существует заведомо правильных стратегий.

ü Курочка Ряба: Яйцо не было золотым, «хитро, пестро, востро». Хозяева хотели разбить сами. Не удалось. Моя задача, решенная другим, – трагедия.

 

 

Близнецовый анализ

 

Выявив элементарную психологическую характеристику, необходимо определить, насколько она зависит от генотипа, а насколько – от воздействия окружающей среды. Эту задачу успешно решают с использованием близнецов.

Близнецы рождаются достаточно редко. У всех высших приматов в норме за один цикл развивается одна яйцеклетка.

Гормональное нарушение –> одновременное созревание нескольких яйцеклеток –> дизиготные близнецы, генетически различные, как и обычные сиблинги.

Одна яйцеклетка (непонятные причины) –> несколько полноценных зародышей –> монозиготные близнецы, генетически идентичные друг другу.

Дизиготные близнецы – одинаковая среда, разные генотипы. Монозиготные близнецы – одинаковая среда, одинаковые генотипы. Сравнивая моно- и дизиготных близнецов, можно выявить влияние генотипа на исследуемый признак.

Работа:

ü Поиск большой выборки. Если пар меньше 50, то в таком исследовании слишком велика роль случайности. (50) 100 – как минимум.

ü Определение монозиготности. Критерии: однополость, специальные молекулярно-генетические анализы: группа крови, резус-фактор, HLA – антиген и др.

ü Непосредственный анализ характеристики.

Если характеристика дискретна, то рассчитываем конкордантность отдельно для моно-, отдельно для дизиготных близнецов и сравниваем показатели.

Пары с одинаковым проявлением признака – конкордантные. Пары с неодинаковым проявлением признака – дискордантные. Подсчитывают долю конкордантных пар в выборке.

Возможные ситуации:

· Kmz > Kdz – генотип существенно влияет на данную характеристику.

· Kmz = Kdz – отсутствие достоверных различий, генотип не оказывает существенных влияния на данную характеристику, т.е. велика роль среды.

· Kmz < Kdz – грубые, принципиальные ошибки в исследовании. Сходство по генотипу приводит к различию в характеристиках.

Если характеристика количественная (как большинство психологических характеристик), то высчитать конкордантность невозможно. Тогда используем методы мат. статистики.

Сравниваем коэффициенты внутрипарной корреляции (r-mz, r-dz). Выражаются в долях единицы.

· r-mz > r-dz – генотип оказывает существенное воздействие.

· r-mz = r-dz – отсутствие достоверных различий, генотип не оказывает существенного влияния.

· r-mz < r-dz – грубые ошибки в исследовании.

Для большей наглядности можно рассчитать коэффициент наследуемости – официальное неудачное название. По сути, это вклад генотипа в формирование признака. В %.

h2=Kmz – Кdz / (100% – Kdz)

Вклад среды: 100% – h2

Считается, что в психологической характеристике влияние генотипа как минимум 25%.
В среднем – 35-40%.

Некоторые примеры:

Высокое влияние генотипа:

ü Интеллект: дошкольники – 25%, 14-15 лет – 50%, 40-50 лет – 80%.

Объяснение: интеллект ребенка во многом зависит от влияния среды: внимания к нему, интенсивности речевого общения, использования развивающих методик. Но с возрастом интеллект главным образом определяется именно наследственностью, а не воспитанием и образованием.

ü Внимание – 75%

ü Дислексия – способность бегло читать вслух – 70%

Низкое влияние генотипа:

ü Героиновая зависимость – связь с геном поиска новизны – 30%

Долгое время считалось, что близнецовый анализ – важнейший признак психогенетики. Устарело. Сегодня очевидно, что близнецовый анализ – первый шаг в психогенетическом исследовании. Он показывает только то, что с данной характеристикой можно работать. Он позволяет примерно сопоставить влияние генотипа и внешней среды, или хотя бы выявить характеристики, на которые генотип как-то влияет.

Но близнецовый анализ не позволяет выявить:

· Сколько генов контролирует данную характеристику;

· Какие именно эти гены;

· Каков механизм этого влияния.

 

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!