Педагог:
-Ну вот, наш осенний натюрморт составлен, в него мы положили и наши любимые фрукты яблоки, и тыкву, и лук, и помидоры, т. д. У нас прекрасно получилось! Пора приступить к работе. Перейдем к нашим мольбертам.
Но сначала разомнем наши ручки и пальчики, что бы они нас лучше слушались.
Педагог показывает детям разминку для рук.
(Физкультминутка- упражнение для пальчиков)
Педагог:
Напоминает детям о необходимости правильно организовать свое рабочее место, что бы во время работы иметь в своем распоряжении все необходимое.
- Прежде чем вы начнете рисовать, я кратко напомню вам порядок работы.
На листе бумаги, закрепленном на доске, схематично показывает и объясняет порядок и этапы ведения работы, демонстрируя все на примере своей работы:
-принципы компоновки натюрморта (пропорциональные особенности предметов, их размеры, форма, их расположение на листе и т. д)
-последовательность выполнения подготовительного рисунка (с какого предмета следует начинать рисунок и почему, какие предметы в натюрморте главные, а какие второстепенные)
- грамотную последовательность работы цветом (какого предмета следует начинать работать цветом, в какой последовательности раскрывать в цвете весь лист, как и где обозначить зоны света и тени, как на предметах, так и возле них)
- проведение завершающего этапа работы (уточнение деталей, бликов и т. д).
Педагог включает музыку [2]
Дети начинают выполнять подготовительный рисунок карандашом, работать красками, наблюдая за работой учителя.
Педагог обходит детей, дает рекомендации, показывает некоторые приемы работы, делает замечания, хвалит работы детей.
Дети завершают работу в цвете, уточняя подробности прорабатывают мелкие детали, стараясь добиться сходства с натурной постановкой.
|
Подведение итогов работы. Применение методов групповой рефлексии. Экспресс-выставка.
Педагог:
- Наша работа подходит к концу. Вы молодцы!
Посмотрим, какие натюрморты у нас получились. Давайте сделаем выставку!
Учащиеся.
Рассказывают о своих рисунках, анализируют их, делятся впечатлениями от работы и между собой.
Слайд 13.
Спасибо.
Педагог:
Нравится вам наша выставка? Хорошо у нас получилось?
Смогли мы передать в своих работах осеннее настроение, осенний колорит?
Учащиеся.
-Да! (хлопают друг другу)
Педагог выключает музыкальное сопровождение.
6. Уборка рабочего места.
Педагог:
- Замечательно! А теперь хочу сказать вам спасибо, и напомнить, что после завершения занятия необходимо убрать свое рабочее место.
Список используемой литературы.
1. Жукова В. В., Волкова Т. Г. Я иду на урок в воскресную школу: Закон Божий и уроки детского творчества. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. – 192 с. - ил.
2. Каменева Е. А. Какого цвета радуга. – М., 1971. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия / Сост. Н.Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. Н. Шорохов.- М., 1989.
3. Кузина М. Н. Тульские художники. Альбом. –Орел,: агенство печати литературы Аплит, 2010.
Никанорова Н. А. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным творчеством. – М., 1975.
4. Психология изобразительной деятельности детей./ Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей./ Москва, 1961.
|
5. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 е.: цв. ил.[3]
6. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 е.: цв. ил.[4]
7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 е.: цв. ил.[5]
8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 е.: цв. ил. [6]
9. Юный художник: Журнал.
Самоанализ занятия
1. Мной, Валуевой Наталией Геннадьевной, в рамках образовательной программы художественной направленности «Арт-студия -2», первый год обучения, было проведено открытое занятие изобразительного искусства по теме «Натюрморт. Дары осени».
Дата проведения – 21 ноября 2019года. Группа 1 «Б », возраст учащихся – 7-8 лет.
В процессе подготовки к данному занятию, для закрепления знаний по теме, в соответствии с программой были проведены:
· экскурсия на выставку.
· экскурсия в музей
А также занятия по темам:
· Натюрморт с цветами
· Простейший натюрморт
· Композиция «Принцесса осень»
· «Осенний пейзаж»
Знания и умения, полученные на этих подготовительных занятиях, позволили детям дать более полные, раскрытые ответы на поставленные вопросы:
· Что такое «натюрморт» и каковы его виды
· Что такое «тематический» натюрморт, как его составлять.
· Что такое «колорит в картине», «теплые и холодные цвета», «гармония цвета» и т.д.
· Каковы основные этапы композиционного построения работы
|
· Каковы основные принципы построения различных предметов, (кувшинов, фруктов, овощей и. д.)
2. В процессе занятия дети закрепили свои знания в области жанров и видов изобразительного искусства, кратко познакомились с произведениями великих художников и творчеством знаменитых мастеров, прославивших Тульский край.
Было организованно сотрудничество между учителем и учащимися через вопросы, иллюстративный ряд, (образцы осенних овощей и фруктов, традиционных для средней полосы, а также их муляжи, живописные картины на осеннюю тематику (пейзажи, натюрморты), репродукции картин известных русских художников, иллюстрирующие времена года, в частности осень, красочная видеопрезентация. Так же, для более глубокого погружения в тему и создания позитивного творческого настроения, в процессе урока педагогом и детьми прочитывались стихотворения на тему осени и осенних плодов, использовалось музыкальное сопровождение. Благодаря этому дети сами активно участвовали в обсуждении предложенной темы, пытались сформулировать тему и задачи занятия.
3. Первая часть занятия была посвящена организации рабочего места, введению в тему, демонстрации наглядных материалов.
Вторая часть - постановка темы и целей занятия. В процессе просмотра презентации, а тек же диалога между педагогом и детьми, в форме вопросов и ответов, закрепление знаний и вида и жанрах изобразительного искусства. Погружение в заданную тему занятия педагог провела посредством видеопрезентации, чтения стихов и музыкального сопровождения, что способствовало пробуждению у детей образно-ассоциативного мышления, раскрытию фантазийного и лирического восприятия времен года, в частности осени, и созданию творческой атмосферы на занятии. Дети вместе с педагогом принимали активное участие в составлении натюрморта, что способствовало поднятию их самооценки и мотивировало к дальнейшей работе на заданную тему. Благодаря этому дети сами активно участвовали в обсуждении предложенной темы, пытались сформулировать тему и задачи занятия.
В третьей части занятия педагог на наглядном промере про демонстрировала детям правильную последовательность ведения работы (построения натюрморта, выполнение подготовительного рисунка, этапов работы цветом). Ребята занимались выполнением самостоятельного задания, выполнения натюрморта с натуры.
4. Данное занятие было направленно на формирование у детей следующих компетентностей:
· Предметная - привлечение для решения творческой задачи знания, умения, навыков конкретного учебного предмета.
· Регулятивная – планирование и постановка творческой задачи, самоконтроль в процессе выполнения работы, оценка результата своего труда.
· Информационная - умения выбирать из полученных знаний в области ИЗО, анализировать и выбирать информацию, необходимую для выполнения конкретного задания.
· Личностная- умение реализовывать свои творческие возможности, совершенствовать и развивать навыки работы в коллективе, воспитывать самомотивацию к познанию нового, развитию собственной фантазии, фантазийного и логического мышления.
Процессе занятия дети были очень активны, доброжелательны, целеустремленны, способны, любознательны, проявляли большой интерес к предмету, пытались ставить цели и задачи самостоятельно, развивали свое творческое и образное мышление. На мой взгляд эта работа им удалась.
В конце занятии методом групповой рефлексии педагог вместе с детьми организовали мини выставку работ, анализировали полученный результат, в форме диалога критически оценивали свои работы.
Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ мне в этом очень помогло на разных этапах занятия.
На занятии царила доброжелательная, благоприятная психологическая обстановка, получено удовольствие от своей творческой деятельности.
На занятии были использованы словесный, наглядный, проектно-конструкторский методы обучения.
В ходе занятия были соблюдены все этапы, но были внесены коррективы по сравнению с первоначальным планом, для более ярких примеров, подчеркивания индивидуальных черт в портрете, более глубокого погружения в тему и активизации фантазийного мышления у детей.
Все цели и задачи выполнены
Считаю необходимым для себя продолжить развитие данной темы и более глубокого изучения ее в дальнейшей работе.
.
[1] Кирилл Богомилов. «Золотая Осень» Русские Гусли. «Кантелеон».
[2] Кирилл Богомилов. «Золотая Осень» Русские Гусли. «Кантелеон».
[3]
[4]
[5]
[6] Данные учебники рекомендованы для учащихся 5-8 общеобразовательных школ, и может быть использованы дополнительных на занятиях по изобразительному искусству, так как знакомят учащихся с главными основами рисунка, живописи, композиции и краткой художественной терминологии.