Кадровая работа в высшем учебном заведении




Персонал высшего учебного заведения объединяет составные части трудового коллектива организации. Для реализации основных функций, целей и задач заведений высшего профессионального образования, в них предусмотрены следующие категории персонала:

· профессорско-преподавательский;

· авдминистративно-управленческий;

· учебно-вспомогательный;

· прочий обслуживающий.

К профессорско - преподавательскому составу относятся должности декана, заведующего кафедрой, профессора, до­цента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

От состояния преподавательских кадров вуза зависит эффективность учебного процесса, престижность и пер­спективность отдельных научно-педагогических школ и вуза в целом. При этом одной из важных проблем и особенностей подбора кадров в высшее учебное заведение в отличии от организаций других сфер деятельности является возрастная структура профессорско-преподавательских кадров, преемственность молодых преподавателей, движение кадров.

Возрастной состав персонала определяет преем­ственность знаний в научно-педагогической школе, актив­ность освоения новых областей знаний, широту связей вуза с предприятиями и организациями.

Сложившаяся кадровая ситуация в вузах характеризу­ется в последние годы постоянным ростом среднего возрас­та преподавателей и оттоком молодых сотрудников. До на­чала 1990-х гг. считалось очень престижным остаться после окончания вуза для работы на кафедре, и претендовать на это могли только лучшие выпускники. Затем экономиче­ская ситуация в стране резко изменилась, и это отразилось на возрастной структуре персонала вузов. Молодежь актив­но пошла в сферу коммерции и обслуживания, где заработ­ки были несоизмеримо выше. Высшие учебные заведения стали терять преподавателей среднего возраста (30–45 лет), которые меняли сферу дея­тельности. В высших учебных заведениях остались возрастные преподаватели, которым на смену достаточно редко стали приходить молодые кадры.

При этом в настоящее время основная трудность про­блемы возрастной структуры состоит в объективной связи приема нового сотрудника с одновременным увольнением одного из работающих. И здесь руководителям вуза, фа­культета и кафедры проходится решать непростые психо­логические вопросы. Увольнять необходимо давно работающего преподавателя, который имеет сложившиеся много­летние связи с членами коллектива кафедры и факультета, который отдал много лет своего труда вузу. Принимается на работу молодой человек, которого еще необходимо опе­кать, который будет набираться преподавательского опыта 3-5 лет и станет ведущим доцентом кафедры только через 5-10 лет. К сожалению, сложившиеся в высшей школе принципы избрания преподавателей не помогают руково­дителю разрешать кадровые проблемы. Очень редко на прак­тике происходит реальное конкурсное избрание преподава­телей, снизилась роль научных и учебно-методических разработок при избрании.

 

Хотелось бы считать, что сложившаяся в России ситуа­ция с престижностью профессий является временной. В раз­витых странах (США, Япония, ФРГ и др.) преподаватель­ский труд в вузах считается очень престижным. Его соци­альный статус равняется 84 (при максимальной оценке в 100 баллов), в то время как должность работника торговли характеризуется оценкой 50, управленца – 79, квалифици­рованного рабочего – 15–25 баллов. Удовлетворенность тру­дом в вузе характеризуется оценкой 93, в торговле – 52, юридической области – 80, управленческой области – 69. С точки зрения влияния на здоровье работа в вузе оказыва­ется тоже наиболее благоприятной. Исследования в США показали, что средний национальный показатель сердечных приступов среди вузовских преподавателей равняется 71% по отношению к общему по стране, а в менеджменте – 116%, у юристов –124%, у работников торговли – 126%.

 

Следует иметь в виду, что возраст преподавателей не должен и не может быть целью в кадровой политике. Более того, преподавательский и исследовательский опыт работ­ника вуза появляется через 10-15 лет работы и сохранение наиболее выдающихся профессоров и доцентов является залогом высокого научно-педагогического престижа. Одна­ко активно работающая кафедра, факультет и вуз в целом должны планировать внутренний процесс самовоспроизвод­ства кадров и предпринимать необходимые меры для выра­щивания и привлечения наиболее квалифицированных спе­циалистов.

Подбор кадров в вузе отличается значительной распределенностью по кафедрам. Принципы кадровой политики вырабатываются Ученым советом и администрацией высшего учебного заведения, но реальный подбор персонала осуществляет каждая ка­федра независимо. Объясняется это спецификой научных и педагогических задач кафедр, различиями в текущей кад­ровой ситуации, возможностью и необходимостью привле­чения в конкретный момент времени нового сотрудника. Общая кад­ровая проблема вуза распадается на отдельные кадровые кафедральные задачи.

Численный состав большинства кафедр не превышает 20 чел, поэтому общая кадровая ситуация в высшем учебном заведении оказыва­ется зависящей от решений большого числа заведующих кафедрами. Сменяемость кадров в вузе традиционно очень невысокая. Практика показывает, что увольнения препода­вателей по причине перехода на другую работу (аналогич­ную по профессии) очень незначительны. Чаще всего пре­подаватели работают в вузе до тех пор, пока сохраняется физическая возможность. Получается, что уже в момент приема нового преподавателя на кафедру закладывается кадровая ситуация на следующие 5-10 лет. Если принять средний возраст работы преподавателя 40 лет (от 25 до 65 лет), то для коллектива в 20 чел. ежегодное обновление составит всего лишь 0,5 чел. (при равномерном обновлении состава – 1 чел. раз в 2 года). Каждый отдельный работаю­щий, остающийся на кафедре после 65 лет, или прини­маемый новый сотрудник в возрасте 45-55 лет фактически останавливают равномерное обновление состава и тем са­мым увеличивают средний возраст в целом по кафедре. При равномерной возрастной структуре персонала распре­деление по интервалам возраста должно составлять: до 30 лет – 12%, 30–40 лет – 24%, 40–60 лет – 50%, стар­ше 60 лет – 14%.

Выработка внутривузовской системы управления возрастом преподавателей предполагает опору на ряд типовых приемов. Можно использовать типовые возрастные мо­дели и типовые принципы контроля за возрастом, которые являются основными приемами, используемыми в процессе разработки и принятия управленческих решений в работе с персоналом вуза.

Выделяют следующие возрастные модели высшего учебного заведения:

 

Стабильного обновления Базируется на поддер­жании постоянного среднего возраста преподавателей ка­федры. В каждом интервале возраста в этом случае поддер­живается примерно одинаковое число работающих.
Неравномерного обновления Допускает наличие группы преподавателей одного возраста, замена которых происходит в короткий интервал времени (1-3 года). В этот период старшая возрастная группа заменяется на суще­ственно более молодую и начинается новый возрастной цикл кафедры.

 

Каждая из типовых моделей может эффективно приме­няться руководителями кафедр. Для крупных кафедр наи­более удобна первая модель, для малых кафедр – вторая.

К основным типовым принципам контроля за возрастом относятся:

 

Жесткая барьерная система Предполагает введение возрастных ба­рьеров для должностей работающих. При такой системе вводится ограничение возраста для занимаемых должности ассистента, доцента, профессора и заведующего кафедрой. Например, для ассистентов – 30 лет, доцентов – 55 лет. Преподаватель, достигший предельного возраста, не при­нимался на работу, и место освобождалось для более моло­дого сотрудника. В ряде стран существует законодатель­ный запрет на работу штатного преподавателя в вузе после пенсионного возраста.
Жесткая структурная система Предполагает выделе­ние регламентированных квот для интервалов возраста ра­ботающих. Эти квоты выделяются на кафедру или фа­культет как конкретная доля работающих определенного возраста, принимаемых в год на работу. Например, из чис­ла принимаемых за год на работу должно быть ассистен­тов – 20%, доцентов – 60%, профессоров – 20%. Тем самым гарантируется постоянное появление младшей должно­стной группы, ориентированной на приток молодых кадров. Квота может задаваться и прямым выделением числа мест. Например, может быть выделено определенное чис­ло мест для приема в профессора докторов наук в возрасте до 40 лет, в доценты – кандидатов наук в возрасте до 30 лет и т. д.
Мягкая система стимулирования Ориентирована на мягкое моральное и материальное давление на сотрудников с целью поддержки предпочтительной кадровой структу­ры. Она поддерживает сотрудников в соответствующей дол­жностной группе в ущерб интересам сотрудников других возрастных групп.
Система контроля за средним возрастом Опирается на введение основного контролируемого параметра – средний возраст. По каждой кафедре или группе кафедр реальный средний возраст должен отличаться от нормативного не более, чем на 10%. При выполнении этого условия подраз­деление свободно в подборе персонала, а его нарушение предполагает введение жестких административных требо­ваний к обновлению состава.

 

Управление возрастной структурой персонала являет­ся сложнейшей психологической проблемой, так как затра­гивает интересы конкретных людей. Экономически необхо­димо учитывать низкие оклады у ассистентов (преподавателей), рост окладов только после повышения ученой степени, падение матери­ального обеспечения после перехода преподавателя на пен­сию. Комплекс мероприятий по управлению персоналом должен сглаживать эти негативные объективные матери­альные особенности.

Всю совокупность мероприятий, ориентированных на управление возрастной структурой персонала, можно разде­лить на четыре этапа, которые ориентированы на разные возраст­ные группы работающих и представленные на рисунке 17.7. Это фактически кадровые меро­приятия, сопровождающие человека в процессе его трудовой деятельности в высшем учебном заведении.

 
 

 


Рис. 17.7. Основные кадровые мероприятия в вузе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: