Остановясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и в уповании крепость ваша; но вы не хотели...
Ис. 30:15
Только в Боге успокаивается душа моя.
Ис. 61:2
О христианской жизни существует мнение, что она представляет собой что-то вроде обоюдного сотрудничества Бога с человеком, в котором каждая сторона делает своё дело. Это мнение допускает, что сам по себе человек может сделать очень мало, да и то малое будет испорчено грехом. И все же он должен приложить всё своё старание - и лишь тогда может ожидать, что и Бог совершит Свою работу.
Тем, кто так думает, чрезвычайно трудно понять, что именно подразумевает Писание, говоря, чтобы мы были спокойны и не делали ничего, ожидая в уповании и тишине увидеть спасение Божие. Им кажется полным противоречием, когда мы говорим об этом спокойствии и о прекращении с нашей стороны всякого усилия как о самом высоком достижении нашей духовной жизни. А этому именно и учит Писание.
Объяснение таинственного противоречия состоит в том,, что когда речь идёт о Боге и человеке, работающих совместно, то здесь не говорится о сотрудничестве двух сторон, из которых каждая вносит свою долю в дело, но имеется в виду совершенно другое положение, а именно: истинная мысль покоится на сотрудничестве, основанном на подчинении. Как Иисус полностью зависел от Отца во всех Своих словах и делах, так и верующий не может сам от себя сделать ничего; что бы он ни сделал от себя, во всём будет примесь греха. Поэтому он должен отказаться от всякого делания и ждать, когда Бог начнёт Свою работу в нём.
И когда его собственные усилия прекратятся, тогда вера гарантирует ему, что Бог совершит в нем Свое дело. Бог же пробуждает, обновляет и освещает все его силы и способности до их высочайшей степени. Так что поскольку верующий отдаёт себя с полной искренностью в руки Божии как покорное орудие, постольку Бог будет владеть им Своей всемогущей силой. И душа, в которой вполне осуществляется чудесная комбинация совершенной пассивности и высочайшей активности, получает глубочайший опыт того, что называется жизнью христианина.
|
Среди уроков пребывания во Христе нет урока более полезного и необходимого, чем урок о покое души. Только в этом покое можем мы развить нашу способность к восприятию духовного - эту мягкость, которой Господь покрывает Свои тайны и Свои пути. Эта духовная мягкость была прекрасно проявлена в трёх женщинах:
1) В той, которая, услышав дивное откровение, когда-либо сделанное человеку, кротко ответила: "Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лук. 1:38).
2) В той, которая сидела у ног Иисуса и слушала слово Его и которая, помазав тело Его до погребения, показала тем самым, как глубоко проникла она в тайну Его смерти.
3) И в той, которая искала Господа в доме фарисея с обильными слезами, но без единого слова.
Как видим, лучше приготовленной к помазанию Иисуса оказалась душа, тихая в Господе. И когда она в безмолвном благоговении склоняется перед святым Присутствием, открывшемся в ней, только тогда ею может быть услышан тихий голос благословенного Духа Божия. Поэтому, возлюбленное чадо Божие, всякий раз, когда ты ищешь глубже постичь тайну пребывания во Христе, пусть первой твоей мыслью будет: "Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое".
|
Питаешь ли ты истинно глубокую надежду осуществить чудное единение с Небесной Лозой? Знай. что не плоть и кровь откроют тебе это, но Отец твой, сущий на небесах. Откажись от собственной мудрости. Тебе надо только склониться пред Ним, признав свою естественную испорченность, свое бессилие и несостоятельность, и Отец с радостью пошлёт тебе наставление и помощь Духа Святого. Только бы ухо твоё было открыто, мысли приведены в подчинение Богу и твоё сердце приготовлено в покое к ожиданию Господа и слушанию Его слов - и Он откроет тебе Свои тайны.
Одной из первых Его тайн будет более глубокое понимание той истины, что если ты смиренно склоняешься перед Ним, признавая своё ничтожество и беспомощность, если в тишине и спокойствии души ищешь уловить нежный шёпот Его любви, то ты узнаешь то, чего раньше никогда не слышал из-за шума и беспокойства своих мыслей и усилий. Ты поймёшь, что главное твоё дело - слушать, внимать и верить Его обетованиям; следить, ждать и смотреть, что Он совершает, а затем с верою и послушанием отдать себя Его действию, совершающемуся в нас могущественно. Казалось бы, как прекрасна и желанна мысль, что мы можем отдыхать, покоясь в Его руках, в то время как Он трудится в нас! Но как это далеко от действительности! С каким трудом и медленно входит в сознание, и то лишь немногих, мысль о том, что покой - это сила, это благодать и источник величайшей активности, что он - тайна истинного пребывания во Христе. Постараемся усвоить это и будем стоять на страже против всего, что причиняет вред или служит помехой этому.
|
Как многочисленны и велики опасности, угрожающие покою души! Во-первых, это рассеянность души, когда без надобности мы слишком вникаем в интересы этого мира. Ведь каждый из наc имеет своё Божественное призвание в границах, указанных нам Богом. Отдавать внимание этому труду и всему, что его касается, - наша первейшая обязанность. Но даже и здесь христианин обязан бодрствовать и хранить умеренность и самообладание; Более того, нам необходимо святое воздержание, особенно в делах, не возложенных на нас Богом. Если пребывание во Христе - наша главная цель, то будем избегать излишнего возбуждения даже в вещах обыденных и необходимых (как, например, еда, питье, одежда, обстановка, увлечения и т.п.). Будем бодрствовать против притягательной силы, с какой они влекут и удерживают душу. отнимая у нас силу и интерес к общению со Христом.
Во-вторых, беспокойство и заботы житейские тоже угрожают покою души, поглощая массу времени и разрушая жизнь веры, держа душу в состоянии взволнованного моря.
И, в-третьих, не менее опасен в духовном отношении дух страха и недоверия. Со своими опасениями и усилиями человек поистине никогда не услышит, что хочет сказать ему Бог. Главным образом ему мешает беспокойство, происходящее от старания своими силами и средствами получить духовное благословение, которое нисходит только свыше. Сердце, занятое своими собственными планами и усилиями, чтобы исполнить волю Божию и обеспечить себе счастье пребывания во Христе, никогда не будет иметь успеха.
Делу Божию всегда препятствует наше вмешательство: Он может делать его в совершенстве только тогда, когда мы прекратим все свои усилия. Он может действовать могущественно только в той душе, которая чтит Его, предоставляя Ему право производить в ней хотение и действие по Его благоволению. В конце концов, если человек даже поистине вступит на путь веры, ему может препятствовать нетерпение плоти, составляющей свои понятия о жизни и о духовном прогрессе не по Божественному, а по человеческому образцу.
Принимая во внимание все сказанное, благословен будет тот человек, который изучает урок покоя души и полностью принимает слово Господа: "В тишине и уповании крепость ваша". Всякий раз, когда он слушает слово Отца или просит Его выслушать его слова, он не смеет начать это, не выждав прежде, пока душа не утихнет в присутствии вечного Величия. С чувством Божественной близости и зная, как наше "я" готово утвердить себя, врываясь даже во Святое Святых со своими мнениями и усилиями, душа в спокойном акте самоотдачи предоставляет себя наставлению и действию Божественного Духа. Она утихает и в святом молчании ждёт, пока в ней всё успокоится до готовности принять откровение Божественного присутствия и воли. Тогда её чтение и молитва действительно становятся ожиданием Бога; тогда и уши, и сердце открыты и очищены, чтобы полностью принять то, что Он говорит.
Но пусть никто не думает, что можно совершить это, не имея ежедневно вполне свободного времени, свободных часов для размышления и ожидания Бога. Для таких часов должна выработаться привычка души, чтобы в то время, когда верующий выходит в этот мир с его шумом и суетой, мир Божий, который превыше всякого ума, мог соблюсти его мысли и сердце. Лишь в тихой и спокойной душе вера может пустить глубокие корни, а Дух Святой может давать Свое благословенное учение и совершать Свою работу.
Пусть каждый из нас старается ежедневно сказать: "Bo-истину душа моя покойна в Боге". Постоянно углубляющееся в душе чувство тишины и покоя - это плод пребывания в Боге.