Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
Ин. 15:9
Благословенный Господь! Открой и озари наши очи, чтобы правильно видеть всю славу этого удивительного слова. Открой нашему созерцанию тайную сокровищницу Твоей любви, чтобы души наши могли войти туда и найти в ней своё вечное место.
Как иначе сможем мы узнать что-либо о любви, превосходящей разумение? Прежде чем Спаситель произнёс слово, приглашающее нас пребывать в Его любви, Он сказал нам, какова эта любовь: "Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас". Эти слова делают Его приглашение особенно сильным, и сама мысль о непринятии Его является невозможной.
"Как возлюбил Меня Отец..." Можем ли мы составить истинное понятие об этой любви? Господи, научи нас! Бог есть любовь, она - совокупность совершенства, она - сущность Его природы, центр, вокруг которого группируются все Его славные качества. И потому, что Он есть любовь, Он есть и Отец. У Него есть и Сын любви - ведь нужен объект, которому любовь может отдавать себя, с которым хочет считаться, слиться и быть одно. Любовь Отца к Сыну - это та Божественная любовь, посредством которой Он восхищается Сыном и говорит: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение" (Мф. 17:5).
Любовь Божия подобна пламени, вся её энергия, глубина и бесконечность устремлены к одной цели, к одной радости - Единородному Возлюбленному Сыну. Если мы соединим свойства и качества Божии - бесконечность, необъятность, совершенство - и будем рассматривать их как лучи от славы Его любви, мы всё же не получим даже приблизительного представления о том, что такое и какова эта любовь. Эта любовь превосходит разумение. И однако любовь Бога к Сыну Его должна служить как бы зеркалом, в котором тебе, дорогая душа, надо познать, как Иисус любит тебя. Как одна из Его искупленных, ты являешься Его радостью и наслаждением: все Его желания обращены к тебе с пламенным устремлением любви, которая сильнее смерти и которую не могут погасить большие воды. Его сердце тоскует по тебе, жаждет твоей любви и единения с тобой. Если бы потребовалось, Он снова мог бы умереть, чтобы приобрести тебя.
|
Как Отец любит Сына и не может жить без Него, так и Иисус любит тебя. Его жизнь тесно связана с твоей: ты для Него бесконечно дорог и необходим, больше чем ты можешь себе представить. Ты с Ним одно. "Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас". Это вечная любовь. Прежде создания мира, - так учит нас Слово Божие, - было предопределено, что Христос будет Главой Своей Церкви, что Он будет иметь Тело, через которое проявится Его сила и слава. И в этой вечности Он возлюбил и возжелал тех, кто был дан Ему Отцом. И когда Он пришёл и сказал ученикам Своим, что любит их, то любовь Его действительно была неземной и вечной.
И теперь очи Его устремлены на каждого из тех, кто жаждет пребывать в Нём, с той же бесконечной любовью, в каждом дыхании которой ощущается мощь и величие вечности. "Любовью вечною Я возлюбил тебя". Это любовь совершенная: она отдаёт всё и не удерживает ничего. "Отец любит Сына и всё дал в руку Его" (Ин. 3:35). Точно так же и Иисус любит Своих: всё, что Он имеет, принадлежит им; когда потребовалось, Он отказался от венца и престола; Он не посчитал слишком дорогой Свою жизнь и Кровь, чтобы отдать их за тебя. Его праведность, Его Дух и слава, даже престол Его - всё твое. Эта любовь ничего не удерживает и невообразимым для человеческого ума способом делает тебя одно с Собой.
|
О чудесная любовь! Он любит нас так, как Отец возлюбил Его, и предлагает нам эту любовь как наше ежедневное местопребывание. Это тихая, кроткая и нежная любовь. Когда мы думаем о любви Христа, то в нас, кроме греха, нечистоты и недостоинства, ничего не встречает наш глаз. И невольно возникает вопрос: как можно сравнить любовь во всём её совершенстве, существующую в недре Отчем, с любовью, которая находится в грешниках?
Но, да будет благословен Бог, мы знаем, что Христос не знает другой любви, кроме той, какою возлюбил Его Отец. И через нашу негодность ещё яснее выступает вся красота любви, подобной которой нет и на небе. С нежной любовью и состраданием склоняется Он к нашей слабости. С непостижимым терпением Он переносит нашу медлительность. С мягчайшей добротой сердца идет навстречу нашим опасениям и безрассудствам. Это и есть любовь Отца к Сыну, окружённая ореолом славы, и её снисходительность в её утончённой приспособленности ко всем нашим слабостям и нуждам. И эта любовь неизменна!
Иисус, "возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их" (Ин. 13:1). "Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отойдёт от тебя" (Ис. 54:10).
И подобно тому, как наша негодность привлекла к нам эту любовь, так и грех, часто возбуждающий в нас страх и сомнение и огорчающий нас, является новой причиной для той же любви, чтобы держать нас ещё крепче. А почему? И нельзя найти другого основания, кроме: "Как возлюбил Меня Отец, так и Я возлюбил вас".
|
И теперь не та ли это самая любовь внушает нам побуждение, средство и силу той самоотдачи, посредством которой мы всецело отдали себя для пребывания в Нём? Да, несомненно, любовь даёт стимул. Только взгляни и посмотри, как эта Любовь стоит, просит и умоляет. Взгляни, о, взгляни на Богочеловека, на вечную славу, на небесную красоту, на нежную умоляющую благость распятой Любви, простирающей Свои пронзённые руки и взывающей: "О, неужели ты не хочешь быть со Мной? Приди и пребудь во Мне!"
Любовь указывает тебе на вечность Любви, откуда Она пришла, чтобы найти тебя. Она указывает тебе на крест и на всё, что он породил, чтобы доказать реальность Своей любви и приобрести Тебя для Себя. Она напоминает тебе всё, что обещано для тебя, если ты безоговорочно бросишься и Его объятья. И с Божественным авторитетом, соединённым с невыразимой нежностью, Она говорит: "О душа! Как возлюбил Меня Отец, так и Я возлюбил тебя: пребудь в Моей любви". На такую просьбу может быть только один ответ: "О Господи, вот я! Отныне Твоя любовь будет единственным убежищем моей души. Только в Твоей любви хочу я пребывать. Эта любовь является единственным побуждением, она есть и мера нашей самоотдачи для пребывания в Ней".
Любовь даёт всё, но и требует всего. И поступает так потому, что иначе не может овладеть нами, чтобы совершенно наполнить нас Собой. В любви Отца и Сына так оно и есть. В любви Иисуса к нам это тоже так. И в нашем пребывании в Его любви тоже должно быть так. Наша самоотдача Ему должна соответствовать размеру Его самоотдачи. О, если бы мы поняли, что значит Его любовь, призывающая нас овладеть бесчисленными её сокровищами, и если бы мы осознали, что всё то, чего мы лишаемся ради Неё, будет стократно возмещено уже в этой жизни! Или ещё лучше, если бы мы познали, что эта Любовь такой широты и долготы, и глубины и высоты, что превосходит наше разумение, как быстро исчезли бы все наши мысли о жертве, о самоотдаче, и душа наша наполнилась бы изумлением при мысли о невыразимом преимуществе быть любимой такой любовью и быть призванной пребывать в ней вечно!
Но если сомнения опять поднимут вопрос: возможно ли это и смогу ли я всегда пребывать в Его любви, то помни, что Любовь Сама даёт единственное средство для пребывания во Христе, и это средство - вера в эту Любовь, вера, которая помогает и облегчает нам пребывать в Ней. Если эта Любовь Божественна и действительно так сильна и горяча, то, конечно, я могу положиться на Неё, потому что Она будет держать меня крепко, и тогда вся моя слабость и недостоинство не могут служить препятствием. Если она так бесконечно могущественна, то я могу верить, что Она крепко прижмёт меня к Своей груди и уже больше не отпустит.
Я вижу, что только этого доверия Бог и ждёт от меня. Он относится ко мне, как к разумному существу, одарённому чудесной способностью желать и избирать. Он не может навязывать мне Свои милости и благословения силой, но ждёт искреннего и добровольного согласия моего сердца. И знаком этого согласия Он, по великой Своей милости, определил быть вере - той вере, с которой даже самый последний грешник бросается в объятия Любви, чтобы быть спасённым, а самая крайняя слабость - чтобы быть услышанной.
О бесконечная Любовь, Любовь, какою Отец возлюбил Сына и какою Сын возлюбил нас! Я могу довериться Тебе и полагаюсь на Тебя. Храни же меня пребывающим в Твоей любви!