ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ




Основными задачами службы охраны труда являются организация работы по ликвидации причин производственного травматизма в организациях и на предприятиях и осуществление контроля за работой производственных и технических служб организаций и предприятий по улучшению условий труда, совершенствованию техники безопасности и средств защиты на основе широкого внедрения достижений науки и техники и повышения культуры производства, разработка и осуществление организационно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Для практического выполнения этих задач привлекаются инженерно-технические работники строительства, актив в лице общественных инспекторов и членов комиссий охраны труда комитетов профсоюзов, а также научные и проектные институты, которые обязаны обеспечить непрерывное улучшение условий труда в строительстве.

В своей деятельности работники службы охраны труда руководствуются законами СССР и союзных республик, указами Президиума Верховного Совета СССР и союзных республик, постановлениями и распоряжениями правительств СССР и союзных республик, решениями вышестоящих организаций профсоюзных органов и нормативными актами в области охраны труда.

Службой охраны труда, количество работников которой определяется соответствующими министерствами и ведомствами в зависимости от характера и объема выполняемых строительно-монтажных работ, непосредственно руководит главный инженер организации.

Служба охраны труда комплектуется, как правило, работниками с высшим или средним техническим образованием, имеющими стаж инженерной работы в строительстве или на предприятиях строительной индустрии не менее трех лет. Они в пределах своей компетенции представляют организацию или предприятие в государственных и общественных организациях, учреждениях или на предприятиях и несут ответственность за выполнение всех возложенных на них обязанностей.

Им даны следующие права:

давать руководителям и инженерно-техническому персоналу подведомственных организаций и предприятий указания (предписания) об устранении имеющихся недостатков и нарушений правил и норм техники безопасности и производственной санитарии; эти указания (предписания) могут быть отменены только управляющим или главным инженером треста;

запрещать производство работ на отдельных участках строек, цехов, агрегатов, машинах, механизмах и станках при условиях, опасных для жизни и здоровья работающих, немедленно сообщая об этом руководителям организаций и предприятий;

требовать от руководителей организаций и предприятий своевременного расследования несчастных случаев, связанных с производством; выполнения работ в строгом соответствии с требованиями Строительных норм и правил, принятыми в проекте производства работ; составления, утверждения и строгого соблюдения совмещенных графиков производства работ и мероприятий по технике безопасности при выполнении работ одновременно несколькими организациями;

вносить предложения о поощрении работников подведомственных организаций и предприятий за достигнутые успехи в улучшении техники безопасности и производственной санитарии, в снижении травматизма и заболеваемости, а также привлечении к ответственности лиц, не выполняющих предписания работников службы техники безопасности и производственной санитарии.

Наряду с предоставленными работникам службы охраны труда правами на них возложены следующие обязанности:

методическое руководство организацией работы по технике безопасности и производственной санитарии в подведомственных организациях и предприятиях;

составление проектом перспективных и годовых планов по улучшению техники безопасности и санитарно-бытового обслуживания работающих, согласование их с профсоюзными организациями, а также осуществление контроля за выполнением этих планов;

организация и осуществление контроля за соблюдением действующего законодательства, приказов, инструкций и требований правил и норм техники безопасности и производственной санитарии, указаний и предписаний органов государственного надзора, а также за правильным освоением средств, ассигнованных на мероприятия по охране труда;

участие в расследовании аварий, групповых и тяжелых несчастных случаев в подведомственных организациях и на предприятиях, их учет и участие в разработке мероприятий по их предупреждению;

анализ причин производственного травматизма и составление сводных отчетов о пострадавших при несчастных случаях и об освоении средств, ассигнованных на мероприятия по охране труда;

подготовка проектов приказов по вопросам техники безопасности и производственной санитарии;

организация обмена передовым опытом работы по технике безопасности и производственной санитарии;

организация обучения и проверки знаний инженерно-техническими работниками, а также рабочими правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии и не позднее трех месяцев со дня поступления рабочих в организацию и на предприятия обучение их безопасным методам работ по утвержденной программе, а также обеспечение ежегодной проверки знаний рабочими этих методов;

осуществление контроля за обеспечением работающих спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты и организацией их хранения и ремонта;

организация пропаганды безопасных и здоровых условий труда путем проведения в установленном порядке смотров и конкурсов по охране труда, докладов, лекций, бесед, экскурсий, оборудования кабинетов и уголков по технике безопасности;

обеспечение подведомственных организаций и предприятий правилами, инструкциями, памятками, плакатами и другими наглядными пособиями;

подготовка предложений по внедрению более совершенных конструкций ограждающих и предохранительных устройств, защитных приспособлений, а также рекомендаций научно-исследовательских институтов и передовых предприятий;

рассмотрение проектов организации строительства и производства работ в части полноты и обоснованности принятых решений по технике безопасности и производственной санитарии и подготовке по ним соответствующих заключений;

разработка инструкций по технике безопасности с учетом местных условий и представление этих инструкций на утверждение в установленном порядке;

участие в работе по рассмотрению и внедрению в строительство рационализаторских предложений в области техники безопасности.

В последнее время на предприятиях, в том числе и в строительстве, широкое применение нашли разрабатываемые комплексные системы управления охраной труда (КСУОТ). Целью КСУОТ является определение единого комплексного подхода к решению задач по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в системе организации, поднятие активности и ответственности рабочих и ИТР за соблюдение норм и правил по охране труда.

Принципиальная схема КСУОТ, как правило, включает в себя:

1. Систему руководящих документов, в состав которых входят «функциональные обязанности» и «Нормативно-техническая документация». КСУОТ основывается на выполнении законодательства СССР и союзных республик о труде, выполнении постановлений директивных органов, профсоюзных, органов Госнадзора СССР, нормативных документов.

Функциональные обязанности по охране труда регламентируют права, обязанности и ответственность структурных подразделений и должностных лиц организаций и предприятий.

2. Структурно-функциональную систему управления организацией. На всех уровнях структурных подразделений организация координации их деятельности по вопросам охраны труда, организационно-методическую работу по управлению охраной труда, контроль за выполнением приказов, норм, правил и других документов осуществляет служба охраны труда, непосредственно подчиненная руководителю организации.

3. Функции и методы управления. Это комплекс взаимосвязанных видов деятельности, осуществляемых администрацией, ИТР и общественными организациями, которые, опираясь на функциональные обязанности, отвечают на вопросы: кто, что и как должен делать в системе управления, а именно: планирование работы по охране труда; организация и координация работ в области охраны труда; анализ и учет показателей состояния охраны труда; контроль за состоянием охраны труда и функционирование СУОТ; оценка состояния охраны труда, стимулирование за работу по охране труда.

Организация и координация работ в КСУОТ предусматривает формирование органов управления охраной труда, определение обязанностей и порядка взаимодействия лиц и служб, участвующих в управлении охраной труда.

Контроль за состоянием охраны труда и функционированием КСУОТ направлен на проверку условий труда работающих и функционирование отдельных звеньев системы.

Основными видами контроля являются: многоступенчатый административно-общественный контроль (трехступенчатый или пятиступенчатый контроль); оперативный контроль руководителей работ и других должностных лиц; контроль, осуществляемый службой охраны труда, ведомственный контроль вышестоящих органов, контроль органами надзора и технической инспекцией труда.

За критерий уровня состояния охраны труда на производстве принимается коэффициент уровня охраны труда Ко.т., который определяется по формуле

Ко.т. = Кб.т. + Кб.о. + Кп.р /3,

где Кб.т. — коэффициент безопасности труда, характеризующий выполнение работающими требований безопасности труда;

Кб.о . — коэффициент безопасности оборудования и технологических процессов;

Кп.р — коэффициент плановых работ, характеризующих выполнение запланированных мероприятий по охране труда.

Базовый коэффициент Ко.т. принимают равным 1.

Стимулирование за работу по охране труда осуществляется на основе данных о работе за смену, меся, квартал, год. Стимулирование может быть моральное (присвоение званий, объявление благодарностей и др.) и материальное.

В целях широкого привлечения общественных организаций к работе по осуществлению организационно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий по охране труда и предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на строительстве и предприятиях строительной индустрии профсоюзными комитетами создаются общественные комиссии по охране труда с обязательным участием в них работников службы техники безопасности.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Планирование по охране труда подразделяется на перспективное (на несколько лет), текущее (на год) и оперативное (на месяц, квартал).

Планирование мероприятий по охране труда представляет собой один из главных методов управления охраной труда в строительстве. Для решения задач охраны труда в строительных организациях предусматривается проведение перспективного и текущего планирования, а также планирование охраны труда при разработке проектной документации. Комплексным планам отводится решающая роль в области охраны труда: добиться резкого сокращения несчастных случаев, профессиональной заболеваемости, полного исключения вредного и тяжелого труда в строительстве, повышения работоспособности рабочих и служащих, снижения экономических потерь из-за производственного травматизма и заболеваемости.

В комплексных планах находят отражение объективная социальная экономическая необходимость и возможность планомерной организации улучшения охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий в строительном производстве.

Комплексные планы разрабатываются во всех строительных организациях. Ответственность за разработку и реализацию комплексных планов возлагается на главного инженера организации. Разработке комплексного плана должен предшествовать ряд подготовительных мероприятий: проведение паспортизации условий труда и утверждение санитарно-технического па порта для строительно-монтажных организаций; анализ полноты выполнения планов предыдущего пятилетия и опыта планирования.

При определении объема мероприятий, включаемых в комплексные планы, учитываются предложения рабочих по улучшению условий труда, результаты анализа предписаний оперативного контроля охраны труда должностными лицами, органами Государственного надзора и Технической инспекции профсоюза.

К текущему планированию относятся: соглашение по охране труда между администрацией и профсоюзной организацией (приложение к коллективному договору); план организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда и профилактике производственного травматизма; план изучения и распространения передового опыта по охране труда. Годовые планы составляются на основе комплексных планов и предусматривают практическую их реализацию. В этих планах отражаются конкретные мероприятия по улучшению условий труда, их стоимость, исполнитель, сроки исполнения.

К оперативному планированию относятся: оперативные планы работы по охране труда организации; планы работы структурных подразделений главных специалистов, в том числе службы охраны труда; планы работы кабинетов по охране труда.

Для своевременного планирования, целевого финансирования и обязательного осуществления мероприятий по предупреждению несчастных случаев, заболеваний на производстве и общему улучшению условий труда, а также для усиления контроля за расходованием средств, отпускаемых на эти цели, составляется сводная номенклатура мероприятий по охране труда.

Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется за счет сметной стоимости строительства и отражается в накладных расходах данной строительной организации. Для выполнения плановых номенклатурных мероприятий по охране труда установлен следующий размер ассигнований: по общестроительным работам — не менее 0,4 % прямых затрат на строительство, по специальным работам (санитарно-техническим, электромонтажным, работам по монтажу технологического оборудования и др.) — не менее 0,25 %.

Требуемую сумму ассигнований определяют на основе годового плана номенклатурных мероприятий (соглашений). В случае задержки утверждения промфинплана разрешается производить затраты на охрану труда в пределах 50 % ассигнований предыдущего года. Денежные средства, запланированные на мероприятия, предусмотренные годовым планом номенклатурных мероприятий, не разрешается расходовать на какие-либо другие цели.

Сумму ассигнований на номенклатурные мероприятия по охране труда (тыс. руб.) определяют по формуле

Со.т. = Сп.з·0,4/100,

где Сп.з — сумма прямых затрат, тыс. руб.;

0,4 — размер ассигнований на охрану труда, % от суммы прямых затрат на строительно-монтажные работы, выполняемые собственными силами.

Величину Сп.з находят из выражения

Сп.з. = Сс.м. – (Сп.н. + Сн.р.)

где Сс.м — сметная стоимость строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами, тыс. руб.;

Сп.н — сумма плановых накоплений:

Сп.нс.м • 6) /(100 + 6) = Сс.м • 0,0566

(6 — размер плановых накоплений, % от суммы прямых затрат и накладных расходов);

Сн.р = (Сс.м - Сп.н) К/(100 +К),

где К — размер накладных расходов, % от суммы прямых затрат.

Учет расходования средств на охрану труда осуществляет бухгалтерия строительной организации на основании первичных документов, которые составляют отдельно от других хозяйственных операций. Первичными документами являются наряды на выплату заработной платы; акты на списание строительных материалов; требования на выдачу в эксплуатацию инвентаря; акты на списание в негодность инвентаря; счета поставщиков за фактически выполненные работы и услуги, связанные с охраной труда. Всю первичную документацию проверяют, шифруют и представляют на утверждение главному инженеру только с подписью инженера по технике безопасности.

Администрация предприятия (организации) в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за невыполнение номенклатурных мероприятий по охране труда или за использование не по назначению денежных средств и материальных ресурсов, выделенных на эти цели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: