1. Продолжите фразу: «Маргиналы – это…»
2. Определите, какому автору принадлежат это высказывание: «Люди не хотят быть богатыми; люди хотят быть богаче других». Разделяете ли вы мнение автора?
3. Соотнесите понятия с определениями:
A. | Социальная стратификация | 1. | Условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам | |
B. | Социальное неравенство | 2. | Процесс и результат дифференциации общества на различные социальные слои/страты, отличающиеся по своему общественному статусу | |
C. | Социальный статус | 3. | Общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей |
4. Прокомментируйте высказывание о толпе современного американского публициста Джеймса Болдуина: «Всякий, кому приходилось жить в бедности, знает, до чего это накладно - быть бедным». Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
5. Выберите правильный ответ. Переход индивидом или социального объекта из одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, называется:
A. Вертикальная мобильность
B. Перпендикулярная мобильность
C. Зигзагообразная мобильность
D. Горизонтальная мобильность
6. Продолжите фразу: «Люмпены – это…»
7. В приведенной ниже таблице содержатся ошибки. В чем они заключаются?
Социальные страты | ||
Каста | Сословие | Класс |
Социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем | Социальные группы (страты), членством в которой человек обязан исключительно рождению | Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или юридическом законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями |
8. Соотнесите понятия с определениями:
|
A. | Социальная мобильность | 1. | Общественный слой, группа людей, объединенная неким общим социальным признаком — имущественным, профессиональным, уровнем образования | |
B. | Страта | 2. | Перемещение индивида или социальной группы из одного страта в другой, изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре | |
C. | Социальная роль | 3. | Ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе |
СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА
СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Продолжите фразу: «Делинквентное поведение – это…»
2. Прокомментируйте высказывание, приписываемое легендарному царю Соломону: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином... И скажешь: "Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же"». Разделяете ли вы мнение автора? Аргументируйте свой ответ.
3. Соотнесите авторов с разрабатываемыми ими концепциями:
A. | Э. Дюркгейм, Р. Мертон | 1. | Теория стигматизации | |
B. | Ч. Ломброзо, Э. Шелдон | 2. | Теория аномии | |
C. | Г. Беккер, А. Босков | 3. | Биологическая теория |
4. Определите, какому автору принадлежат эти известные строчки: «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней». Разделяете ли вы мнение автора?
5. В приведенной ниже таблице содержатся ошибки. В чем они заключаются?
|
Асоциальное поведение | ||
Нарциссическое | Аддиктивное | Аутистическое |
Особый тип девиантного поведения, который проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий | Особый тип девиантного поведения, который проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий | Особый тип форм деструктивного девиантного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния, например с помощью алкоголя, наркотиков, лекарств |
6. Прокомментируйте высказывание о самоубийстве известного польского психиатра 20-го Антония Кэмпиньского: «У молодых самоубийство - мольба о помощи, у стариков - только мольба о смерти». Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
7. Продолжите фразу: «Нарциссическое поведение – это…»
8. Выберите правильный ответ. Осознанное действие человека, обычно вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями другого или других людей, сориентированное на поведение других, воздействующее на них и, в свою очередь, испытывающее влияние поведения других, называется:
A. Делинквентное действие
B. Социальное действие
C. Асоциальное действие
D. Ориентированное действие
9. Прокомментируйте высказывание известного французского писателя 20 века, лауреата Нобелевской премии Франсуа Мориака: «Наркомания - это многолетнее наслаждение смертью». Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
|
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
1. Продолжите фразу: «Вестернизация – это…»
2. Прокомментируйте высказывание известного американского писателя 20 века Леонарда Левинсона: «Инженер - человек, способный взять теорию и приделать к ней колеса». Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
3. В приведенной ниже схеме допущены пробелы. Найдите и исправьте их.
4. Выберите правильный ответ. Впервые термин «информационное общество» предложили:
A. Ф. Махлупа, Т. Умесао
B. А. Пенти, А. Кумарасвами
C. О. Конт, Дж. Милль
D. К. Кларк, Ж. Фурастье
5. Прокомментируйте высказывание известного польского философа-сатирика 20 века 20 века Станислава Ежи Леца: «Техника техникой, но лифт ломается чаще, чем лестница». Разделяете ли вы позицию автора? Аргументируйте свой ответ.
6. Продолжите фразу: «Меритократия – это…»
7. Выберите правильный ответ. Усовершенствование, развитие, усложнение общественно-экономических отношений, называется:
A. Меритократия
B. Модернизация
C. Глобализация
D. Вестернизация
8. Прокомментируйте высказывание выдающегося американского математика, основоположника кибернетики и теории искусственного интеллекта Норберта Винера: «Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении». Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
9. Определите, какому автору принадлежат эти известные строчки: «Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила». Разделяете ли вы мнение автора?
СПИСОК ТЕРМИНОВ
Агенты социализации – все те, кто осуществляет социализацию или способствует ей, целенаправленно воздействуя на ход этого процесса.
Агрегация – совокупность людей, находящихся вместе в определенном физическом пространстве.
Аномия – нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей.
Брак – социальный институт, лежащий в основе семейного союза мужчины и женщины и регулирующий с помощью соответствующих норм отношения мужа и жены друг с другом и их как родителей с детьми.
Вестернизация – распространение западных ценностей (англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры) по всему миру.
Выборка (выборочная совокупность) – часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей исследуемой совокупности.
Гипотеза – идея или предположение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого социального явления или группы явлений и требующее эмпирической проверки.
Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
Группа социальная – одна из основных форм социального взаимодействия людей, направленная на удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных, солидарных и скоординированных действий.
*Группа малая социальная – группа людей, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
– Аутгруппа – малая социальная группа, к членам которой индивид себя не относит.
– Вторичная – малая социальная группа, группа, в которой социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер.
– Ингруппа – малая социальная группа, к членам которой индивид себя относит.
– Первичная – малая социальная группа, в которой происходит первоначальная социализация индивидов и отношения носят интимный, личностный, неформальный характер.
– Референтная – реальная или воображаемая социальная группа, выступающая в процессе социологического исследования в качестве образца, эталона, с которым индивид сверяет свое социальное положение и корректирует свое поведение в данных условиях.
Девиантное поведение – отклонение от общепринятой в социальной группе или обществе нормы, правила, которое влечет за собой наказание нарушителя.
– Аддиктивное – особый тип форм деструктивного девиантного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния, например с помощью алкоголя, наркотиков, лекарств и т.д.
– Аутистическое – особый тип девиантного поведения, который проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.
– Делинквентное – антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
– Нарциссическое – особый тип девиантного поведения, при котором человек верит в собственную уникальность, которую могут оценить только особо одаренные люди, и нуждается в постоянном восхищении со стороны окружающих.
Действиесоциальное – осознанное действие человека, обычно вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями другого или других людей, сориентированное на поведение других, воздействующее на них и, в свою очередь, испытывающее влияние поведения других.
Депривация – отсутствие родительской заботы в социологии.
Динамикагрупповая – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы — образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.
Дисфункция – социальное явление, порождающее различные отклонения от общепринятых норм, правил и создающие угрозу стабильности общества.
Индивид – единичный представитель человеческого рода, носитель социальных родовых черт.
Институт социальный – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Интервью – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между социологом и субъектом по заранее разработанному плану.
Исследование социологическое – изучение социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
– Маркетинговое – исследование, имеющее целью выяснить, какие именно виды товаров и почему предпочитают те или иные группы покупателей именно в данное время, или исследование электоральных предпочтений, позволяющее установить, какой из претендентов на депутатское кресло или президентский пост имеет наибольшие шансы в данное время.
– Лонгитюдное – повторное исследование, в котором на протяжении относительно длительного периода времени изучается одна и та же группа объектов - людей, домохозяйств, предприятий и т.п., целью которого является анализ изменений в образе жизни этой группы людей.
– Этнографическое – исследование возникновения, функционирования нормы поведения, обрядов, законов различных уникальных культурных групп.
– Трендовое – повторное исследование, в котором с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики изучается одна и та же генеральная совокупность, целью которого является установление тенденции социальных изменений.
– Когортное – повторное исследование, в котором на протяжении относительно длительного периода времени изучается люди одного поколения, целью которого является анализ изменений в образе жизни этого поколения людей.
– Методологический раздел программы социологического исследования – включает в себя формулировку проблемы, цель и задачи, уточнение понятий, предварительный анализ и гипотезу.
– Процедурный раздел программы социологического исследования – включает в себя план, выборку, методы сбора информации, методы обработки полученного материала.
Квазигруппа – неустойчивые спонтанные образования людей.
– Аудитория – образование людей, объединенных только воздействием коммуникатора.
Личность – конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.
– Ид/Оно – структурный элемент психики личности, согласно З. Фрейду, отвечающий за безусловные рефлексы и инстинкты.
– Эго/Я – структурный элемент психики личности, согласно З. Фрейду, отвечающий за сознательное и рациональное поведение.
– Суперэго/Супер Я – структурный элемент психики личности, согласно З. Фрейду, отвечающий за моральное и «правильное» поведение.
Мобильность социальная –перемещение индивида или социальной группы из одной страты в другой, изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре.
– Горизонтальная мобильность – переход индивидом или социального объекта из одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, называется:
– Вертикальная мобильность – совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой.
Модернизация – усовершенствование, развитие, усложнение общественно-экономических отношений.
– Аграрный – этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве.
– Индустриальный – этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.
– Постиндустриальный – этап общественно-экономического развития, при котором, в результате научно-технической революции, наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость оказанных услуг (третичный сектор), и информация становится производственных ресурсом.
Неравенство с оциальное – условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам.
Опрос – метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.
Психодрама – техника групповой психотерапии, разработанная Я. Морено для решения социальных проблем индивида или сообщества.
Равновесие социальное – социальное явление, характеризующееся институционализацией ценностей и соответствующим поведением людей в обществе.
Роль социальная – ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе.
Семья – малая социальная группа, основанная на кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, взаимной ответственностью, прежде всего, за воспитание детей, отношениями взаимопомощи.
– Авторитарная – форма семьи, в которой супруги занимают неравное положение.
– Матриархальная – форма семьи, во главе которой стоит женщина.
– Нуклеарная – семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план в которой выдвигаются отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми).
– Патриархальная – форма семьи, власть в которой безраздельно принадлежит старшему мужчине, и которая имеет расширенный состав, то есть включает несколько поколений родственников.
– Эгалитарная – форма семья, в которой оба супруга занимают равное положение.
Социализация – процесс интеграции человека в обществе, усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности.
– Десоциализация – утрата человеком социальных навыков.
– Ресоциализация – адаптация человека к новым условиям, усвоение новых навыков.
Статус социальный – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Страта – общественный слой, группа людей, объединенная неким общим социальным признаком — имущественным, профессиональным, уровнем образования и пр.
– Каста – социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно рождению.
– Класс – социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.
* Люмпены – деклассированная и деморализованная часть рабочих и др., находящихся на дне слой общества, смирившихся со своим положением и неспособных обычно к самостоятельной борьбе за его изменение.
– Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или юридическом законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Стратификация социальная – процесс и результат дифференциации общества на различные социальные слои/страты, отличающиеся по своему общественному статусу.
Структура социальная – внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в определенных рамках социальных групп, институтов и отношений между ними.
Факт социальный – всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный па всем протяжении данного общества, имеющий в то лее время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений.
Человек – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ