Основные разделы клинической психологии. Принципы и методы исследования в детской клинической психологии.




КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Клиническая психология – это отрасль психологии, главной задачей которой является решение практических и теоретических вопросов предупреждения, диагностики и психокоррекции патологических состояний и заболеваний.

Разграничение понятий медицинская и клиническая психология. Под медицинской психологией подразумевается сумма знаний, необходимых медицинским работникам (врачам и медперсоналу) для успешного взаимодействия с пациентами. Клиническая психология – понятие более широкое – это область профессиональной деятельности психологов, которая включает в себя гораздо больший объем научных знаний. Иногда эти понятия используются просто как синонимы.

Объект клинической психологии – человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием. Предметом клинической психологии является изучение механизмов и закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний.

Конкретные задачи клинической психологии могут быть определены следующим образом: участие в решении задач дифференциальной диагностики, анализ структуры и установление степени психического нарушения, диагностика психического развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения, оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии, характеристики личности и системы ее отношений, участие в реабилитационной терапии. Т.о. клинический психолог выполняет следующие задачи: диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую и др.

Разделы: Патопсихология – отрасль клинич. психологии, которая изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Нейропсихология – отрасль кл. психологии, которая изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-волевой сферы, а также их нарушения при локальных поражениях головного мозга. Психосоматика – отрасль кл. психологии, которая изучает влияние психологических факторов на этиологию и течение соматических заболеваний.

Методологические принципы клинической психологии. Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Методология включает конкретно-научные приемы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др. Они в свою очередь реализуются в специальных процедурах — методиках получения научных данных. Являясь психологической дисциплиной, клиническая психология опирается на методологию и методы общей психологии. Методы, то есть пути познания, — это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, применяет систему частных методов или методик. Основные методы психологии, как считал Рубинштейн, — это не внешние по отношению к ее содержанию операции, не извне привносимые формальные приемы. Раскрывая закономерности, они сами опираются на основные закономерности предмета науки. Так, метод поведенческой психологии отличен от метода психологии сознания, поэтому последнюю называют интроспективной психологией.

Методология в психологии реализуется посредством следующих положений (принципов).

1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования.

2. Решение психофизической проблемы утверждает единство, но не тождество психического и физического, поэтому психологическое исследование предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизиологических) процессов.

3. Методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека.

4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей (принцип индивидуализации исследования).

5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития (генетический принцип).

6. Принцип педагогизации психологического изучения ребенка. Он означает не отказ от экспериментального исследования в пользу педагогической практики, а включение принципов педагогической работы в самый эксперимент.

7. Использование в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека (принцип изучения конкретной личности в конкретной ситуации).

Согласно Платонову, для медицинской (клинической) психологии наибольшее значение имеют сходные с представленными выше принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, рефлекторный, историзма, развития, структурности, личностного подхода. Пояснения, вероятно, требуют лишь некоторые из них, в частности, последние три принципа.

Принцип развития. В клинической психологии этот принцип может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств в их прямом (развитие болезни) и обратном (ремиссия, выздоровление) развитии. Специфическим является особая категория — патологическое развитие личности.

Принцип структурности. В философии под структурой понимают единство элементов, их связей и целостности. В общей психологии изучают структуры сознания, деятельности, личности и др. Павлов привел такое определение метода структурного анализа: «Метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение частей, изучение соотношения с окружающей средой и понимание на основании всего этого ее общей работы и управления ею, если это в средствах человека». Задачей клинической психологии является приведение в единую систему частных структур различных психопатологических явлений и согласование ее с общей структурой здоровой и больной личности.

Принцип личностного подхода. В клинической психологии личностный подход означает отношение к пациенту или исследуемому человеку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей. Следует различать личностный и индивидуальный подходы. Последний — это учет конкретных особенностей, присущих данному человеку в данных условиях. Он может реализоваться как личностный подход или как изучение отдельно взятых индивидуально-психологических или соматических качеств.

2. Теоретические задачи патопсихологии. Разработка следующих проблем – биологические и социокультурные закономерности аномального развития, механизмы симптомообразования, индивидуальные, личностные и мотивационные факторы в детерминации структуры и динамики психопатологических синдромов.

Практические задачи патопсихологии. Как прикладная наука патопсихология используется в психиатрии в качестве диагностических критериев при установлении степени интеллектуального снижения, при проведении экспертизы, оценке эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств.

Патопсихология использует весь арсенал психологических методов: наблюдение, беседу, тестирование, эксперимент. Основным исследовательским методом в патопсихологии является патопсихологический эксперимент (Б.В. Зейгарник), предполагающий использование диагностических процедур в целях моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и “отношений личности” (В.М. Мясищев). Главным отличием патопсихологического подхода к диагностике психического состояния человека является то, что на первый план выдвигается задача дифференциации нормы и патологии, и лишь затем вопрос о степени и форме аномалии.

Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов: эксперимент, беседу с больным, наблюдение за поведением больного во время проведения исследования, анализ истории жизни заболевшего человека (которая представляет собой профессионально написанную врачом историю болезни), сопоставление экспериментальных данных с историей жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: