Дидактическая задача: Закреплять знания детей о временах года. Упражнять в определении основных примет зимы. Активизировать речь дошкольников. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Слушать высказывания товарищей.
Игровое действие: Воспитатель выставляет на магнитной доске карточки с изображением различных примет и ситуаций. Дети рассматривают ее и высказывают свое суждение. Педагог задает вопросы детям.
Дидактический материал: сюжетные карточки времен года.
Ход игры
Воспитатель выставляет на магнитной доске карточку с изображением различных примет и ситуаций. Дети рассматривают ее и высказывают свое суждение:
- Когда зима - это хорошо. Можно в снежки играть, снежную бабу лепить.
- Когда зима - это плохо. Очень холодно, не всегда можно пойти гулять.
- Когда зима - это хорошо. Зайчик поменяет серую шубку на белую, его волк не заметит.
- Когда зима — это плохо. Зайчику нечего есть, очень холодно и °н дрожит под кустом.
- Когда зима — это хорошо. Лес отдыхает и спит под белым покрывалом.
- Когда зима - это плохо. Лес стоит угрюмый, без листочков, не слышно птичьих песен.
Вода - это хорошо или плохо?
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы - воде и ее свойствах. Упражнять в определении Положительных и отрицательных свойств воды. Активизировать речь дошкольников. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Слушать высказывания товарищей.
Игровое действие: Воспитатель выставляет на магнитной доске карточки с изображением различных и ситуаций. Дети рассматривают и высказывают свое суждение:
Дидактический материал: сюжетные карточки.
Ход игры
Воспитатель выставляет на магнитной доске сюжетные картинки, а дети дают свои пояснения.
- Дождик землю поливает. Все начинает быстро расти: трава, цветы, деревья. Дождик - это хорошо.
- Дождик идет, значит, гулять нельзя. Можно ноги промочить и заболеть. Дождик - это плохо.
- Если дождик идет очень долго, на улице будет много воды, растения могут погибнуть. Много дождика - это плохо.
- Если долго не идет дождик, или дождик покапал и быстро кончился, то растения могут погибнуть. Нет дождя, или если его мало - это плохо. И т.д.
Выложи модель сегодняшнего дня
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о приметах времени года. Уметь выделять главные особенности погоды: солнце, осадки, облака, ветер. Упражнять в определении основных примет весны. Активизировать речь дошкольников. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Слушать высказывания товарищей.
Игровое действие: Дети с помощью фломастеров составляют модель дня по следующим параметрам: солнце, облака, осадки, ветер. Зарисовки дети делают в произвольной форме. Затем объясняют погоду по своим зарисовкам.
Дидактический материал: модель погодных условий: солнце, осадки, облака, ветер.
Ход игры
Дети с помощью фломастеров составляют модель дня по следующим параметрам: солнце, облака, осадки, ветер.
Зарисовки дети делают в произвольной форме. Затем объясняют погоду по своим зарисовкам.
- Солнце яркое, лучистое. Светит и улыбается.
- На голубом небе плывут облака.
- Дождя на улице нет.
- Ветер на улице сильный. Он качает деревья.
- Какое время года мы установим на наших часах «Времена года»? (время года - весну)
У кого какая шубка?
Дидактическая задача: Формировать связную речь дошкольников. Активизировать словарь словами: пушистая, мягкая, гладкая. Закреплять знания детей о животных. Закреплять знания детей о цвете и свойствах ткани и меха.
Игровые правила: Выбирать понравившуюся игрушку для ее описания.
Игровое действие: Поиск на столе игрушки. Составление описательного рассказа с помощью воспитателя.
Дидактический материал: лиса, заяц, кошка, белка (мягкие игрушки) и т.д.
Ход игры
Дети сидят за столом, на котором стоят мягкие игрушки по количеству больше, чем детей: зайчики, медведи, белочки, лисички; куклы, одетые в шубки. Дети поочередно берут со стола понравившуюся Мягкую игрушку и отвечают на вопросы педагога:
- Кто тебе понравился? Кого ты выбрал? Кто это?
- Какая у зайчика шубка? (белая, пушистая, мягкая и т.д.)
- У лисички какая шубка? (рыжая, мягкая, пушистая)
- У белочки какая шубка? (мягкая, гладкая)
— У куклы Тани какая шубка? (красная, мягкая, пушистая)
Кто как поет?
Дидактическая задача: Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.
Игровые правила: Угадывать на слух название птицы по голосу.
Игровое действие: Звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы.
Дидактический материал: аудиозапись пения птиц: воробей, ворона, голубь, скворец. Карточки с изображением этих птиц.
Ход игры
Дети должны угадать пение птицы: воробья, вороны, голубя, скворца и назвать их. Найти соответствующие карточки с изображением этих птиц.
Угадай цветок
Дидактическая задача: Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь дошкольника и логическое мышление.
Игровые правила: Находить и показывать карточку только после прочтения воспитателем загадки.
Игровое действие: Поиск предметных картинок, соответствующих ответу на загадки.
Дидактический материал: стихи-загадки о весенних цветах. Предметные картинки с изображением цветов.
Ход игры
Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его.
В весенний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки. (одуванчик)
Весна приходит с ласкою и со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет –
И первый из-под снега цветочек расцветет. (подснежник)
Первым вылез из-под снега
На лесной проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть цветочек маленький! (подснежник)
Помогите найти маму
Дидактическая задача: Упражнять детей в полных ответах на вопросы воспитателя. Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах. Вырабатывать умение соотносить изображение детеныша с большим животным.
Игровые правила: Правильно соотносить детеныша с большим животным. Действовать только по сигналу воспитателя.
Игровое действие: Поиск нужного животного. Полные ответы на вопросы воспитателя.
Дидактический материал: мягкие игрушки больших домашних животных и их детенышей по количеству детей.
Ход игры
Воспитатель раздает детям мягкие игрушки детенышей животных и задает вопрос:
- Андрюша, кто это? (котенок)
- Кто его мама? (мама кошка)
- Марина, кто это? (козочка)
- Кто ее мама? (мама коза)
- Света, кто это? (поросенок)
- У поросенка кто мама? (мама свинка)
- Сережа, кто это? (щенок)
- У щенка кто мама? (мама собака)
- Наташа, кто это? (теленок)
- У теленка кто мама? (мама корова)
Помогите нам
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении небольших рассказов о том, как можно помочь животному. Закрепить названия домашних животных.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Рассказывать о животном, которого выбрал.
Игровое действие: Поиск нужного животного. Составление небольших рассказов.
Дидактический материал: сюжетные картинки: лежащая на снегу собачка; лежащая на снегу кошечка; на веточке со снегом сидит попугай; лошадь, стоящая возле дерева; во дворе на снегу курочки и петух; нахохлившиеся на дереве синички.
Ход игры
Дети выбирают на столе сюжетные карточки с изображением животных, прикрепляют к магнитной доске и рассказывают о том, как можно помочь этому животному в зимних условиях.
- Это собачка. Ей можно зимой построить будку и постелить там тряпочку или маленькое одеяло. Можно собачку взять к себе домой.
- Это котенок. Он очень маленький и ему рано еще гулять зимой на улице. Котенка надо взять домой, согреть и дать молочка, потому что он очень любит молочко.
- Это попугай. Попугая нельзя отпускать на улицу. Он замерзнет. Он может жить только дома у человека или в жарких странах.
- Это лошадь. Она живет рядом с человеком. Для нее надо сделать сарай, чтобы она не замерзла. Заготовить на зиму много сена. Она любит сено и хлеб.
- Это курочки, они живут в курятнике. Им надо подстелить соломку в сарае, чтобы было тепло.
- Это синички. Им зимой холодно. Надо сделать кормушку и насыпать туда крошек и зернышек.
Если вначале дети затрудняются с ответом, воспитатель берет роль рассказчика на себя.