Что такое Чакры? — Функциональный анализ
Что такое Чакры? — Структурный анализ
Неспецифическая активирующая система (НАС)
Организм и личность
Нейрофизиологические механизмы произвольно вызываемых визуализаций
8. Природа "астральных образов"
9. "Астральные миры": мы в них или они в нас?
Тантрическая концепция тела
Теории биологического поля
12. Иерархия "миров" как частотный спектр
13. "Покровы", "тела" и "планы"
14. "Астральные миры" и "карта сознания"
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЯ:
I. "Покровы", "тела" и "планы": cводная таблица
II. Прана как продукт взаимодействия между биологическими системами и средой
III. Кундалини и НАС
IV. Некоторые вопросы материалистической интерпретации Кундалини-йоги
V. Анти-Ригин
VI. О "работе с центрами"
Литература
Об авторе и его книгах
№20: Полная библиография
Copyright © 1983-1998
ИСТОРИЯ ВОПРОСА ВКРАТЦЕ
В ходе становления себя как сознательного существа человек изучал и учился использовать окружающие его силы. Причем параллельно с изучением внешнего мира, внешней среды, изначально велось также изучение внутреннего мира, внутренней среды, — в частности, изучение так называемой "схемы тела", то есть собственного тела человека, данного ему во внутреннем восприятии и традиционно именуемого "тонким телом" (в отличие от "грубого", физического тела, доступного пяти обращенным вовне органам чувств).
Комментарий. Принципиально важное заявление, с которым абсолютно согласуется учение Пути Одиссея, в основе которого- пантеистические представления, учение об Эволюции, развитии от просто к сложному, а также о том, что так называемое «тонкое тело» формируется параллельно и взаимозависимо с биологической-атомарной- корпускулярной эволюцией. Полевая, волновая эволюция протекает параллельно с биологической эволюцией, причем основа, корни- это биологические процессы, адаптация к окружающей среде, информация о которых закрепляется и транслируется дальше в виде волновых, полевых структур, которые в разных традициях носят наименования различных «тонких тел», а также- Душа, Атман, Пуруша, Шива, Сакшин, Джива, Дживатман, Истинная сущность, БА, Монада и т.д.
|
Результаты глубоких интроспективных исследований "схемы тела", изустно передававшиеся от учителя к ученику, были наиболее полно систематизированы в текстах средневекового индуистского тантризма. * Результаты эти сводились вкратце к следующему.
* ТАНТРЫ— общее название обширного ряда произведений религиозного, философского, йогического и магического содержания. Различают индуистские и буддистские Тантры. Слово "тантра" буквально означает "обеспечение расширения, размножения, продолжения рода". Некоторые исследователи считают, что первоначально это слово было названием ритуальной практики земледельческой магии и выражало ее цель (увеличение урожая). Термин "тантра" можно проинтерпретировать и как "тайный (оберегаемый) текст" (тан+тра).
В схеме тела, в месте, соответствующем спинному мозгу, присутствует ряд "центров" или Чакр * — средоточий сил, правящих как телом, так и миром. В нижнем из центров спит сотворившая мир Свернувшаяся-Кольцом-Сила, Кундалини-Шакти, которая в процессе проявления вселенной последовательно выделила из себя, явила эти средоточия сил. Говорится, что Кундалини творит и поддерживает как мир, так и тело, и что она освобождает йогинов и связывает невежд. Пробужденная посредством специальных йогических приемов, Кундалини восходит вверх от центра к центру, растворяя их в себе. Тем самым человек освобождается от цепей явленного мира и обретает свою подлинную природу.
|
* "Чакра" дословно переводится как "колесо"; иногда центры называют также "Падмами" или "лотосами".
Однако возвестившие нам о системе "центров" тантрические тексты отражают лишь конечный ИТОГ многовековых интроспективных исследований "схемы тела", а именно, — конкретную методику "освобождения от мира феноменов".
Комментарий. Данный абзац противоречит определению Тантры, данному выше. Поясню, в чем противоречие, на мой взгляд. Действительно, Тантра, в первоначальном, матриархальном, пантеистическом смысле была методологией, ритуальной практикой «обеспечение расширения, размножения, продолжения рода», а цель «освобождения от мира феноменов»- это уже позднейшие извращения, которые произошли в результате «спиритуальзации» древних ритуалов и практик. Что значит: «освобождение от мира феноменов»? В буддистском смысле- это прекращение всяческих флуктаций сознания, обрыв цепей сансары и растворение в Нирване- «маханирвана», по сути- это самоликвидация, ибо буддизм школы Шуньявады категорически отрицает субстациональность Эго, следовательно, конечная цель- растворение в Нирване фактически означает полное и окончательное умирание. Будды Шакьямуни ныне не существует ни в каком смысле. Однако и в ряде индуистских школ, в том числе и в школах спиритуалистической йоги в качестве конечной цели постулируется «освобождение от мира феноменов» и слияние с Брахманом, что без сомнения, также является иной формой прекращения индивидуального Бытия. На самом деле, цель древних оккультных практик была единственной- достижение Бессмертия индивидуального Сознания во всех сферах и фазах бытия и первоначальный смысл Тантры состоял именно в этом.
|
Поэтому проблема Чакр не рассматривается здесь самостоятельно и упоминается исключительно в контексте подъема Кундалини; многовековый же ПРОЦЕСС исследования Чакр, позволивший разработать данную методику, выносится за скобки как не имеющий более практического значения для дела Освобождения. Йогам более нет нужды исследовать Чакры: они пользуются ими, подобно тому как мы пользуемся различными бытовыми приборами, зачастую не имея ни малейшего представления об их устройстве — нам достаточно знать, для чего они предназначены и как действуют.
Теория Чакр получила свое второе рождение в рамках теософской традиции, которая ввела в ее сферу весь багаж представлений о человеке, накопленных к концу XIX века европейской наукой и оккультизмом. Не имея возможности полноценно воспользоваться методиками подъема Кундалини, тезисно изложенными в тантрических текстах, теософы, как истинные европейцы, задались вопросом: что такое Чакры? Они занялись именно исследованием Чакр.
Теософы сделали в этом направлении три важные открытия. Во-первых они обнаружили, что Чакры активны не только в процессе подъема Кундалини, но и в нашем повседневном опыте. Во-вторых, они обнаружили, что в повседневном опыте Чакры переживаются в передней части брюшной и грудной полости, а не в области спинного мозга, как о том единогласно свидетельствуют тантрические тексты. В-третьих, они обнаружили связь между функцией Чакр и психофизиологическим тонусом организма (так называемой "энергетикой"), определив их как "центры поглощения космической эфирной энергии".
Тем самым теософы значительно расширили наши представления о Чакрах. С другой стороны, общий уровень теософского теоретического мышления несет на себе печать своего времени и с точки зрения современного развития научных знаний о человеке совершенно недостаточен. Придавая же своим интерпретациям внутреннего опыта статус "экстрасенсорных откровений", экспериментальное подтверждение которых принципиально возможно лишь в случае предварительного принятия их на веру, теософская традиция самоустранилась от дальнейшего продвижения в данном направлении.
Основным "родимым пятном", доставшимся исследователям в наследство от теософской традиции, служит повсеместно распространенное вульгарное представление о Чакрах как о неких пространственно локализованных образованиях ("центрах"), в той или иной форме объективно присутствующих в человеческом теле — "грубом" или "тонком".
Авторитетом теософской традиции обусловлена и своеобразная "методологическая летаргия", в результате которой большинство исследователей, стремящихся к выявлению специфических функций отдельных центров, то есть элементов системы Чакр, попросту постулируют существо этой системы как нечто само собой разумеющееся (например, "Чакры — это органы эфирного тела" или "Чакры — это энергетические центры"), — по всей видимости совершенно не отдавая себе отчета в том, что занимаются анализом ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ структур с НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ функцией, анализом "того, не знаю чего".
Комментарий. Теософская традиция, изучению которой я посвятил довольно много времени, при всем своем богатом терминологическом и концептуальном аппарате, на мой взгляд, есть европейская, псевдоинтеллектуальная попытка реанимировать, придать новый, мистический ореол все тем же старым, демирургическим, моноцентрическим догматам, которые к началу 20 в. в христианстве подверглись уничтожающей критике. И хотя та же Блаватская крайне негативно относилась к официальному христианству, тем не менее, ее труды- это очередной альтернативный вариант спиритуалистического, демиургического видения и понимания мира. Таких попыток и ранее было множество, вспомним хотя бы многочисленных гностиков, неопифагорейцев, и неоплатоников, того же Плотина и многих других. Все концепции, разрабатываемые данными течениями, можно свести к одному- Человек есть не результат эволюции, а результат различного рода «эманаций», лишь источник этих «эманаций» различается у разных авторов, но суть одна. Наше понимание мира- сугубо эволюционное. В этом мире нет ничего, чтобы доказывало правоту эманационных теорий, в то же время с каждым годом становится очевидным непоколебимая правота Закона Эволюции. Пантеизм возрождается и естественнонаучные данные лишь укрепляют нашу уверенность в нашей правоте- все в этом мире- есть результат Эволюции, все в этом мире рождено Матерью Материей!