Я бомбардировочная эскадра «Эдельвейс»




 

 

Эмблема 51-й бомбардировочной эскадры.

 

Краткая история. 51-я бомбардировочная эскадра «Эдельвейс» (KG 51) была сформирована в мае 1939 года на базе KG 255. Главным ее оружием являлись бомбардировщики Ju-88A (до июня 1940-го в эскадре было несколько Не-111Н и Do-17M). Ближе к концу войны 51-й Кампфгешвадер вооружался самолетами Ме-410А и Ме-262А и в конечном итоге, превратившись в KG(J)51, стал соединением, полностью вооруженным реактивными Ме-262А.

С началом нападения на СССР 51-я эскадра действовала на южном участке фронта. В период Харьковского сражения базировалась в Запорожье и входила в состав 4-го воздушного корпуса 4-го воздушного флота. В этот период командиром эскадры был оберст Пауль Кестер (Paul Koester).

Ситуация в районе использования 51-й эскадры у Терновой. 12 мая 1942 года северная и южная ударные группировки советских войск перешли в наступление. Первым разочарованием этого наступления стала Терновая. 28-я армия Д.И. Рябышева, несмотря на подавляющее превосходство во всех видах оружия, включая авиацию, артиллерию и танки, так и не смогла выбить из Терновой укрепившийся там небольшой немецкий гарнизон. Ни в первый, ни во все последующие дни операции…

«Из бесчисленного количества сел, деревень и хуторов этот населенный пункт мне запомнился особенно, — вспоминал потом Рябышев. — Терновая… Люди, основавшие село, не случайно выбрали это место. Видимо, в давние времена наши предки, спасаясь от набегов татарских орд и других кочевых племен, построили его как надежную крепость. Особенности местности учли и гитлеровцы. Они превратили Терновую в опорный пункт. Это село, раскинувшееся с севера на юг на четыре километра и с востока на запад на три километра, своими северной, южной и частично восточной окраинами упиралось в густой лес. Перед западной и юго-западной окраинами проходил овраг шириной до 200 метров с обрывистыми краями. Северо-западная, северо-восточная и юго-восточная окраины были открытыми, высокими, и отсюда далеко окрест просматривались подступы к Терновой. Перед разработкой наступательной операции мы не учли этих особенностей, и я никак не ожидал, что село доставит нам столько хлопот и потребует больших жертв»[257].

Немцы, поняв, что Терновая отвлекает на себя много сил и средств противника, сразу же организовали авиационную поддержку своих сил в этом селе.

Собственно, история 51-й бомбардировочной эскадры[258], из всего своего участия в Харьковском сражении, рассказывает нам именно и только об этой авиационной поддержке…

 

 

Бомбардировщик 51-й эскадры, совершивший вынужденную посадку.

 

51-я бомбардировочная эскадра в районе Терновой. До переброски на харьковское направление 51-я бомбардировочная эскадра воевала в Крыму и над Черным морем, участвовала в налетах на Туапсе. «Майор фон Бибра (Bibra)[259]докладывал после выполнения трудного боевого задания, что внезапные налеты днем более просто невозможны и успеха не принесут, — с этого момента о 51-й эскадре нам рассказывает ее историк Вольфганг Дирих (Wolfgang Dierich). — 15 мая вновь был отвоеван Керченский полуостров. В плен было взято 150 000 человек. После этого началась тяжелая битва за Харьков, в результате чего было ликвидировано вторжение Красной армии под Изюмом. Этим был возвращен Донец как исходный пункт. Гешвадеру приказали тоже принять участие в операции „Фридерикус“ в районе восточнее Харькова. Район Изюм — Купянск — Волчанск было трудно взять, так как войска сражались здесь в тесном сцеплении друг с другом. 29 мая 1942 года, после окончания этого предприятия, эскадра была переброшена на направление Харьков — Войченко…

…Лесок возле Терновой и Варваровки, где на днях в неясной обстановке одно немецкое пехотное соединение было атаковано танками и окружено[260], стал одним из главных направлений удара.

 

 

Советский бронепоезд, уничтоженный в районе Купянска.

 

Только 20 мая одной группой было сделано вылетов с ранней утренней поры и до заката — 12, с использованием 46 Ю-88. 21 мая в 13 вылетах участвовало даже 63 Ю-88! В целом эскадра в течение двух дней использовала 294 Ю-88[261].

Два письма попавшего в окружение солдата показывают, насколько лучше можно удерживать позиции при уверенности, что немецкие бомбардировщики будут оказывать помощь:

„Товарищам из 9-й эскадрильи…

Благодаря одному вашему товарищу возле Терновой был сброшен котелок с куревом и маленьким приветом от вас. Это дало мне повод написать вам и поблагодарить за мужественную и смелую поддержку. Как обстояли у нас дела, вы, вероятно, уже знаете. Русские хотели нас раздавить, однако сделать этого им не удалось. Ваши бомбы в конце концов сломили его. Отчасти эти бомбы падали впритык к нашим норам, сотрясая землю. Вы придавали нам мужество, и мы гордимся вами, так как здесь проявлено настоящее братство по оружию. Мы удивлялись тому, какими неутомимыми вы были. Мы рады, что нам удалось выбраться из этого дьявольского котла, когда силы наши были уже на исходе. За 10 дней мы почти не получали еды и имеем теперь немного покоя, чтобы получить крайне необходимый отдых. Еще раз благодарим вас всех за очень важную для нас поддержку и желаем 9-й эскадрилье успехов и в будущем. Ни пуха ни пера!“

„Дорогой товарищ!

Твоя бомба в виде очень приятного сюрприза найдена обер-ефрейтором моего взвода. Я лично высказываю тебе мое личное спасибо… Как ты уже знаешь, мы были 10 дней заблокированы и вынуждены были обороняться против сильно превосходящего нас противника (30 000 человек). Нас было 1000 человек, без тяжелого оружия. Русские атаковали нас внезапно и к тому же с огромной массой танков. Кроме того, наши позиции накрывал ужасный огонь всех видов оружия. К этому следует добавить то, что у нас было мало боеприпасов и почти 10 дней не поступало никакого довольствия. Итак, дорогой товарищ, ты можешь представить, в каком положении мы находились. Мы оборонялись, как могли, и через 10 дней были освобождены.

Теперь — к тебе, дорогой товарищ! Немецкие летчики и немецкие танкисты поддерживали нас при нашем освобождении. То, что вы совершили, я не могу даже выразить на этом листке бумаги. Я выражаю вам мое наивысшее признание и могу заверить, что вы в почете у всех наших солдат. В 150 метрах от нас приготовились к атаке приблизительно 1500 русских. И они непременно прорвались бы, если бы в последнюю минуту вы не продолжили бомбить. У вас действительно хорошее чутье, так как все бомбовое благословение падало рядом, в лес, и не задевало нас. Кроме того, вашими громовыми налетами было разгромлено несколько больших районов сосредоточения неприятеля… Результаты от попаданий бомб были просто ужасны, и охота к наступлению у русских пропала…

Вы отлично выполнили свою работу, работу которую ни один специалист не смог бы сделать лучше. Вы укладывали бомбы в 50 метрах перед нашим носом, и они здесь были уместны. Мы, разумеется, думали, что теперь настал наш последний час, но бомбовые удары достигали точно своих целей…

В общем, вы свое дело выполнили отлично, и все пережитое навсегда останется в наших сердцах. Я еще раз говорю, что мы обязаны вам нашими жизнями, все вы были к этому причастны, и поэтому: „Да здравствуют наши летчики!“

Если ты, дорогой друг, имеешь время, то напиши мне еще раз. На будущее желаю тебе и всем товарищам всего доброго и благополучных полетов“»[262].

Статистика. После Харькова самолеты 51-й бомбардировочной эскадры вернулись к боевым действиям в Крыму, в районе Севастополя. Дополнения о деятельности этой и других эскадр в мае 1942 года (в основном на интересующем нас харьковском направлении) дают следующие статистические материалы:

ТАБЛИЦА ЛАРИНЦЕВА [263]

(потери немецкой авиации в период Харьковского сражения с 12 по 31 мая 1942 года)

 

Тип Часть Номер Место Причина % поврежд. Судьба экипажа
12 мая
Ju52 KGrzbV300   Большая + боевые повр. 100 % б/в 4 чел. экипажа и 10 пассажиров, в том числе к-р 6-й строительной бригады, генерал-майор (единственный генерал, погибший в Харьковской операции)
Bf109 III./JG77   Харьков = посадка 20 %  
Bf109 III./JG77   Харьков +? 100 % б/в пилот
Bf110 7.(H)/LG2   Балманка = ЗА 50 %  
13 мая
Bf109 III./JG77   Харьков + боевые повр. 100 %  
Fw189 I.(H)/10   Гущино + ЗА 100 % + 3 эк.
Ju88 II./KG51   Запорожье + старт 95 % + 4 эк.
14 мая
Bf109 9./JG52   Харьков + боев. повр. 80 %  
Ju52 KGrzbV   Полтава = вын. посадка вследствие боев. повр. ?%  
He111 2./KG55   Вольное = ЗА 60 % = 2 эк.
Bf109 III./JG77   Чугуев = вын. посадка 15 %  
15 мая
He111 4./KG55   Александрова +? 100 % б/в 5 эк.
He111 2./KG55   Охочее +? 100 % б/в 5 эк.
He111 4./KG55   Охочее +? 100 % б/в 5 эк.
Bf109 5./JG52   Харьков + техпричины 100 % = пилот
Bf109 6./JG52     + ИА 100 %  
Klemm35 III./JG52   Днепропетровск + своя ЗА 65 %  
Bf109 8./JG52   ? = АБ 10 %  
Bf109 9./JG52   Рогань = боев. повр.    
Fw189 4.(H)/10   Харьков = боев. повр.    
Ju87 6./StG77   Харьков 1 = авария 1 20 % 1  
16 мая
Ju88 1./KG51   неразб. + боев. повр. 100 % = 2 эк.
Ju88 3./KG76   Харьков = старт ?%  
Bf109 3./JG3   неразб. + ИА 100 %  
He111 7./KG55   Павлоград = авар. посадка вследствие атаки ИА 40 %  
Fi156 Feldwerftveiband 40   (Днепропетровск) +? 100 % б/в 1 эк.
Fi156 4/(H)/10   ? +? 100 % +1, б/в 1 эк.
17 мая
Bf109 III./JG77   (Харьков) +? 100 % + пилот
Fi156 Kurierstaffel 6   Иванополь + ИА 100 % = 2 эк.
Bf109 l./SchG1   аэ Константиновка = авария 80 %  
Bf109 2./SchG1   аэ Константиновка = авария 40 %  
Bf109 3./SchG1   аэ Константиновка = авария 45 %  
Hs123 7./SchG1   аэ Константиновка =авария 10 %  
Bf109 III./JG52   Перовское = отказ двигателя 20 %  
Bf109 9./JG52   Суровловка = ИА 15 %  
18 мая
Bf109 8./SchG1   Изюм = боев. повр. 40 %  
Bf109 3./JG3   Ст. Салтов + ИА 100 % б/в пилот
He111 5./KG55   (Изюм) + ЗА 100 % + 5 эк.
Fw189 1.(H)/10   Станичная + отказ двигателя 80 %  
19 мая
Bf109 7./JG77   Изюм + возд. бой 100 % б/в пилот
Bf109 4./JG52   Артемовск = старт 55 %  
Ju88 I./KG51   Николаевка = ЗА ?%  
Ju88 5./KG3   Харьков = неб. повр. 35 %  
Ju88 1./KG76   неразб. + ЗА 100 % б/в 4 эк.
Ju88 4./KG3   Харьков = неб. повр. 25 %  
Ju88 2.(F)/22   Харьков = боев. повр. 50 % = 2 эк.
Bf109 1./JG3   Чугуев = ИА 10 %  
Bf109 2./JG3   Чугуев = авар. посадка 25 %  
Bf109 9./JG3   Рогань = посадка 30 %  
Bf109 9./JG3   Рогань = посадка 30 %  
20 мая
Bf109 8./JG52   Константиновка =старт 90 %  
Bf109 8./JG52   Рогань = старт 50 %  
Bf109 8./JG52   Артемовск = старт 90 % = пилот
Bf109 6./JG3   Харьков = отказ двигателя ?%  
Ju87 5./StG77   Максимовка = ЗА 10 %  
He111 9./KG55   Днепропетровск = отказ двигателя 50 %  
Ju87 5./StG77   Максимовка + ЗА 100 % + 2 эк.
Ju52 KGrzbV4   (Харьков — Цюрихталь) +? 100 % б/в 4 эк.
Ju88 3.(F)/10   (Ливны — Касторное) +? 100 % б/в 4 эк.
Ju88 3./KG76   ? +? 100 % б/в 4 эк.
21 мая
Вf109Е-7 Stab/SchG1   Изюм = ИА 40 %  
Вf109Е-7 2./SchG1   Изюм = ИА 25 %  
Вf109Е-7 2./SchG1   Изюм + ИА 100 % = пилот
Bf109E-7 8./SchG1   Константиновка =старт 30 %  
Bf109E-7 6./JG3   20 км сев. Волчанска +3A 100 % б/в пилот
Bf109E-7 7./JG52   Барвенково = ЗА 10 %  
Ju88A-4 II./KG3   Харьков = авар. посадка из-за повр. от ЗА 40 %  
Bf109F-4 1./JG3   ? +? 100 % б/в пилот
Bf109F-4 7./JG3   аэ Чугуев = старт 30 %  
Bf109F-4 7./JG3   Кременчуг = вын. посадка    
Bf109F-4 9./JG3   ? +? 100 % б/в пилот
Bf109E-7 III./ZG1   Запорожье = посадка 70 % =пилот
Bf109E-7 7./ZG1   Константиновка = тех. причины ?%  
22 мая
He111H-6 9./KG55 4820 (GI+BT) Купянск +? 100 % б/в 5 эк.
Ju88A-4 II./KG3 4588 (5K+AC) Харьков (над «котлом») + вын. посадка 100 % б/в к-р группы и 3 эк.
Bf109E-7 3./SchG1   аэ Константиновка = посадка 30 %  
Вf109Е-7 l./SchG1   Барвенково = старт 85 % = пилот
Hs129B-1 5./SchG1   Гришино = авар, посадка 60 % = пилот
Bf109F-4 JG52   ? +? 100 % + пилот
Bf109F-4 JG52   аэ Барвенково = старт 45 %  
Ju88D-1 3.(F)/121   Павлоград = отказ. двиг. 45 %  
Bf109E-7 7./ZG1   Тальное = вын. посадка 60 %  
Go242 Sonderst./LF4   Артемовск = авар, посадка 30 %  
Bf109F-4 3./JG3   Харьков +?   б/в пилот
Bf109F-4 7./JG3   неразборчиво + возд. бой 100 %  
Ju52 2./KGrzbV300   Артемовск = вын. посадка из-за боев. повр. 60 %  
Bf109F-4 III./JG77   Петровская = боев. повр. 20 %  
Bf109F-4 III/JG77   аэ Барвенково = боев. повр. 60 %  
Ju88A-4 4./KG3   Харьков = ЗА 50 % =пилот
Ju88A-4 III./KG51   Полтава = отказ, двиг. 30 %  
23 мая
Hs129B-1 5./SchG1   неразборчиво + ЗА 100 % б/в пилот
Hs129B-1 5./SchG1   Петровская + ЗА 100 %  
Hs129B-1 5./SchG1   Константиновка + 100 %  
Hs129B-1 II./SchG1   ? +? 100 % б/в пилот
Bf109F-4 7./JG3   Веселое + возд. бой 100 %  
Bf109F-4 II./JG52   Королька = боев. повр. 60 %  
He111H-6 8./KG27   неразборчиво +? 100 % б/в 5 эк.
He111H-6 III./KG27   ок. Родянка + ЗА 100 % + 5 эк.
He111H-6 III./KG27   аэ Сталино = ЗА 50 %  
He111H-6 7./KG27   аэ Сталино = ЗА 20 % = 1 эк.
Ju88A-4 II./KG3   Харьков = старт 30 %  
Ju88A-4 I./KG51   Великая + ИА 100 % + 4 эк.
Bf109E-7 7./ZG1   Кировоград = вын. посадка 30 %  
Bf109E-7 9./ZG1   Савинцы =? 25 %  
Bf109F-4 III/JG77   Ок. Харькова +? 100 % б/в пилот
Ju88A-4 3./KG76 3765 (FI+FL) неразборчиво +? 100 % б/в 4 эк.
Ju88A-4 2./KG76 3784 (FI+AK) Вышняя + ЗА 100 % б/в 3 эк.
24 мая
He111H-6 1./KG55   Федоровка + ЗА 100 % б/в 5 эк.
He111H-6 III./KG55 7207 (GI+KR) ? +? 100 %  
Bf109F-4 III./JG77   Барабашевка (ок. Харькова) = повр. двиг. 50 %  
W34hau Kurierstaffel 7 ? Компаниевка = отказ, двиг. 25 %  
Bf109E-7 8./ZG1   аэ Барвенково =старт 40 %  
25 мая
Bf109E-7 3./SchG1   Барвенково = авария 30 %  
Bf109F-4 4./JG52   аэ Барвенково =старт 55 %  
Bf109F-4 4./JG3   Михайловское + боев. повр. 100 % б/в пилот
26 мая
He111H-6 8./KG55 4976 (G1+AS) Чепель + ЗА 100 % б/в 5 эк.
Bf109E-7 2./SchG1   Петровская = боев. повр. 30 %  
Hs129B-1 II./SchG1   Барвенково = боев. повр. 45 %  
Bf109F-4 3./JG52   Барвенково = авар. посадка    
Bf109F-4 9./JG52   аэ Барвенково + старт 100 %  
Bf109F-4 9./JG52   Орлиноярский + БШУ 100 %  
He111 3./KG27 ? Михайловское = ЗА ?%  
Hs126B-1 1.(H)/23   Петровка = ЗА ?%  
Ju88A-4 I./KG51 ? (9K+KK) Ново-Украинка +? 100 % б/в 4 эк.
Ju88A-4 II./KG51   аэ Запорожье = старт 10 %  
27 мая
Bf109F-4 9./JG52   Харьков + боев. повр. 100 %  
28 мая
Bf109F-4 8./JG3   аэ Кировоград = старт ?%  
He111P Stab KG51   аэ Запорожье = повр. шасси 25 %  
29 мая
Bf109F-4 1./JG52   Мал. Камьпиеваха + стрелком бомб. 100 %  
Bf109F-4 5./J,G52   Изюм + ИА 100 % = пилот, к-р отряда
Bf109F-4 9./JG3   Чугуев + вын. посадка 100 % б/в пилот
Bf109F-4 9./JG3   Чугуев + вын. посадка 100 % б/в пилот
Ju88D-5 2.(F)/ObdL   Аэ Полтава = старт 30 %  
30 мая
Вf109Е-7 Вf109Е-7   аэ Харьков = посадка 40 %  
Bf109F-4 6./JG52   Барвенково = ИА 75 %  
Bf109F-4 6./JG52   аэ Барвенково = старт 40 %  
Bf110E-7 II./ZG1 3786 (S9+EM) ? +? 100 % + 2, = 1 эк.
31 мая
Bf109F-4 9./JG52   Мал. Камышеваха + ИА 100 % + пилот
Bf109F-4 3./JG53   аэ Курск + АБ 100 %  
Ju52 KGrzbV300   аэ Полтава = повр. шасси 30 %  
FW189A-1 2.(H)/31   аэ Курск = АБ 20 %  
FW189A-1 5.(H)/12   аэ Конотоп = авар. посадка 25 %  
Fi156 Kurierstaffel 1   аэ Конотоп = АБ 40 %  
Fi156 Kurierstaffel 1   аэ Конотоп = АБ 70 %  
Ju87B-2 II./StG1   аэ Харьков + АБ 100 %  
Ju87B-2 II./StG1   аэ Харьков + АБ 100 %  
Ju88D-1 4.(F)/121   Александровка +? 100 % + 2 эк.

Примечания к таблице Р. Ларинцева:

+ — гибель самолета или экипажа

= — повреждение самолета или ранение экипажа

ИА — истребительная авиация

ЗА — зенитная артиллерия

АБ — авиабомба

БШУ — бомбо-штурмовой удар

 

ТАБЛИЦА МИХАЭЛЯ XOЛЬМА (MICHAEL HOLM) [264]

(количество самолетов в 51-й бомбардировочной эскадре в мае 1942 года)

 

Всего самолетов в начале месяца Тип Прибыло за месяц (всего) Из них новых Из ремонта Из других соединений Убыло за месяц (всего) Убыло от воздействия противника Не от воздействия противника В ремонт Передано в другие соединения Всего самолетов в конце месяца
1-я группа
  Ю-88А-4                
2-я группа
  Ю-88А-4                  
  Ю-88С-6          
3-я группа
  Ю-88А-4            
Штаб эскадры
  Ю-88А-4  
Вся эскадра
  Все типы                    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: