Эмблема 51-й бомбардировочной эскадры.
Краткая история. 51-я бомбардировочная эскадра «Эдельвейс» (KG 51) была сформирована в мае 1939 года на базе KG 255. Главным ее оружием являлись бомбардировщики Ju-88A (до июня 1940-го в эскадре было несколько Не-111Н и Do-17M). Ближе к концу войны 51-й Кампфгешвадер вооружался самолетами Ме-410А и Ме-262А и в конечном итоге, превратившись в KG(J)51, стал соединением, полностью вооруженным реактивными Ме-262А.
С началом нападения на СССР 51-я эскадра действовала на южном участке фронта. В период Харьковского сражения базировалась в Запорожье и входила в состав 4-го воздушного корпуса 4-го воздушного флота. В этот период командиром эскадры был оберст Пауль Кестер (Paul Koester).
Ситуация в районе использования 51-й эскадры у Терновой. 12 мая 1942 года северная и южная ударные группировки советских войск перешли в наступление. Первым разочарованием этого наступления стала Терновая. 28-я армия Д.И. Рябышева, несмотря на подавляющее превосходство во всех видах оружия, включая авиацию, артиллерию и танки, так и не смогла выбить из Терновой укрепившийся там небольшой немецкий гарнизон. Ни в первый, ни во все последующие дни операции…
«Из бесчисленного количества сел, деревень и хуторов этот населенный пункт мне запомнился особенно, — вспоминал потом Рябышев. — Терновая… Люди, основавшие село, не случайно выбрали это место. Видимо, в давние времена наши предки, спасаясь от набегов татарских орд и других кочевых племен, построили его как надежную крепость. Особенности местности учли и гитлеровцы. Они превратили Терновую в опорный пункт. Это село, раскинувшееся с севера на юг на четыре километра и с востока на запад на три километра, своими северной, южной и частично восточной окраинами упиралось в густой лес. Перед западной и юго-западной окраинами проходил овраг шириной до 200 метров с обрывистыми краями. Северо-западная, северо-восточная и юго-восточная окраины были открытыми, высокими, и отсюда далеко окрест просматривались подступы к Терновой. Перед разработкой наступательной операции мы не учли этих особенностей, и я никак не ожидал, что село доставит нам столько хлопот и потребует больших жертв»[257].
|
Немцы, поняв, что Терновая отвлекает на себя много сил и средств противника, сразу же организовали авиационную поддержку своих сил в этом селе.
Собственно, история 51-й бомбардировочной эскадры[258], из всего своего участия в Харьковском сражении, рассказывает нам именно и только об этой авиационной поддержке…
Бомбардировщик 51-й эскадры, совершивший вынужденную посадку.
51-я бомбардировочная эскадра в районе Терновой. До переброски на харьковское направление 51-я бомбардировочная эскадра воевала в Крыму и над Черным морем, участвовала в налетах на Туапсе. «Майор фон Бибра (Bibra)[259]докладывал после выполнения трудного боевого задания, что внезапные налеты днем более просто невозможны и успеха не принесут, — с этого момента о 51-й эскадре нам рассказывает ее историк Вольфганг Дирих (Wolfgang Dierich). — 15 мая вновь был отвоеван Керченский полуостров. В плен было взято 150 000 человек. После этого началась тяжелая битва за Харьков, в результате чего было ликвидировано вторжение Красной армии под Изюмом. Этим был возвращен Донец как исходный пункт. Гешвадеру приказали тоже принять участие в операции „Фридерикус“ в районе восточнее Харькова. Район Изюм — Купянск — Волчанск было трудно взять, так как войска сражались здесь в тесном сцеплении друг с другом. 29 мая 1942 года, после окончания этого предприятия, эскадра была переброшена на направление Харьков — Войченко…
|
…Лесок возле Терновой и Варваровки, где на днях в неясной обстановке одно немецкое пехотное соединение было атаковано танками и окружено[260], стал одним из главных направлений удара.
Советский бронепоезд, уничтоженный в районе Купянска.
Только 20 мая одной группой было сделано вылетов с ранней утренней поры и до заката — 12, с использованием 46 Ю-88. 21 мая в 13 вылетах участвовало даже 63 Ю-88! В целом эскадра в течение двух дней использовала 294 Ю-88[261].
Два письма попавшего в окружение солдата показывают, насколько лучше можно удерживать позиции при уверенности, что немецкие бомбардировщики будут оказывать помощь:
„Товарищам из 9-й эскадрильи…
Благодаря одному вашему товарищу возле Терновой был сброшен котелок с куревом и маленьким приветом от вас. Это дало мне повод написать вам и поблагодарить за мужественную и смелую поддержку. Как обстояли у нас дела, вы, вероятно, уже знаете. Русские хотели нас раздавить, однако сделать этого им не удалось. Ваши бомбы в конце концов сломили его. Отчасти эти бомбы падали впритык к нашим норам, сотрясая землю. Вы придавали нам мужество, и мы гордимся вами, так как здесь проявлено настоящее братство по оружию. Мы удивлялись тому, какими неутомимыми вы были. Мы рады, что нам удалось выбраться из этого дьявольского котла, когда силы наши были уже на исходе. За 10 дней мы почти не получали еды и имеем теперь немного покоя, чтобы получить крайне необходимый отдых. Еще раз благодарим вас всех за очень важную для нас поддержку и желаем 9-й эскадрилье успехов и в будущем. Ни пуха ни пера!“
|
„Дорогой товарищ!
Твоя бомба в виде очень приятного сюрприза найдена обер-ефрейтором моего взвода. Я лично высказываю тебе мое личное спасибо… Как ты уже знаешь, мы были 10 дней заблокированы и вынуждены были обороняться против сильно превосходящего нас противника (30 000 человек). Нас было 1000 человек, без тяжелого оружия. Русские атаковали нас внезапно и к тому же с огромной массой танков. Кроме того, наши позиции накрывал ужасный огонь всех видов оружия. К этому следует добавить то, что у нас было мало боеприпасов и почти 10 дней не поступало никакого довольствия. Итак, дорогой товарищ, ты можешь представить, в каком положении мы находились. Мы оборонялись, как могли, и через 10 дней были освобождены.
Теперь — к тебе, дорогой товарищ! Немецкие летчики и немецкие танкисты поддерживали нас при нашем освобождении. То, что вы совершили, я не могу даже выразить на этом листке бумаги. Я выражаю вам мое наивысшее признание и могу заверить, что вы в почете у всех наших солдат. В 150 метрах от нас приготовились к атаке приблизительно 1500 русских. И они непременно прорвались бы, если бы в последнюю минуту вы не продолжили бомбить. У вас действительно хорошее чутье, так как все бомбовое благословение падало рядом, в лес, и не задевало нас. Кроме того, вашими громовыми налетами было разгромлено несколько больших районов сосредоточения неприятеля… Результаты от попаданий бомб были просто ужасны, и охота к наступлению у русских пропала…
Вы отлично выполнили свою работу, работу которую ни один специалист не смог бы сделать лучше. Вы укладывали бомбы в 50 метрах перед нашим носом, и они здесь были уместны. Мы, разумеется, думали, что теперь настал наш последний час, но бомбовые удары достигали точно своих целей…
В общем, вы свое дело выполнили отлично, и все пережитое навсегда останется в наших сердцах. Я еще раз говорю, что мы обязаны вам нашими жизнями, все вы были к этому причастны, и поэтому: „Да здравствуют наши летчики!“
Если ты, дорогой друг, имеешь время, то напиши мне еще раз. На будущее желаю тебе и всем товарищам всего доброго и благополучных полетов“»[262].
Статистика. После Харькова самолеты 51-й бомбардировочной эскадры вернулись к боевым действиям в Крыму, в районе Севастополя. Дополнения о деятельности этой и других эскадр в мае 1942 года (в основном на интересующем нас харьковском направлении) дают следующие статистические материалы:
ТАБЛИЦА ЛАРИНЦЕВА [263]
(потери немецкой авиации в период Харьковского сражения с 12 по 31 мая 1942 года)
Тип | Часть | Номер | Место | Причина | % поврежд. | Судьба экипажа |
12 мая | ||||||
Ju52 | KGrzbV300 | Большая | + боевые повр. | 100 % | б/в 4 чел. экипажа и 10 пассажиров, в том числе к-р 6-й строительной бригады, генерал-майор (единственный генерал, погибший в Харьковской операции) | |
Bf109 | III./JG77 | Харьков | = посадка | 20 % | ||
Bf109 | III./JG77 | Харьков | +? | 100 % | б/в пилот | |
Bf110 | 7.(H)/LG2 | Балманка | = ЗА | 50 % | ||
13 мая | ||||||
Bf109 | III./JG77 | Харьков | + боевые повр. | 100 % | ||
Fw189 | I.(H)/10 | Гущино | + ЗА | 100 % | + 3 эк. | |
Ju88 | II./KG51 | Запорожье | + старт | 95 % | + 4 эк. | |
14 мая | ||||||
Bf109 | 9./JG52 | Харьков | + боев. повр. | 80 % | ||
Ju52 | KGrzbV | Полтава | = вын. посадка вследствие боев. повр. | ?% | ||
He111 | 2./KG55 | Вольное | = ЗА | 60 % | = 2 эк. | |
Bf109 | III./JG77 | Чугуев | = вын. посадка | 15 % | ||
15 мая | ||||||
He111 | 4./KG55 | Александрова | +? | 100 % | б/в 5 эк. | |
He111 | 2./KG55 | Охочее | +? | 100 % | б/в 5 эк. | |
He111 | 4./KG55 | Охочее | +? | 100 % | б/в 5 эк. | |
Bf109 | 5./JG52 | Харьков | + техпричины | 100 % | = пилот | |
Bf109 | 6./JG52 | + ИА | 100 % | |||
Klemm35 | III./JG52 | Днепропетровск | + своя ЗА | 65 % | ||
Bf109 | 8./JG52 | ? | = АБ | 10 % | ||
Bf109 | 9./JG52 | Рогань | = боев. повр. | |||
Fw189 | 4.(H)/10 | Харьков | = боев. повр. | |||
Ju87 | 6./StG77 | Харьков 1 | = авария 1 | 20 % 1 | ||
16 мая | ||||||
Ju88 | 1./KG51 | неразб. | + боев. повр. | 100 % | = 2 эк. | |
Ju88 | 3./KG76 | Харьков | = старт | ?% | ||
Bf109 | 3./JG3 | неразб. | + ИА | 100 % | ||
He111 | 7./KG55 | Павлоград | = авар. посадка вследствие атаки ИА | 40 % | ||
Fi156 | Feldwerftveiband 40 | (Днепропетровск) | +? | 100 % | б/в 1 эк. | |
Fi156 | 4/(H)/10 | ? | +? | 100 % | +1, б/в 1 эк. | |
17 мая | ||||||
Bf109 | III./JG77 | (Харьков) | +? | 100 % | + пилот | |
Fi156 | Kurierstaffel 6 | Иванополь | + ИА | 100 % | = 2 эк. | |
Bf109 | l./SchG1 | аэ Константиновка | = авария | 80 % | ||
Bf109 | 2./SchG1 | аэ Константиновка | = авария | 40 % | ||
Bf109 | 3./SchG1 | аэ Константиновка | = авария | 45 % | ||
Hs123 | 7./SchG1 | аэ Константиновка | =авария | 10 % | ||
Bf109 | III./JG52 | Перовское | = отказ двигателя | 20 % | ||
Bf109 | 9./JG52 | Суровловка | = ИА | 15 % | ||
18 мая | ||||||
Bf109 | 8./SchG1 | Изюм | = боев. повр. | 40 % | ||
Bf109 | 3./JG3 | Ст. Салтов | + ИА | 100 % | б/в пилот | |
He111 | 5./KG55 | (Изюм) | + ЗА | 100 % | + 5 эк. | |
Fw189 | 1.(H)/10 | Станичная | + отказ двигателя | 80 % | ||
19 мая | ||||||
Bf109 | 7./JG77 | Изюм | + возд. бой | 100 % | б/в пилот | |
Bf109 | 4./JG52 | Артемовск | = старт | 55 % | ||
Ju88 | I./KG51 | Николаевка | = ЗА | ?% | ||
Ju88 | 5./KG3 | Харьков | = неб. повр. | 35 % | ||
Ju88 | 1./KG76 | неразб. | + ЗА | 100 % | б/в 4 эк. | |
Ju88 | 4./KG3 | Харьков | = неб. повр. | 25 % | ||
Ju88 | 2.(F)/22 | Харьков | = боев. повр. | 50 % | = 2 эк. | |
Bf109 | 1./JG3 | Чугуев | = ИА | 10 % | ||
Bf109 | 2./JG3 | Чугуев | = авар. посадка | 25 % | ||
Bf109 | 9./JG3 | Рогань | = посадка | 30 % | ||
Bf109 | 9./JG3 | Рогань | = посадка | 30 % | ||
20 мая | ||||||
Bf109 | 8./JG52 | Константиновка | =старт | 90 % | ||
Bf109 | 8./JG52 | Рогань | = старт | 50 % | ||
Bf109 | 8./JG52 | Артемовск | = старт | 90 % | = пилот | |
Bf109 | 6./JG3 | Харьков | = отказ двигателя | ?% | ||
Ju87 | 5./StG77 | Максимовка | = ЗА | 10 % | ||
He111 | 9./KG55 | Днепропетровск | = отказ двигателя | 50 % | ||
Ju87 | 5./StG77 | Максимовка | + ЗА | 100 % | + 2 эк. | |
Ju52 | KGrzbV4 | (Харьков — Цюрихталь) | +? | 100 % | б/в 4 эк. | |
Ju88 | 3.(F)/10 | (Ливны — Касторное) | +? | 100 % | б/в 4 эк. | |
Ju88 | 3./KG76 | ? | +? | 100 % | б/в 4 эк. | |
21 мая | ||||||
Вf109Е-7 | Stab/SchG1 | Изюм | = ИА | 40 % | ||
Вf109Е-7 | 2./SchG1 | Изюм | = ИА | 25 % | ||
Вf109Е-7 | 2./SchG1 | Изюм | + ИА | 100 % | = пилот | |
Bf109E-7 | 8./SchG1 | Константиновка | =старт | 30 % | ||
Bf109E-7 | 6./JG3 | 20 км сев. Волчанска | +3A | 100 % | б/в пилот | |
Bf109E-7 | 7./JG52 | Барвенково | = ЗА | 10 % | ||
Ju88A-4 | II./KG3 | Харьков | = авар. посадка из-за повр. от ЗА | 40 % | ||
Bf109F-4 | 1./JG3 | ? | +? | 100 % | б/в пилот | |
Bf109F-4 | 7./JG3 | аэ Чугуев | = старт | 30 % | ||
Bf109F-4 | 7./JG3 | Кременчуг | = вын. посадка | |||
Bf109F-4 | 9./JG3 | ? | +? | 100 % | б/в пилот | |
Bf109E-7 | III./ZG1 | Запорожье | = посадка | 70 % | =пилот | |
Bf109E-7 | 7./ZG1 | Константиновка | = тех. причины | ?% | ||
22 мая | ||||||
He111H-6 | 9./KG55 | 4820 (GI+BT) | Купянск | +? | 100 % | б/в 5 эк. |
Ju88A-4 | II./KG3 | 4588 (5K+AC) | Харьков (над «котлом») | + вын. посадка | 100 % | б/в к-р группы и 3 эк. |
Bf109E-7 | 3./SchG1 | аэ Константиновка | = посадка | 30 % | ||
Вf109Е-7 | l./SchG1 | Барвенково | = старт | 85 % | = пилот | |
Hs129B-1 | 5./SchG1 | Гришино | = авар, посадка | 60 % | = пилот | |
Bf109F-4 | JG52 | ? | +? | 100 % | + пилот | |
Bf109F-4 | JG52 | аэ Барвенково | = старт | 45 % | ||
Ju88D-1 | 3.(F)/121 | Павлоград | = отказ. двиг. | 45 % | ||
Bf109E-7 | 7./ZG1 | Тальное | = вын. посадка | 60 % | ||
Go242 | Sonderst./LF4 | Артемовск | = авар, посадка | 30 % | ||
Bf109F-4 | 3./JG3 | Харьков | +? | б/в пилот | ||
Bf109F-4 | 7./JG3 | неразборчиво | + возд. бой | 100 % | ||
Ju52 | 2./KGrzbV300 | Артемовск | = вын. посадка из-за боев. повр. | 60 % | ||
Bf109F-4 | III./JG77 | Петровская | = боев. повр. | 20 % | ||
Bf109F-4 | III/JG77 | аэ Барвенково | = боев. повр. | 60 % | ||
Ju88A-4 | 4./KG3 | Харьков | = ЗА | 50 % | =пилот | |
Ju88A-4 | III./KG51 | Полтава | = отказ, двиг. | 30 % | ||
23 мая | ||||||
Hs129B-1 | 5./SchG1 | неразборчиво | + ЗА | 100 % | б/в пилот | |
Hs129B-1 | 5./SchG1 | Петровская | + ЗА | 100 % | ||
Hs129B-1 | 5./SchG1 | Константиновка | + | 100 % | ||
Hs129B-1 | II./SchG1 | ? | +? | 100 % | б/в пилот | |
Bf109F-4 | 7./JG3 | Веселое | + возд. бой | 100 % | ||
Bf109F-4 | II./JG52 | Королька | = боев. повр. | 60 % | ||
He111H-6 | 8./KG27 | неразборчиво | +? | 100 % | б/в 5 эк. | |
He111H-6 | III./KG27 | ок. Родянка | + ЗА | 100 % | + 5 эк. | |
He111H-6 | III./KG27 | аэ Сталино | = ЗА | 50 % | ||
He111H-6 | 7./KG27 | аэ Сталино | = ЗА | 20 % | = 1 эк. | |
Ju88A-4 | II./KG3 | Харьков | = старт | 30 % | ||
Ju88A-4 | I./KG51 | Великая | + ИА | 100 % | + 4 эк. | |
Bf109E-7 | 7./ZG1 | Кировоград | = вын. посадка | 30 % | ||
Bf109E-7 | 9./ZG1 | Савинцы | =? | 25 % | ||
Bf109F-4 | III/JG77 | Ок. Харькова | +? | 100 % | б/в пилот | |
Ju88A-4 | 3./KG76 | 3765 (FI+FL) | неразборчиво | +? | 100 % | б/в 4 эк. |
Ju88A-4 | 2./KG76 | 3784 (FI+AK) | Вышняя | + ЗА | 100 % | б/в 3 эк. |
24 мая | ||||||
He111H-6 | 1./KG55 | Федоровка | + ЗА | 100 % | б/в 5 эк. | |
He111H-6 | III./KG55 | 7207 (GI+KR) | ? | +? | 100 % | |
Bf109F-4 | III./JG77 | Барабашевка (ок. Харькова) | = повр. двиг. | 50 % | ||
W34hau | Kurierstaffel 7 | ? | Компаниевка | = отказ, двиг. | 25 % | |
Bf109E-7 | 8./ZG1 | аэ Барвенково | =старт | 40 % | ||
25 мая | ||||||
Bf109E-7 | 3./SchG1 | Барвенково | = авария | 30 % | ||
Bf109F-4 | 4./JG52 | аэ Барвенково | =старт | 55 % | ||
Bf109F-4 | 4./JG3 | Михайловское | + боев. повр. | 100 % | б/в пилот | |
26 мая | ||||||
He111H-6 | 8./KG55 | 4976 (G1+AS) | Чепель | + ЗА | 100 % | б/в 5 эк. |
Bf109E-7 | 2./SchG1 | Петровская | = боев. повр. | 30 % | ||
Hs129B-1 | II./SchG1 | Барвенково | = боев. повр. | 45 % | ||
Bf109F-4 | 3./JG52 | Барвенково | = авар. посадка | |||
Bf109F-4 | 9./JG52 | аэ Барвенково | + старт | 100 % | ||
Bf109F-4 | 9./JG52 | Орлиноярский | + БШУ | 100 % | ||
He111 | 3./KG27 | ? | Михайловское | = ЗА | ?% | |
Hs126B-1 | 1.(H)/23 | Петровка | = ЗА | ?% | ||
Ju88A-4 | I./KG51 | ? (9K+KK) | Ново-Украинка | +? | 100 % | б/в 4 эк. |
Ju88A-4 | II./KG51 | аэ Запорожье | = старт | 10 % | ||
27 мая | ||||||
Bf109F-4 | 9./JG52 | Харьков | + боев. повр. | 100 % | ||
28 мая | ||||||
Bf109F-4 | 8./JG3 | аэ Кировоград | = старт | ?% | ||
He111P | Stab KG51 | аэ Запорожье | = повр. шасси | 25 % | ||
29 мая | ||||||
Bf109F-4 | 1./JG52 | Мал. Камьпиеваха | + стрелком бомб. | 100 % | ||
Bf109F-4 | 5./J,G52 | Изюм | + ИА | 100 % | = пилот, к-р отряда | |
Bf109F-4 | 9./JG3 | Чугуев | + вын. посадка | 100 % | б/в пилот | |
Bf109F-4 | 9./JG3 | Чугуев | + вын. посадка | 100 % | б/в пилот | |
Ju88D-5 | 2.(F)/ObdL | Аэ Полтава | = старт | 30 % | ||
30 мая | ||||||
Вf109Е-7 | Вf109Е-7 | аэ Харьков | = посадка | 40 % | ||
Bf109F-4 | 6./JG52 | Барвенково | = ИА | 75 % | ||
Bf109F-4 | 6./JG52 | аэ Барвенково | = старт | 40 % | ||
Bf110E-7 | II./ZG1 | 3786 (S9+EM) | ? | +? | 100 % | + 2, = 1 эк. |
31 мая | ||||||
Bf109F-4 | 9./JG52 | Мал. Камышеваха | + ИА | 100 % | + пилот | |
Bf109F-4 | 3./JG53 | аэ Курск | + АБ | 100 % | ||
Ju52 | KGrzbV300 | аэ Полтава | = повр. шасси | 30 % | ||
FW189A-1 | 2.(H)/31 | аэ Курск | = АБ | 20 % | ||
FW189A-1 | 5.(H)/12 | аэ Конотоп | = авар. посадка | 25 % | ||
Fi156 | Kurierstaffel 1 | аэ Конотоп | = АБ | 40 % | ||
Fi156 | Kurierstaffel 1 | аэ Конотоп | = АБ | 70 % | ||
Ju87B-2 | II./StG1 | аэ Харьков | + АБ | 100 % | ||
Ju87B-2 | II./StG1 | аэ Харьков | + АБ | 100 % | ||
Ju88D-1 | 4.(F)/121 | Александровка | +? | 100 % | + 2 эк. |
Примечания к таблице Р. Ларинцева:
+ — гибель самолета или экипажа
= — повреждение самолета или ранение экипажа
ИА — истребительная авиация
ЗА — зенитная артиллерия
АБ — авиабомба
БШУ — бомбо-штурмовой удар
ТАБЛИЦА МИХАЭЛЯ XOЛЬМА (MICHAEL HOLM) [264]
(количество самолетов в 51-й бомбардировочной эскадре в мае 1942 года)
Всего самолетов в начале месяца | Тип | Прибыло за месяц (всего) | Из них новых | Из ремонта | Из других соединений | Убыло за месяц (всего) | Убыло от воздействия противника | Не от воздействия противника | В ремонт | Передано в другие соединения | Всего самолетов в конце месяца |
1-я группа | |||||||||||
Ю-88А-4 | — | — | |||||||||
2-я группа | |||||||||||
Ю-88А-4 | — | ||||||||||
Ю-88С-6 | — | — | — | — | — | ||||||
3-я группа | |||||||||||
Ю-88А-4 | — | — | — | — | |||||||
Штаб эскадры | |||||||||||
Ю-88А-4 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
Вся эскадра | |||||||||||
Все типы |