Продуктивность словообразовательные конструкции в современном английском языке




 

Высокой продуктивностью отличаются словообразовательные конструкции, в которых в качестве опорного компонента сложных слов выступают наиболее типичные для немецкого антропонимикона личные имена, традиционно считающиеся в отечественной германистике полусуффиксами субъективной оценки.

Такие именования образуются по единой словообразовательной модели: «мотивирующая основа личное имя суффиксоидного характера».

Номинации этого типа используются преимущественно для обозначения лиц по профессии, по характерному признаку. В рамках деривационного словопроизводства достаточно продуктивна суффиксальная модель, когда суффикс подводится под соответствующую лексическую единицу либо с целью ее преобразования в семантическую категорию лица, либо придания ей формы квалитатива со значением какой-либо субъективной оценки, либо он используется как способ мовирования.

Для достижения первых целей используются общеупотребительные суффиксы, видное место среди которых продолжает занимать суффикс -er. Превращение личного имени или фамилии денотата в неофициальное именование лица - один из самых распространенных способов неофициального имя творчества. В создании антроповариантов прозвищного характера на основе официальных личных имен широко используются все возможности комбинированной «игры» как с различными структурными элементами антропонимов, так и с использованием самых разнообразных общеязыковых и сугубо специфических деривационных средств.

Превращение имени одного уровня в имя другого уровня, официальных онимов в категорию прозвищных может осуществляться как без изменения имени денотата на основе присоединения к нему различных детерминантов, характеризующих лицо - носителя имени по какому-либо типичному для него признаку, так и путем всевозможных модификаций антропонима.

Такой подход к образованию неофициальных именований лица позволяет представлять его в виде словообразовательного гнезда, вершиной которого является официальное имя индивида и в которое входят как расширенные формы ядерного онима, так и стилистически сниженные модифицированные варианты полного личного и фамильного имен, которые, попадая в фокус внимания, становятся объектом языковой игры.

Именования на основе присоединения к имени денотата различных детерминантов образуются по одной из трех словообразовательных моделей

а) атрибутивное словосочетание с антропонимом (атрибут + антропоним);

б) композитное сложение с антропонимическим компонентом (апеллятив + антропоним; антропоним +антропоним; топоним + антропоним);

в) соединение антропонима с титулом (титул + антропоним).

Одним из способов образования неофициальных именований лица, при котором имя денотата используется, как правило, без изменений, является соединение имени с титулом. Образованные таким образом именования типа Prinz Klaus, SirWalter обладают двоякой особенностью: с одной стороны, соединение в коллоквиальном именования титула и антропонима, издревле употреблявшихся вместе, оказывается вполне естественным и не воспринимается как нечто искусственное, а с другой стороны, титулы, транспонированные из одной эпохи в другую, являются носителями несколько иных качеств, не вытекающих непосредственно из их лексических значений.

Так, именование König Johann, носителем которого являлся известный футболист, надо интерпретировать как Йохан - король футбола, где König - это человек высокого профессионального мастерства.

Титул Lord нередко сочетается с именем лица, которое часто ведет себя как лорд: всегда безукоризненно одет, не допускает унижения, панибратства и т.д. Регулярный характер подобного употребления титулов в неофициальной сфере общения - явление вполне обычное.

Наряду с вышеописанными способами образования неофициальных именований лица, когда к личному имени или фамилии без какого-либо (или несущественного) изменения последних присоединяются различные детерминативы, в сфере неофициального общения весьма широко используется способ образования коллоквиальных личных именований путем модификации имени денотата, его формального изменения (модификационное словообразование).

Использование таких модифицированных языковых знаков во вторичной номинации лица позволяет, с одной стороны, в полном объеме сохранить за ними идентифицирующую способность, а с другой - рассматривать их как стилистически сниженные лексические единицы, относящиеся к сфере неофициального общения.

В итоге такой модификации личного имени или фамилии получается именование, отличное от исходного по форме, но тождественное по содержанию. Модификация исходных (официальных) имен может иметь самые разнообразные формы выражения и реализовываться на различных уровнях языка. Она может касаться личных имен, фамилий или же тех и других одновременно. Сферами такой модификации могут быть фонемный, морфемный и лексемный уровни.

Основные способы такой модификации - субституция, усечение, сложение, аббревиация или же совмещение нескольких способов (смешанный словообразовательный тип). Вместе с тем в коллоквиальном образовании имен лица широко используются стандартные словообразовательные модели, обеспечивающие привычное восприятие и понимание именного образования.

Правда, в числе стандартных немало и таких, которые приходятся на «маргинальные» модели, находящиеся на периферии словообразовательного пространства, и значительно реже привлекаемые к процессу словообразования, чем это происходит в кодифицированном языке.

Последнее свидетельствует о том, что продуктивность словообразовательных моделей в узуальном и коллоквиальном словообразовании не совпадает.

Таким образом, рассматривая словообразовательную специфику неофициальных именований лица, мы отдаем себе отчет в том, что коснулись лишь наиболее общих способов их обобщения, призванных дать первичные ориентиры тем, кто работает с немецким языком в качестве студента, преподавателя, переводчика. Назрела острая необходимость отражения исследуемой лексической группы в словаре, что может стать «предметом лексикографической практики будущего».


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рамках новой научной парадигмы окончательно оформился лингвокогнитивный подход к аспекту создания новых номинаций. Создание новых слов - это прежде всего отражение все возрастающих потребностей общества в вербализации новых концептов и реалий, постоянно возникающих в процессе развития науки, культуры, общественных отношений, т. е. в процессе когнитивной деятельности человека.

В результате номинативной деятельности происходит не только фиксация фрагментов деятельностного опыта человека в лексике, т.е.обращение фактов действительности в знаки языка, но при этом еще учитываются и общественный опыт носителей языка, и их субъективные и прагматические оценки, и другие экстралингвистические факторы.

Поэтому особенно важен именно когнитивно-прагматический подход в изучении деривационных процессов в современном английском словообразовании. Словообразованию принадлежит важнейшая роль в номинативном процессе, запечатлевающем особенности человеческого мировосприятия.

В микросистемах производных слов (мотивированных на данномсинхронном срезе языка и вследствие чего сохраняющих свою внутреннюю форму) подобная концептуальная информация выражена эксплицитно. Поэтому для концептологии производная лексика и способы ее системной организации являются благодатным материалом и должны вызывать значительный интерес.

И проводить подобные исследования, конечно, целесообразно на «живом» языковом материале - неологизмах. Уникальность стяжения как способа образования новых слов в английском языке состоит в том, что зачастую экспрессия сопровождает номинацию, в связи, с чем слова-стяжения отличаются особенным номинативным потенциалом - неким «приращенным» значением.

Помимо этого, слова-стяжения, совмещая в себе признаки как окказиональных, так и общеупотребительных слов, заслуживают пристального внимания с точки зрения не только лингвистики, но и социальной психологии, культурологии, политологии и других общественных дисциплин как отражение внеязыковой действительности, как актуальный сегмент языковой картины мира.

И, что самое важное, слова- стяжения участвуют в обогащении языка новыми, активно функционирующими словообразовательными элементами. Очевидно, что стяжение как один из самых активных способов словообразования в современном английском языке обладает несомненным лингвокреативным потенциалом, который еще далеко не исчерпан.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: