Г. Плоды земли, ремесла и торговля




Мы уже неоднократно упоминали о плодородии хивинской почвы; особенноможно отметить зерновые, хороший рис, пре­имущественно гёрленский,прекраснейший шелк в Шахбаде и Янги-Ургенче, хлопок, руян - род корня, изкоторого добывается красная краска, и фрукты, лучше которых, пожалуй, нет нетолько в Персии и Турции, но даже в Европе. Замечательные яблоки вХезараспе, груши и гранаты в Хиве и ни с чем не сравнимые восхитительныедыни, о которых идет слава до отдаленного Пекина, (Я привез в Венгрию семеначетырех разных сортов, и если судить по первому опыту, то дыни, вероятно,будут давать урожай и на низменностях Венгрии.) так что владыка Небеснойимперии не забывал истребовать среди ежегодных даров, прибывавших к нему изКитайской Татарии, несколько ургенчских дынь. За них дают хорошую цену дажев России, так что тот, кто увозит воз дынь, возвращается с возом сахара. Из изделий хивинской промышленности славится ургенчский чапан, т.е.кафтан из Ургенча, его шьют из полосатой двух­цветной ткани (шерсти илишелка, а часто обе нити смешаны) по типу наших халатов; кроме того, широкоизвестны хивинская медная посуда, хезареспские ружья, ташаузское полотно. Самую большую торговлю Хива ведет с Россией. Караваны в одну-две тысячиверблюдов весной идут в Оренбург, осенью - в Астрахань; они везут хлопок,шелк, шкуры, одежду для ногайцев и татар, шагреневые кожи и фрукты наярмарку в Нижний (который они называют "Макариа")^177 и привозят обратнокотлы и другую посуду из чугуна (местное "джёген"), ситец (сорт,употребляемый у нас на обивку мебели, а здесь он идет на женские рубахи),перкаль^178, сукно, сахар, железо, плохие ружья *[254] *и некоторыегалантерейные товары. Значительную статью выво­за составляет также рыба,впрочем, рыбу русские доставляют и сами под охраной трех пароходов, которыенаходятся в Араль­ском море и, согласно трактату, заключенному последнимрус­ским посольством в Хиве, могут доходить до самого Кунграда. С Персией иГератом торговля ведется в незначительных раз­мерах, (Правда, в Герате и егоокрестностях охотно носят хивинский чапан (кафтан из Хивы) и дают за негохорошую цену, но этот товар привозят туда через Бухару) потому что дороги,ведущие туда, находятся в руках туркмен. Сношения между Хивой и Астрабадомподдерживают одни только йомуты, которые ежегодно приводят 00-150 верб­людовс самшитом (для гребней) и нефтью. Торговые сношения с Бухарой, напротив,намного оживленнее. Туда вывозят одежду и полотно, а покупают чай, пряности,бумагу и изготавливаемые там мелкие галантерейные товары. Для торговли внутри страны в каждом городе один или два раза в неделюработает базар. Даже в тех местах, где живут одни кочевники и нет ни одногодома, создается базарная площадь (базарли-джай) с несколькими глинянымихижинами, чтобы мож­но было устраивать базарную торговлю, которая в этоймест­ности носит характер праздника. Житель Средней Азии часто едет на базарза 10-12 миль ради покупки нескольких иголок или прочей мелочи, но на самомделе им движет тщеславие, так как он садится на своего самого красивого коняи берет с собой лучшее оружие.

Д. НАСЕЛЕНИЕ ХАНСТВА

В Хиве живут 1) узбеки, 2) туркмены, 3) каракалпаки, 4) казахи(называемые у нас киргизами), 5) сарты, 6) персы. *1. Узбеки* Узбеки -это название народа, большей частью оседлого и за­нимающегосяземледелием. Они живут на обширном пространст­ве от южной оконечностиАральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающейнародностью в трех ханствах и Китайской Татарии. Узбеки подразделяются на 32главных таифе (племени): 1) кунград (Kungrad), 2) кипчак (Kiptschak), 3)хитай (Chitai), 4) мангыт (Mangit), 5) нокс (Nцks), 6) найман (Nayman), 7)кулан (Kulan), 8) кият (Kiet), 9) ас (As), 10) таз (Tas), 11) саят (Sajat),12) джагатай (Dschagatay), 13) уйгур (Ujgur), 14) акбет (Akbet), 15) дёрмен(Dormen), 16) ёшун (Oeschьn), 17 канджигалы (Kandschigaly), 18) ногай(Nogai), 19) балгалы (Balgali), 20) митен (Miten), 21) джелаир (Dschelair),22) кенегёс (Kenegцs), 23) канлы (Kanli), 24) ишкили (Jschkili), 25) бёйюрлю(Bцjьrlь), 26) алчин (Altschin), 27) ачмайлы (Atschmayli), *[255] *28)каракурсак (Karakursak), 29) биркулак (Birkulak), 30) тыркыш (Tyrkysch), 31)келлекесер (Kellekeser), 32) минг (Ming). Это деление старо, обращает на себя внимание только то обстоятельство,что даже отдельные племена широко разбро­саны по названной территории, иисследователя поражает, часто ему кажется просто невероятным, что узбеки изХивы, Коканда и Яркенда, чей язык, обычаи и лица совершенно различны,осознают свою принадлежность не только к одной нации, но и к одному племени,к одному роду. Хочу только заметить, что в Хиве представлено большинство племен, ихивинец по праву гордится своей древнеузбекской национальностью,противопоставляя ее Коканду, Бухаре и Каш­гару. Хивинского узбека с первоговзгляда выдает примесь иранских черт, ибо у него есть борода, которую ужителей Туркестана всегда можно рассматривать как чужеродный эле­мент, тогдакак цвет и черты лица очень часто указывают на чисто татарскоепроисхождение. Да и по характеру своему хивинский узбек предпочтительнееостальных своих соплемен­ников, он простодушен и откровенен, а по натуре ещестоль же дик, как и окружающие его кочевники, но у него нет утонченноголукавства, выработанного восточной цивилизацией, и после на­стоящего османаэто второй житель Востока, из которого еще что-то могло бы получиться. То обстоятельство, что в Хиве в меньшей мере представлено исламскоеобразование, которым славится Бухара, в значитель­ной степени способствовалосохранению хивинскими узбеками многого как из их языческих обычаев, так и изперсидских религиозных обрядов. Любовь к музыке и народной тюркской поэзии,к которым среднеазиатский кочевник питает страсть более пылкую, чемпредставитель любой образованной нации, здесь сильнее, чем в Коканде, Бухареи Кашгаре. Хивинские исполнители на дутаре (двухструнной гитаре) и кобузе(лютне) славятся по всему Туркестану. Величайший узбекский поэт Навоиизвестен всем и каждому, но не проходит ни одного десятилетия, чтобы непоявился лирик второй или третьей величины. В Хиве я познакомился с двумябратьями. Один брат, Мунис, писал стихи, некоторые из них я собираюсь позжеиздать; второй, Мираб, с величайшим терпением переводил на узбекско-тюркскоенаречие большой исторический труд Мирхонда, чтобы сделать его болеедоступным для своего сына, владевшего, впрочем, и персидским языком. Этаработа продолжалась 20 лет, однако он стеснялся кому-нибудь в этомпризнаться, потому что занятие другими науками, кроме религиозных, считаетсялегко­мысленны^179. Несмотря на многовековой возраст города, хивинские обычаи носят печатьпрежней героической жизни. Очень часто бывают демонстративные сражения,битвы, а особенно конские скачки с великолепными призами. Каждаязначительная свадьба не обходится без скачек на 9, 19, 29, т.е. победительполучает по 9, *[256] *19 или 29 штук из всякого вида имущества, например 9овец, 19 коз и т.д., что зачастую составляет порядочную сумму. О скачкахневесты со своим будущим мужем, так называемом кёкбёрю, мы уже говорили. Отпрежних жителей страны, огнепоклонников, в Хиве сохранились праздники иигры, которые, вероятно. существовали и в других частях Средней Азии довведения ислама, но теперь совершенно забыты. *2. Туркмены* О них мы уже говорили более подробно. Здесь, в Хиве, есть а) йомуты,живущие на юге, по краю пустыни от Кёне-Ургенча до Хазавата, в областяхКараильгин, Кёкчеге, Узбек-яп, Бедркенд и Медемин; б) човдуры, кочующиетакже около Кёне, а именно у Кызыл-Такыра и Порсу, но чаще западнее, междуАральским и Каспийским морями. Гёкленов здесь совсем немного. *3. Каракалпаки* Они живут по ту сторону Оксуса, напротив Гёрлена и далее почти доКунграда, вблизи больших зарослей. Лошадей у них мало, овец почти совсемнет. Каракалпаки славятся тем, что у них самые красивые женщины вТуркестане, но зато их самих изображают величайшими идиотами. Я насчиталсреди них 10 главных племен: 1) баймаклы (Bajmakli), 2) хандекли(Chandekli), 3) терстамгалы (Terstamgali), 4) ачамайлы (Atschamayli), 5)кайчили-хитай (Kaytschili Chitai), 6) ингаклы (Ingakli), 7) кенегес(Keneges), 8) томбоюн (Tombojun), 9) саку (Saku), 10) онтёртурук(Ontцrturuk). Их число определяется в 10 тыс. кибиток. С не­запамятныхвремен они подчинены Хиве. Сорок лет назад они восстали подпредводительством Айдоста, который вторгся в Кунград, но позднее был разбитМухаммед Рахим-ханом. Восемь лет назад они опять восстали подпредводительством Сарлыга, имевшего, как говорят, 20 тыс. всадников ипри­чинившего большие опустошения. В конце концов восставшие были разбитыКутлуг Мурад-бием и рассеяны. В последний раз они восстали три года назад,их предводитель Эр-Назар по­строил себе крепость, но был также побежден. *4. Казахи (киргизы)* Теперь их в Хиве очень мало, так как в недавнее время они большейчастью оказались под властью России. Об этом кочевом народе Средней Азии мыпоговорим, когда речь пойдет о Бухаре. *5. Сарты* Сарты, называемые в Бухаре и Коканде таджиками, - древнее персидскоенаселение Хорезма, число их здесь относительно невелико. Постепенно онисмешали свой родной персидский язык *[257] *с тюркским. Сартов, как итаджиков, можно узнать по их лукавству и изяществу; узбеки их не оченьлюбят. Характерно, что, хотя уже пять столетий они живут вместе, смешанныебраки между узбеками и сартами были очень редки. *6. Персы* Это либо рабы, которых здесь около 40 тыс., либо освободив­шиеся изневоли; кроме того, они образуют небольшую колонию в Ак-Дербенде и Джамли.Впрочем, в материальном отношении рабу живется в Хиве неплохо, так как онпревосходит скромного узбека в хитрости и скоро богатеет. Многиепредпочитают, выкупившись на волю, поселиться там же и не возвращаются народину. Раба в Хиве называют "догма", а его детей - "ханезад", т.е."рожденный в доме". Позор перенесенного рабства стирается лишь в третьемпоколении. *Е. ОБ ИСТОРИИ ХИВЫВ XIX ВЕКЕ* *1. Мухаммед Эмин-инак* *(1792-1800)*^180 После того как Надир-шах, без боя овладевший ханством, внезапноудалился от дел, (После того, как он в 1740 г. победил Йолбарса (Льва)-шахаи несколько месяцев спустя вернулся в Герат.) к власти в Хиве пришли киргизыМалой Орды (или устюртские казахи, т.е. казахи Верхнего Юрта). Они правилидо конца столетия, когда появился узбек­ский предводитель из племени конради заявил свои права на престол. Он называл себя Мухаммед Эмин-инак. Этимтитулом он хотел подчеркнуть свое происхождение из последней правящейузбекской фамилии. Ему удалось собрать небольшое войско и направить егопротив казахского князя. Однако тот был тогда еще достаточно силен и не разпобеждал своего противника, принудив его в конце концов бежать в Бухару, гдеон и прожил несколько лет в уединении. Но его приверженцы продолжали борьбудо тех пор, пока не добились некоторых успехов, после чего отправили к немудепутацию из 40 всадников. Он вернулся и вновь встал во главе войска. Наэтот раз ему больше по­счастливилось, он прогнал казахов и, взойдя напрестол, основал нынешнюю правящую династию, которая, как явствует изпри­лагаемой генеалогии, наследовала ему без всяких перерывов (см. стр.258). *2. Ильтузер-хан (1800-1804)*^181 Он продолжал войну с Бухарой, поддерживавшей падающую власть казахов.Пока он находился в окрестностях Чарджоу, подстрекаемые бухарцами йомуты подруководством своего *[259] *вождя Тапишдели напали на Хиву, овладели городоми раз­грабили его. Ильтузер сразу отправился в Хиву, но по дороге был разбитбухарцами и, спасаясь бегством, погиб в водах Оксуса. Ему наследовал его сынМухаммед Рахим. *3. Мухаммед Рахим (1804 -1826)*^182 *, называемый также Медрехим* Он сразу же обратил оружие против йомутов, выгнал их из столицы иполучил солидное возмещение за причиненные убыт­ки. Не менее успешной былаего борьба с каракалпаками, выступавшими против него под предводительствомАйдоста; он быстро заставил их подчиниться. Не столь удачно шли военныедействия против Кунграда, где права на престол оспаривал один из егородственников, с которым он вел войну в течение 17 лет. Все это времяКунград находился в осаде, но стойкий защитник, смеясь над тщетными усилиямипротивника, прокричал ему однажды с зубчатой башенной стены: «Уч ай савун, т.е. три месяца кислого молока, » » кавун, » » » дынь, » » кабак, » » » тыквы, » » чабак, » » » рыбы». Тем самым он хотел ему сказать, что у него на каждое время года естьособая еда, которую он получает, не выходя из города, что хлеб ему не нужени его нельзя заставить сдаться из-за голода. Чтобы отомстить за смерть отца, Медрехим двинулся на Бухару, где в товремя бразды правления находились в руках слабоумного эмира Сейида,представлявшегося дервишем. Хи­винцы разорили многие города вблизи Бухары ивзяли тысячи пленных. Об этом доложили эмиру, и тот отвечал: «Ахир Регистанамандур», т.е. что у него ведь есть Регистан, (Главная площадь Бухары.)место надежное, и бояться ему нечего. Произведя большие опустоше­ния,Медрехим вернулся домой с огромной добычей и в конце своего правления одолелеще теке и йомутов у Астрабада. *4. Алла Кули-хан (1826-1841)*^183 Унаследовал от своего отца наряду с полной хазне (казной) еще имогущественное влияние на соседние народы. Старания его сохранить вовлеклихана в бесконечные войны. В Бухаре слабо­умному Сейиду наследовал энергичныйНасрулла. Желая взять реванш за позорные поражения отца, он начал войну инаголову разбил хивинского наследного принца Рахим Кули-тёре. В это времяпришло известие, что русские движутся из Оренбурга на Хиву и что дажебухарский эмир выступил только по наущению неверных. Замешательство быловелико, так как говорили, что *[260] *у московитов более 80 тыс. войска исвыше ста пушек. (Такова версия хивинцев. Однако известно, что у генералаПеровского, который командовал корпусом, было 10-12 тыс. человек, погибавшихот жесто­кого холода и во время отступления терпевших большой урон отхивинцев) Прождав напрасно долгое время помощи от "инглизов" из Герата, ханотправил около 10 тыс. всадников под командованием Ходжа Нияз-бая навстречурусским, которые уже продвинулись с равни­ны Урге до озера Атъёлу,расположенного в шести милях от Кунграда. Хивинцы рассказывают, что онинапали на неприятеля и учинили неслыханную резню. Многих они захватили вплен, и в Кунграде мне показывали двух русских, ставших пленниками в томсражении. Позже, когда они официально перешли в ислам, хан их освободил ипожаловал подарки, к тому же они там вступили в брак. После победы ханповелел насыпать в окрест­ностях Дёвкары с двух сторон укрепления, аначальствовать над гарнизоном поставил Ходжа Нияз-бая. Теперь же этиукрепления уже десять лет как разрушены и оставлены. Чтобы возблаго­даритьбога за удачу в борьбе против русских, Алла Кули приказал построить медресе(училище) и щедро его обеспечил. Между тем непрерывно продолжалась война с Бухарой. Были побеждены такжегёклены, и значительную их часть насильно переселили в Хиву. (В Хивесуществует старинный, но странный обычай, согласно которому целые племенавдруг насильно переселяют в свою собственную страну, оказывая им всяческуюподдержку, чтобы вблизи легче было надзирать за ними, ибо неприязнь ихникогда не проходит) * * *5. Рахим Кули-хан (1841-1843)*^184 Унаследовал престол после смерти отца и сразу же был втянут в дела сджемшидами, кочевой персидской народностью, живу­щей на восточном берегуМургаба. Хивинцы поселили их 10 тыс. кибиток вместе с предводителем наберегах Оксуса, вблизи Кылычбая. С другой стороны, в борьбу с узбекамивступили сарыки, которые в то время владели Мервом. Против них отправилимладшего брата хана, Медемин-инака, но дорога от Хивы до Мерва была ужасна,многие солдаты в пути заболели, а так как в это же время бухарский эмиросаждал город Хезаресп, инак быстро повернул оружие против него, одержалпобеду и заключил мир. В это время Рахим Кули-хан умер. *6. Мухаммед Эмин-хан (1843-1855)*^185 Принял бразды правления, на которые справедливо претендовал, причем непо закону престолонаследия, поскольку у покойного хана были сыновья, а попрежним своим заслугам. Медемин-хана считают самым прославленным монархомХивы новейшего вре­мени, потому что он восстановил, насколько это оказалосьвозможно, прежние границы Хорезмского государства, которые *[261] *несуществовали уже 400 лет, и благодаря победам над всеми окрестнымикочевниками значительно способствовал увеличе­нию как престижа ханства, таки его доходов. Спустя всего два дня после того, как его подняли на белой кошме (Какмне рассказали, совершение этой церемонии - привилегия еще со временЧингисхана исключительно седобородых из племени Чагатай.) - это своего родавосшествие на престол в Хиве и Коканде, - он пошел на сарыков, самое храброеиз всех туркменских племен, которое пожелал вместе с плодородной Мервскойрав­ниной подчинить своей власти. После шести походов ему удалось взятьМервскую крепость и находящийся поблизости от нее форт Йолётен. Но едва онуспел вернуться в Хиву, как сарыки вновь взбунтовались и перебили весьоставленный в Мерве гарнизон вместе с комендантом. Вскоре хан предпринялновый поход, в котором участвовали также джемшиды, давние враги сарыков.Победителем оказался их предводитель Мир Мухаммед, ко­торый с триумфомвступил в Хиву к великой досаде всех узбекских героев. Сарыки, таким образом, были подчинены, но тут повели себя враждебнотеке, жившие тогда в Караяпе и Кабуклы между Мервом и Ахалом; они отказалисьплатить ежегодную дань, и Медемину не оставалось ничего другого, какобратить свой меч, с которого еще не стекла туркменская кровь, против этогоплемени. После трех походов, во время которых множество людей и животныхнашло гибель в песчаной пустыне, удалось взять верх над частью мятежников, ихан оставил там гарнизон, состоящий из йомутов и узбеков, под начало двухпредводителей. К несчастью, они перессорились, и первый из них вернулся вХиву, но хан в наказание сбросил его с высокой башни. Этим поступком ханобратил в своих врагов всех йомутов; они тайно присоединились к теке ипозднее стали виновниками его смерти. Медемин собрал к этому времени 40 тыс.всадников из узбеков и других кочевников, плативших ему дань. Часть онотправил к укреплениям Ходжа Нияз-бая против русских, двигавшихся тогда кХиве от восточного побережья Аральского моря. С дру­гой же частью он самнаправился к Мерву, чтобы одним ударом положить конец вечным туркменскимнеурядицам. Он сразу взял Караяп и пошел дальше к Серахсу (древний Сиринкс).Когда он отдыхал в своем шатре невдалеке от него на одном холме (Об этомхолме рассказывают, что здесь нашел свою смерть также Абу Муслим,могущественный вассал, а позднее враг багдадского халифа.) прямо посредистана, на него напали несколько дерзких вра­жеских всадников, и, несмотря наего крики: "Мен хазретем" ("я-хан"), они отрубили ему голову, прежде чемслуги по­спешили на помощь. При виде отрубленной головы, которую туркменыотослали потом в подарок персидскому шаху, (Шах, справедливо боявшийсяМедемина, так как тот после взятия Серахса непременно захватил бы Мешхед,вначале оказал почести отрубленной голове своего врага и велел построить длянее небольшую усыпальницу у замко­вых ворот (Дарваза-и Довлет). Но позднееон велел ее разрушить, потому что, как говорили, благочестивые шиитыпринимали ее за могилу имама и из-за суннита впадали в греховноезаблуждение.) среди *[262] *его войск распространился панический ужас. Ивсе-таки они отступили в полном порядке, провозгласив по дороге, чтого­сударем будет Абдулла-хан. *7. Абдулла-хан* (1855-1856)^186 Не успел новый хан прибыть в смущенную случившимися собы­тиями столицу,как начались раздоры из-за престола. Законный претендент Сейид Мухаммед-хан,имевший преимущество воз­раста, обнажил свой меч в присутствии всех мулл изнатных людей страны, сочтя, что он утвердит свое право, если тотчас убьетхана; но его усмирили, а затем заперли в темницу. Двух принцев переманили ксебе йомуты, чтобы возвести их на престол, но об этом вскоре узнали ипринцев задушили, а йомутов, поскольку их злые козни раскрылись, решилинаказать. Хан двинулся на них с несколькими тысячами всадников, но онизаявили о своей невиновности, и поскольку навстречу ему вышли босикомседобородые старики с висящими на шее обнаженными мечами, что было признакомпокорности, на этот раз их оста­вили в покое. Между тем через два месяцайомуты снова начали враждебные действия; хан разгневался, спешно собрал дветысячи всадников и бросился на бунтовщиков, теперь уже оказавших явноесопротивление. Дело кончилось неудачей, узбекам при­шлось бежать, и, когдапринялись искать хана, оказалось, что он погиб в числе первых и был брошенвместе с остальными мертвецами в общую могилу. *8. Кутлуг Мурад-хан (правил всего 3 месяца)*^187 Ему наследовал Кутлуг Мурад-хан, его младший брат, сра­жавшийся бок обок с ним и возвратившийся с тяжелыми ранами. Несмотря на это, он был готовпродолжать борьбу, стоившую жизни его брату, но предводители йомутовпопросили мира и пообещали, что вместе с двоюродным братом хана, попавшим кним в руки в последней стычке и провозглашенным затем ими ханом, они явятсяв Хиву и повинятся. Хан и его министры поверили им, назначили день, и онидействительно явились: 12 тыс. человек на своих лучших лошадях, свеликолепным оружием. Утром в день представления хан принял своегодвою­родного брата, и тот, обняв его, предательски пронзил кинжа­лом. Ханрухнул наземь, а туркмены бросились на присутство­вавших придворных. Вовремя этой страшной сумятицы мехтер взобрался на крепостную стену и, объявивоттуда о злодейском преступлении, призвал хивинцев убивать всех йомутов,которые только есть в городе. Парализованные ужасом туркмены, на *[263]*которых накинулись жители, истекали кровью под саблями мужчин и даже подножами женщин, подобно ягнятам в руках мясника. По улицам Хивы текла кровь,и понадобилось не­сколько дней, чтобы убрать мертвецов. В течение восьми дней после резни Хива оставалась без правителя. Тронпредлагали довольно деловому Сейиду Мухаммед-тёре, однако его пристрастие копиуму помешало ему стать ханом, и он отказался в пользу своего младшегобрата. *9. Сейид Мухаммед-хан (1856-до сего дня)*^188 Ханом стал Сейид Мухаммед, слабоумие которого всем известно. Читатель онем уже неоднократно слышал. Во время его правления Хива была разоренагражданскими войнами с йомутами; колонии, основанные прежними ханами, былиразрушены и обезлюдели. Пока йомуты и узбеки убивали друг друга и уводили врабство женщин и детей, прибывшие джемшиды, следуя пословице: "Inter duoslitigantes tertius est gaudens"^189, напали на безоружное население,разграбили всю Хиву от Кылычбая до Фитнека и вернулись на берега Мургаба сбогатой добычей в сопровождении двух тысяч персидских рабов, осво­бодившихсяво время смуты. Нищета, холера, чума, истребление населения повлекли в кон­це концов засобой установление мира. Рассчитывая на под­держку русских, в Кунградеподнял мятежное знамя новый претендент на престол по имени Мухаммед Пенах;он сразу отправил посольство через Мангышлак в Астрахань, умоляя русскогомонарха о покровительстве. Но об этом стало известно, и члены миссии былиубиты в пути. Позднее, когда русские империалы у него кончились, МухаммедПенах был убит собст­венными сторонниками, главных же зачинщиков"упаковали", т.е. пришили руки к туловищу влажной кожей, а затем отправили вХиву, где их ждал ужасный конец. С тех пор как я покинул Хиву, там произошли события, о которых мыдолжны сказать здесь несколько слов. После Сейид Мухаммед-хана,скончавшегося в конце 60-х годов, пре­стол наследовал его сын Сейид МухаммедРахим-хан^190. Тогда ему было, вероятно, самое большее 20 лет, и помимообычных волнений, сопровождавших его восшествие на престол, он навлек насебя ненависть и вражду России, достигшие такого размера, что правительствоПетербурга, одержав победы в Бухаре и Коканде, объявило войну и этомупоследнему независимому го­сударству в Центральной Азии и, насколько можносудить по происходящим ныне событиям, прикончит и его. * * *[264]**III БУХАРА* *Город Бухара, его ворота, кварталы, мечети, училища. - Учи­лище,основанное царицей Екатериной. - Их предназначение быть рассадникомфанатизма, а не учености. - Базары. - Поли­цейская система строже, чемгде-либо в Азии. - Бухарское ханство. - Жители: узбеки, таджики, киргизы,арабы, мервцы, персы, индусы, евреи. - Управление. - Различные чиновники. -Политическое деление. - Армия. - Очерк истории Бухары.* *А. ГОРОД БУХАРА* Как мне говорили, для того чтобы объехать вокруг Бухары, понадобитсяцелый день, но на деле оказалось, что в окружности Бухара занимает не болеечетырех миль. Хотя окрестности ее неплохо возделаны, все-таки в этомотношении Хива намного превосходит Бухару. В городе 11 ворот: Дарваза-Имам,Дарваза-Мазар, Дарваза-Самарканд, Дарваза-Оглан, Дарваза-Талипач,Дарваза-Ширгиран, Дарваза-Каракёль, Дарваза-Шейх-Джелал, Дарваза-Намазгах,Дарваза-Салахане, Дарваза-Карши.* *Он де­лится на две основные части:Деруни-Шахр (внутренний город) и Беруни-Шахр (внешний город) и на различныекварталы, из которых наиболее значительны махалля Джуйбар, Хиабан, Мирекан,Малькушан, Сабунгиран. Об общественных зданиях и площадях города у читателя уже составилосьпредставление по предшествующей главе, однако тем не менее попытаемсяизложить наши заметки по этому поводу. *Мечети* Бухарцы говорят, что в их родном городе 360 больших и малых мечетей,так что благочестивый мусульманин может для раз­влечения каждый деньотправляться в новую мечеть. Я смог обнаружить едва ли половину названногочисла, из них заслу­живают упоминания только: 1) Масджиди-Калян, построеннаяТимуром и реставрированная Абдулла-ханом. Здесь эмир при большом скоплениинарода совершает пятничную молитву; 2) Масджиди-Диванбеги, которую велелпостроить в 1029 (1629) г. некий Наср, диванбеги (государственный секретарь)эмира Имам Кули-хана, вместе с одноименным прудом и мед­ресе; 3) Мирекан; 4)Масджиди-Могак^191, подземная, где, по преданию, говорят одни, собиралисьпервые мусульмане, по словам других - последние огнепоклонники. Перваяверсия ка­жется мне более правильной, потому что, во-первых, огнепоклон­никимогли найти подходящее место за городом на открытом *[265]* воздухе, аво-вторых, многие куфические письмена свидетельст­вуют об их исламскомпроисхождении. *Медресе (училища)*^192 Бухарцы любят также хвастаться множеством медресе и опять-таки называютлюбимое число - 360, хотя их не более 80. Самые известные: 1) медресеКукельташ, построенное в 1426 г., в нем 150 худжр, и каждая стоит 100-120тилля. (После того как медресе построено, худжры раздают даром, но вдальней­шем их можно приобрести только за определенную цену.) Ученикипервого класса ежегодно имеют доход в 5 тилля; 2) медресе Мирараб, построенов 1529 г., в нем 100 худжр, каждая стоит 80-90 тилля и дает 7 тилля дохода;3) Кош-медресе Абдулла-хана, построено в 1572 г., в нем тоже около 100худжр, но они дешевле, чем в предыдущих медресе; 4) медресе Джуйбар,построено в 1582 г. внуком великого ученого и аскета того же имени. Онополучает самое богатое содержание, так как каждая худжра дает 25 тиллядохода, но народу в нем мало, потому что оно стоит на окраине города; 5)медресе Турсинджан, где каждая худжра имеет ежегод­но 5 тилля дохода; 6)медресе Эрназар, которое через своего посланника велела основать императрицаЕкатерина, в нем 60 худжр, и каждая дает доход в 3 тилля. В общем именно училища Бухары и Самарканда были при­чиной сложившегосяпредставления о чрезвычайной учености высших школ Средней Азии, котороедолгое время существовало не только в странах ислама, но даже и у нас, вЕвропе. Поверхностный наблюдатель мог легко счесть готовность кпо­жертвованиям при сооружении такого рода заведений признаком высокихпобуждений. К сожалению, в основе всех этих побуди­тельных стремлений лежитслепой фанатизм; как в средние века, так и теперь в этих школах кроме началлогики (мантики) и философии (хикмета) изучают лишь Коран и вопросы религии.(Иногда случается, что некоторым людям хочется заняться поэзией илиисторией, но им приходится делать это втайне, так как считается позорнымтратить время на такие пустяки.) Мне говорили, что общее число учениковсоставляет пять тысяч. Они стекаются сюда не только изо всех уголков СреднейАзии, но и из Индии, Кашмира, Афганистана, России и Китая. Самые бедныеполучают от эмира ежегодную стипендию, так как благодаря медресе и строгомусоблюдению ислама Бухара ока­зывает столь могущественное влияние на всесоседние страны. *Базары* Таких базаров, как в главных городах Персии, здесь не встре­тишь.Только немногие из них имеют своды и построены из камня, самые большие крытыдеревом или камышовыми цинов­ками, положенными на длинные жерди. Различаютнесколько *[266] *базаров: Тим-и Абдулла-хан, построенный по персидскомуоб­разцу правителем, носившим то же имя, после его возвращения из Мешхеда(1582); Рестеи-сузенгеран, где продают швейные принадлежности;Рестеи-Саррафан, где стоят менялы и торговцы книгами; Рестеи-Сергеран -золотых дел мастера; Рестеи-Чилингеран - место слесарей; Рестеи-Аттари -торговцев пряностями; Рестеи-Каннади-торговцев сахаром и сладостями;Рестеи-Чай-фуруши-торговцев чаем; Рестеи-Читфуруши, Базари-Латта, гденаходятся торговцы полотном; Тимче-Дарайфуруши, где стоят бакалейщики, ит.д. У каждого базара есть свой староста, отвечающий перед эмиром за порядоки за цены. Кроме базаров есть еще около 30 небольших караван-сараев, которыечастью служат складами для хранения товаров, частью используются как жильедля приезжающих. *Полиция* В Бухаре самая строгая полиция из всех известных нам азиатских городов.Днем раис собственной персоной объезжает базары и общественные места либоотправляет туда многочисленных полицейских и шпионов, а приблизительно черездва часа после захода солнца никто больше не смеет показываться на улице.Сосед не может навестить соседа, а больной вынужден умереть из-за того, чтонет лекарства, так как эмир дал разрешение арестовывать даже его самого,если миршабы (ночные сторожа) встретят его на улице в запрещенное время. * * *Б. БУХАРСКОЕ ХАНСТВО* * * *Жители* В настоящее время ханство граничит на востоке с Кокандским ханством игородами Бадахшана, на юге, по Оксусу, - с лежащи­ми на другом его берегурайонами Керки и Чарджоу, на западе и на севере границу образует ВеликаяПустыня. Границы нельзя считать установившимися, невозможно и определитьчисло жи­телей. Без преувеличения можно назвать цифру 2,5 млн. Жителиподразделяются на оседлых и номадов, а по национальности - на узбеков,таджиков, киргизов, арабов, мервцов, персов, индусов и евреев. 1. Узбеки. Они состоят из тех же 32 племен, которые мы перечислили вразделе о Хиве, но заметно отличаются от своих соплеменников в Хорезме каклицом, так и характером. Бу­харские узбеки жили в более тесном контакте стаджиками, чем хивинские с сартами, и при этом утратили многие чертына­ционального типа и свойственное узбеку скромное простодушие. Узбеки -господствующий народ в ханстве, так как сам эмир - тоже узбек из племенимангыт, и поэтому они составляют вооруженные силы страны, хотя высшиеофицеры очень редко выходят из их рядов. * [267] *2. Таджики, коренные жители всех городов Средней Азии; здесьих больше всего, поэтому Бухара - единственное место, где таджик гордитсясвоей национальностью. Он считает границами своего прежнего отечества,древнего Хорасана, (Chor в древнеперсидском языке означает "солнце", son -"область", Chorasan означает, таким образом, "солнечная страна", т.е.Восток.) на востоке Хотан (в Китае), на западе - Каспийское море, на севере- Ходжент, на юге - Индию. 3. Киргизы, (Kir значит "поле", giz или ges - корень глагола gismek,т.е. "странст­вовать", "бродить". Слово "киргиз" означает по-тюркски, такимобразом, "чело­век, странствующий по полю", "кочевник"^193 и прилагается какобщее название ко всем народам, живущим подобным образом. Слово "киргиз",конечно, употребляют и как обозначение племени, но только для подгруппыказахов, живущих в Коканде в окрестностях Хазрети-Туркестана.) или казахи,как они сами себя называют. В Бухарском ханстве их очень немного, тем неменее, пользуясь случаем, изложим наши скромные заметки об этом народе,са­мом большом по численности и наиболее замечательном в Сред­ней Азии посамобытности кочевой жизни. Во время своих странствований я часто встречалотдельные группы киргизских кибиток, но когда я пытался узнать у жителей обих численности, они всегда смеялись над моим вопросом и отвечали: "Сначаласосчитай песчинки в пустыне, тогда ты сможешь сосчитать и нас, киргизов".Так же невозможно определить границы их прожива­ния. Мы знаем, что они живутв Великой Пустыне, лежащей между Сибирью, Китаем, Туркестаном и Каспийскимморем, и эта местность, а также их социальные условия в достаточной мередоказывают, насколько ошибочно передавать киргизов то под русское, то подкитайское владычество. Россия, Китай, Коканд, Бухара или Хива распоряжаютсяу киргизов только лишь до тех пор, пока их офицеры, высланные для взиманияналогов, живут среди номадов. Киргизы смотрят на сбор налогов как нагигантский набег, которому они должны быть благодарны за то, что сборщикидовольствуются десятой долей или какой-либо иной частью. Так как революции,происходившие в мире в течение столетий, а может быть, и тысячелетий,оказали очень незначительное воздействие на киргизов, у этого народа,ко­торый встречался нам лишь небольшими группами, можно встретить подлиннуюкартину тех нравов и обычаев, которые характеризовали туранские народы вдревнейшие времена и ко­торые представляют собой причудливое смешениедобродетели и жестокости. Поражает сильная тяга всех этих народов к музыке ипоэзии, но наибольшее впечатление производит их аристо­кратическая гордость.Если встречаются два киргиза, то первый вопрос, который они задают другдругу, таков: "Ети атанг кимдир?", т.е. "Кто твои семь отцов (предков)?"Тот, кого спрашивают, даже ребенок по восьмому году, всегда знает точныйответ, в противном же случае его сочтут крайне не­воспитанным и неразвитым.В отношении храбрости киргизы *[268] *далеко уступают узбекам, а особеннотуркменам; и ислам у них имеет более шаткую основу, чем у последних двухнародов. Обычно лишь богатые баи нанимают в городах муллу, который заопределенное жалованье, выплачиваемое овцами, лошадьми и верблюдами,занимает место учителя, священнослужителя и секретаря. Для нас, европейцев, киргизы, даже если контакты с ними были частыми, -всегда явление удивительное. Перед нами пред­стают люди, которые ежедневно,в палящий зной или в глубоком снегу, в течение нескольких часов кочуют совсем своим скарбом, ища нового прибежища опять-таки всего на несколькочасов; это люди, никогда не слыхавшие о существовании хлеба, вся их пищасостоит только из молока и мяса. Киргиз считает жителей городов и всехпрочих людей, живущих на одном месте, боль­ными или сумасшедшими и жалеетвсех тех, у кого не мон­гольский тип лица. По его эстетическим понятиям,монгольская раса - это высшее проявление красоты, так как Бог, выдвинуввперед лицевые кости, сделал ее представителей похожими на лошадь, а лошадьв глазах киргизов - венец творения. 4. Арабы. Это потомки тех воинов, которые при Кутейбе, во времятретьего халифа, участвовали в завоевании Туркестана и впоследствиипоселились там. Однако, кроме черт лица, они мало что сохранили от своихбратьев, живущих в Хиджазе и Ираке. Только немногие, как я обнаружил,говорят по-арабски. Число их, по слухам, доходит до 60 тыс. Большей частьюэто жители окрестностей Варданзи и Вафкенда. 5. Мервцы. Это потомки тех 40 тыс. персов, которых эмир Саидхан около1810 г., после завоевания Мерва с помощью сарыков, переселил в Бухару. Посвоему происхождению, собст­венно говоря, это тюрки из Азербайджана иКарабаха, которых Надир-шах привел с их старой родины в Мерв. 6. Персы. Частью это рабы, а частью те, кто, выкупив себя, остался житьв Бухаре, где, несмотря на всяческие ре­лигиозные притеснения, так как онилишь тайком могут со­вершать обряды шиитской секты, они охотно занимаютсятор­говлей или ремеслами, потому что здесь жизнь дешевле, а за­работатьлегче, чем у них на родине. Персы, намного пре­восходящие по умственнымспособностям жителя Средней Азии, обычно возносятся из рабского своегоположения до самых высоких чиновничьих должностей; нет почти ни одногогубер­натора провинции, у которого те или иные должности не за­нимали быперсы, бывшие ранее его рабами и оставшиеся верными ему; персы кишат также ив окружении эмира, и первые сановники ханства принадлежит к этой нации. ВБухаре персов считают людьми, больше общавшимися с френги и лучшепо­стигшими их дьявольский склад ума. Впрочем, эмиру Музаффар ад-Динупришлось бы несладко, если бы Персия вз


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: