Целью международной финансовой политики есть наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, которые являются необходимыми для удовлетворения насущных потребностей развития общества.
Главная задача международной финансовой политики — обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или другой межгосударственной программы экономического и социального развития.
Таким образом, международная финансовая политика — это совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование которых употребляют участники международных финансовых отношений, для выполнения ими их функций. Финансовая политика государства - это самостоятельная сфера деятельности ее правительства в сфере финансовых отношений. Разработка и успешная проводка финансовой политики возможное только при условиях наличия в правительстве программы общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных его групп, характеристикой текущих и перспективных задач, определением сроков и методов их решения. Результативность финансовой политики тем высшая, чем полнее она учитывает нужды общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретные исторические, этическое и социальное условия.
Финансовая политика состоит из таких важнейших компонентов:
бюджетной политики; налоговой политики; инвестиционной политики; денежно-кредитной политики; ценовой политики; социальной политики; таможенной политики; политики в сфере международных финансов.
Система социально-экономических приоритетов, на которые основывается финансовая политика, например Украины в данное время, охватывает: оздоровление государственных финансов; сбалансированность натурально-вещественных и денежных потоков; восстановление нормального функционирования кредитной системы; достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности субъектов хозяйственной деятельности в пределах единого государства; создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для субъектов хозяйственной деятельности; достижение социальной стабильности в обществе; создание условий для прекращения финансовых злоупотреблений, коррупции и организованной преступности или предотвращение их.
|
Сначала рассмотрим, что содержит Бюджетная политика. Для выполнения государством положенных на нее функций ей необходимые финансовые и другие виды ресурсов. С этой целью государство создает централизованные фонды финансовых и других ресурсов. Определенная часть средств мобилизуется в государственный бюджет. В процессе мобилизации финансовых ресурсов в бюджет на общегосударственные цели их распределения и использование возникают финансово-бюджетные отношения между государством, налогоплательщиками (экономическими субъектами, физический лицами) и получателями бюджетных средств (ассигнований, дотаций, субвенций, субсидий и кредитов). Отношения, которые возникают между ними, строятся соответственно бюджетной политике, которая розрабатывается на определенный период законодательным органом страны.
Государство определяет цели и задача относительно бюджета при подготовке, рассмотрении, утверждении и выполнении этого главного плана концентрации финансовых ресурсов. Бюджетная политика предусматривает определение государством:
|
источников и методов формирования доходов бюджета; степени централизации финансовых ресурсов у распоряжение государства; доли валового внутреннего продукта (ВВП), что мобилизуется в бюджет; приоритетных направлений расходов бюджета с учетом первоочередных нужд общества; поступление в доходную часть бюджета валюты иностранных государств и его целевого использования; управление государственным внешним и внутренним долгом; допустимых границ разбалансированности бюджета; источников финансирования дефицита бюджета или целевого использования профициту бюджета (суммы превышения доходов бюджета над его расходами).
В сложных условиях проводки в стране экономических реформ к первостепенным задачам бюджетной политики относят: обеспечение таких принципов бюджетной системы, как целевой характер бюджетных средств, бережливость и эффективность их использования; реструктуризация государственного долга; инвентаризация внешних и внутренних заимствований и результатов их использования; переход к централизованной системе осуществления всех операций по доходам и расходам государственного бюджета.