Кредитование как фактор быстрого роста вряд ли сработало бы столь
успешно, если бы не своеобразный японский "коктейль" в макроэкономической
политике: сочетание жесткого бюджета с использованием всех возможностей для
кредитной экспансии.
С одной стороны, проводилась политика сбалансированности всех элементов
государственных финансов. Скажем, в 1954 г. правительство установило
потолок бюджетных расходов в 1 трлн. лен и сумело продержать концепцию
триллионного бюджета в течение трех лет. Когда экономический рост приносил
в бюджет дополнительные доходы, правительство использовало их для снижения
уровней налогообложения, избегая при этом роста расходов. Аргумент для
этого был весьма убедительный: рост бюджетных расходов легко принимает
необратимый характер, чего нельзя сказать о росте доходов.
С другой стороны, одновременно с ужесточением бюджетной политики Банк
Японии стал, например, активно скупать у частных финансовых институтов
облигации госзайма, тем самым повышая уровень монетизации экономики и
способствуя расширению кредитования.
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
Еще с конца 40-х годов, одновременно с массированным кредитованием по
линии Фонда восстановления, правительство и Банк Японии вместе с частными
кредитно-финансовыми институтами приступили к осуществлению, можно сказать,
стратегического кypca на создание мощной и надежной системы кредитования
производства, в которой важную роль играют как частные, так и
государственные институты. Можно выделить три основные составляющие этого
курса.
Во-первых, последовательно проводилась в жизнь идея, что частные
кредитные институты должны быть надежными, а их финансовое состояние -
|
здоровым. Под руководством государства шла работа по ликвидации "плохих"
(неликвидных) активов. В этих целях использовалась и часть внутренних
накоплений банков, уменьшался уровень их уставных капиталов и т.д.
Во-вторых, формировалась кредитно-финан-совая система, основанная на
разделении функций между разными типами специализированных кредитных
институтов. Идея заключалась в том, чтобы кредитование всех секторов
экономики и все виды кредитования были обеспечены специализированными
институтами, то есть чтобы были удовлетворены все потребности во всех видах
кредита.
И, наконец, третье направление стратегии формирования кредитной системы -
создание сильных институтов государственного кредитования и инвестирования.
СИСТЕМЫГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТОВАНИЯ И ИНВЕСТИРОВАНИЯ
Исходные посылки создания системы были таковы. Во-первых, потребности в
финансовых ресурсах, прежде всего для массированных производственных
инвестиций, не могут быть удовлетворены силами одних только частных
кредитных институтов.
Во-вторых, активно кредитуя конкретные отрасли под низкий процент,
государство как бы дает сигнал частным кредитным институтам относительно
направлений отраслевой (или. если использовать укоренившийся у нас не
совсем точный термин, промышленной) политики, как бы приглашая их следовать
за собой. Ведь кредитование государственным институтом той или иной отрасли
или группы предприятий уменьшает кредитный риск и свидетельствует об их
|
перспективности и надежности в качестве деловых партнеров. К процессу
присоединяются частные кредиторы, в результате чего происходит многократное
увеличение объемов кредитования. Это явление нарекли "эффектом колокольчика
для коровьего стада". В Японии его в наибольшей степени порождали кредиты
Банка развития.
Государственное кредитование экономики, а также часть капиталовложений
осуществляются через специальную Программу государственных займов и
инвестиций, получившую название "второго бюджета". Она является, без
преувеличения, одной из главных несущих конструкций японской экономической
модели.
Еще в довоенные годы в Министерстве финансов существовал отдельный так
называемый Счет вкладов или бюро вкладов, на котором аккумулировались
свободные остатки почтовых сбережений и с которого осуществлялось
кредитование отраслей экономики. С 1950 эта практика была возобновлена. В
1951 г бюро вкладов преобразуется в бюро доверительных фондов.(Бюро -
виртуальный, в реальной жизни не существующий орган, фактически счет
попадающий под управление Министерства Финансов.) С 1953 Министерство
начинает составлять ежегодные планы гос.инвестиций и займов в реализации
которых счету доверительных фондов принадлежит главная роль.
Таким образом, благодаря специальным мерам государства почтово-
сберегательная сеть притягивала огромные финансовые ресурсы - до 30% всех
вкладов населения. Заметим, что это вызывало серьезное недовольство в
банковских кругах и рождало, чем дальше, тем больше, острые споры. Суть
|
критических высказываний сводится к тому, что происходит, по сути,
искусственная перекачка средств в пользу почты за счет банков, а между тем
банки могли бы распорядиться этими средствами более эффективно, так как они
связаны дисциплиной рынка. Так или иначе, почтово-сберегательная сеть
превратилась в основной источник средств для государственной Программы
займов и инвестиций.
Другие источники - это государственный пенсионный фонд, часть свободных
средств которого также в обязательном порядке переводится на счет
доверительных фондов; свободные средства почтового страхового фонда (почта
в Японии занимается также небольшими по масштабу страховыми операциями),
которые на счет доверительных фондов не переводятся, оставаясь в ведении
Министерства почт, но, по договоренности.
Часть средств Программы предоставляется в качестве кредитов или
капиталовложений государственным предприятиям общенационального и местного
уровней, прежде всего в отраслях инфраструктуры. Это, например.
Государственная дорожная корпорация, Государственная корпорация
строительства железных дорог, Государственная корпорация по развитию
городского и жилищного хозяйства и т.д.
Часть средств счета доверительных фондов используется на покупку
облигаций госзайма (на средства счета выкупается чуть меньше 20% всей суммы
госдолга). Это вызывает критику. Аргументы - средства Программы по идее
предназначены не для покупки госдолга; тем самым ослабляется финансовая
дисциплина государства и т.д. Такая критика справедлива. Вместе с тем
нельзя не признать, что покупка части долга за счет средств счета
ограничивает повышательное давление роста госзадолженности на уровень
процента и частично решает проблему отсасывания государством средств
частных кредитно-финансовых институтов в ущерб частнопредпринимательскому
сектору.
И, наконец, значительная часть средств Программы, прежде всего счета
доверительных фондов, передается (опять же в кредит) государственным
кредитным институтам. Они используют их для кредитования конкретных
отраслей и секторов экономики - каждый в соответствии со своей сферой
специализации. Таких институтов изначально насчитывалось 11 (недавно в
результате реорганизации и слияния ряда институтов это число сократилось)