ЖЕСТКИЙ БЮДЖЕТ ПЛЮС КРЕДИТНАЯ ЭКСПАНСИЯ




 

Кредитование как фактор быстрого роста вряд ли сработало бы столь

успешно, если бы не своеобразный японский "коктейль" в макроэкономической

политике: сочетание жесткого бюджета с использованием всех возможностей для

кредитной экспансии.

С одной стороны, проводилась политика сбалансированности всех элементов

государственных финансов. Скажем, в 1954 г. правительство установило

потолок бюджетных расходов в 1 трлн. лен и сумело продержать концепцию

триллионного бюджета в течение трех лет. Когда экономический рост приносил

в бюджет дополнительные доходы, правительство использовало их для снижения

уровней налогообложения, избегая при этом роста расходов. Аргумент для

этого был весьма убедительный: рост бюджетных расходов легко принимает

необратимый характер, чего нельзя сказать о росте доходов.

С другой стороны, одновременно с ужесточением бюджетной политики Банк

Японии стал, например, активно скупать у частных финансовых институтов

облигации госзайма, тем самым повышая уровень монетизации экономики и

способствуя расширению кредитования.

 

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

 

Еще с конца 40-х годов, одновременно с массированным кредитованием по

линии Фонда восстановления, правительство и Банк Японии вместе с частными

кредитно-финансовыми институтами приступили к осуществлению, можно сказать,

стратегического кypca на создание мощной и надежной системы кредитования

производства, в которой важную роль играют как частные, так и

государственные институты. Можно выделить три основные составляющие этого

курса.

Во-первых, последовательно проводилась в жизнь идея, что частные

кредитные институты должны быть надежными, а их финансовое состояние -

здоровым. Под руководством государства шла работа по ликвидации "плохих"

(неликвидных) активов. В этих целях использовалась и часть внутренних

накоплений банков, уменьшался уровень их уставных капиталов и т.д.

Во-вторых, формировалась кредитно-финан-совая система, основанная на

разделении функций между разными типами специализированных кредитных

институтов. Идея заключалась в том, чтобы кредитование всех секторов

экономики и все виды кредитования были обеспечены специализированными

институтами, то есть чтобы были удовлетворены все потребности во всех видах

кредита.

И, наконец, третье направление стратегии формирования кредитной системы -

создание сильных институтов государственного кредитования и инвестирования.

 

СИСТЕМЫГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТОВАНИЯ И ИНВЕСТИРОВАНИЯ

 

Исходные посылки создания системы были таковы. Во-первых, потребности в

финансовых ресурсах, прежде всего для массированных производственных

инвестиций, не могут быть удовлетворены силами одних только частных

кредитных институтов.

Во-вторых, активно кредитуя конкретные отрасли под низкий процент,

государство как бы дает сигнал частным кредитным институтам относительно

направлений отраслевой (или. если использовать укоренившийся у нас не

совсем точный термин, промышленной) политики, как бы приглашая их следовать

за собой. Ведь кредитование государственным институтом той или иной отрасли

или группы предприятий уменьшает кредитный риск и свидетельствует об их

перспективности и надежности в качестве деловых партнеров. К процессу

присоединяются частные кредиторы, в результате чего происходит многократное

увеличение объемов кредитования. Это явление нарекли "эффектом колокольчика

для коровьего стада". В Японии его в наибольшей степени порождали кредиты

Банка развития.

Государственное кредитование экономики, а также часть капиталовложений

осуществляются через специальную Программу государственных займов и

инвестиций, получившую название "второго бюджета". Она является, без

преувеличения, одной из главных несущих конструкций японской экономической

модели.

Еще в довоенные годы в Министерстве финансов существовал отдельный так

называемый Счет вкладов или бюро вкладов, на котором аккумулировались

свободные остатки почтовых сбережений и с которого осуществлялось

кредитование отраслей экономики. С 1950 эта практика была возобновлена. В

1951 г бюро вкладов преобразуется в бюро доверительных фондов.(Бюро -

виртуальный, в реальной жизни не существующий орган, фактически счет

попадающий под управление Министерства Финансов.) С 1953 Министерство

начинает составлять ежегодные планы гос.инвестиций и займов в реализации

которых счету доверительных фондов принадлежит главная роль.

Таким образом, благодаря специальным мерам государства почтово-

сберегательная сеть притягивала огромные финансовые ресурсы - до 30% всех

вкладов населения. Заметим, что это вызывало серьезное недовольство в

банковских кругах и рождало, чем дальше, тем больше, острые споры. Суть

критических высказываний сводится к тому, что происходит, по сути,

искусственная перекачка средств в пользу почты за счет банков, а между тем

банки могли бы распорядиться этими средствами более эффективно, так как они

связаны дисциплиной рынка. Так или иначе, почтово-сберегательная сеть

превратилась в основной источник средств для государственной Программы

займов и инвестиций.

Другие источники - это государственный пенсионный фонд, часть свободных

средств которого также в обязательном порядке переводится на счет

доверительных фондов; свободные средства почтового страхового фонда (почта

в Японии занимается также небольшими по масштабу страховыми операциями),

которые на счет доверительных фондов не переводятся, оставаясь в ведении

Министерства почт, но, по договоренности.

Часть средств Программы предоставляется в качестве кредитов или

капиталовложений государственным предприятиям общенационального и местного

уровней, прежде всего в отраслях инфраструктуры. Это, например.

Государственная дорожная корпорация, Государственная корпорация

строительства железных дорог, Государственная корпорация по развитию

городского и жилищного хозяйства и т.д.

Часть средств счета доверительных фондов используется на покупку

облигаций госзайма (на средства счета выкупается чуть меньше 20% всей суммы

госдолга). Это вызывает критику. Аргументы - средства Программы по идее

предназначены не для покупки госдолга; тем самым ослабляется финансовая

дисциплина государства и т.д. Такая критика справедлива. Вместе с тем

нельзя не признать, что покупка части долга за счет средств счета

ограничивает повышательное давление роста госзадолженности на уровень

процента и частично решает проблему отсасывания государством средств

частных кредитно-финансовых институтов в ущерб частнопредпринимательскому

сектору.

И, наконец, значительная часть средств Программы, прежде всего счета

доверительных фондов, передается (опять же в кредит) государственным

кредитным институтам. Они используют их для кредитования конкретных

отраслей и секторов экономики - каждый в соответствии со своей сферой

специализации. Таких институтов изначально насчитывалось 11 (недавно в

результате реорганизации и слияния ряда институтов это число сократилось)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: