В соответствии с Маастрихтским договором о создании Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) Европейский центральный банк (ЕЦБ) занимает ведущее положение в структуре институтов, ответственных за поддержание устойчивости евро и общей макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе [10, с. 390]. Главной целью ЕЦБ является обеспечение стабильности цен как базы для устойчивого развития стран – участниц ЕС. В настоящее время контроль за денежно-кредитной политикой в зоне евро осуществляет Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – международная банковская система, состоящая из ЕЦБ и национальных центральных банков (НЦБ) государств – участников ЕС. Национальные центральные банки государств, не членов ЕЭВС, входят в нее со специальным статусом – у них нет прав участвовать в принятии решений (Великобритания, Дания, Греция и Швеция).
Европейская система центральных банков управляется уполномоченными органами ЕЦБ: Советом управляющих, Исполнительным комитетом и Общим советом. Совет управляющих состоит из членов Исполнительного Комитета и управляющих НЦБ стран – участников ЕЭВС. Основные функции этого совета заключаются в адаптации инструкций и принятии решений, обеспечивающих достижение целей создания ЕЭВС; определении основных элементов денежной политики ЕС (процентной ставки, размеров минимальных резервов НЦБ), а также разработки инструкции по ее применению. Исполнительный комитет ЕЦБ включает в себя президента, вице-президента и четырех членов с большим профессиональным опытом работы в финансах или банковской деятельности.
Назначение комитета – проведение денежной политики в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих ЕЦБ. Общий совет ЕЦБ состоит из президента, вице-президента и управляющих НЦБ всех стран ЕС. Выполняет следующие основные задачи:
|
- осуществление консультаций ЕСЦБ;
- сбор и обработка статистической информации;
- подготовка квартальных и годовых отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;
- разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;
- принятие мер по оплате уставного капитала ЕЦБ в части, не урегулированным Общим договором ЕС;
- подготовка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;
- организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют по отношению к евро.
Национальные банки являются единственными акционерами ЕЦБ, однако при проведении денежно-кредитной политики ЕЦБ прибегает к использованию их возможностей только при наличии целесообразности. ЕЦБ полностью управляет ЕСЦБ, что подтверждает его высокую роль в ЕЭВС. Большинство международных финансовых экспертов считает, что решение вопроса об интеграции инструментов денежно-кредитной политики центральных банков стран ЕЭВС – одно из самых болезненных при создании эффективно функционирующей ЕСЦБ. Важной особенностью инструментария ЕЦБ является то, что имеется достаточно жесткая структура, с точки зрения методологии, основанная на трех базовых блоках: обязательные резервы, постоянно действующие механизмы, операции на открытом рынке.
|
Отметим наиболее существенные недостатки инструментария ЕЦБ:
1. Значительное число используемых ЕЦБ взаимозаменяемых монетарных механизмов может оказать дестабилизирующее воздействие на участников денежного рынка.
2. Любой внешнеполитический кризис ЕЭВС может стать причиной существенной перестройки операционных механизмов ЕЦБ, поскольку концепция денежно-кредитной политики построена на принципах жесткого монетарного регулирования и независимости ЕЦБ.
Бюджетная политика
Основные направления бюджетной политики в Европейском Союзе
Рост вмешательства государства в экономику, особенно в условиях финансово-
экономического и долгового кризиса, неизбежен. Государство аккумулирует необходи-
мые для своего функционирования ресурсы, составляющие значительную часть ВВП.
Важнейшим видом ресурсов являются финансовые средства, поэтому ключевым ком-
понентом общественного сектора национальной экономики выступают государственные
финансы, прежде всего, бюджет, его доходы и расходы.
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономи-
ческих отношений, складывающихся в связи с образованием, распределением и после-
дующим использованием денежных фондов, предназначенных для осуществления
функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. В
материальном смысле бюджет можно рассматривать как фонд финансовых ресурсов,
создаваемых для покрытия государственных расходов. «Государственный бюджет –
центральное звено финансовой системы государства …важнейший инструмент дости-
|
жения финансовой политики государства».
Бюджетная политика подразумевает воздействие государства на уровень деловой
активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения; она
влияет на уровень национального дохода и направлена против неблагоприятных изме-
нений экономической конъюнктуры, связанных, в частности, с безработицей. Иногда в
качестве синонима бюджетно-налоговой политики применяется термин фискальная по-
литика.
В настоящем исследовании бюджетная политика понимается как определяемый на
законодательной основе процесс аккумулирования и расходования финансовых
средств, обеспечивающих исполнение государством возложенных на него функций.
Бюджетная политика представляет собой ключевой инструмент макроэкономиче-
ской политики, имеющей целью поддержать стабильный рост, противодействовать кри-
зисам и инфляции, а также обеспечить высокую степень занятости человеческих ресур-
сов. Бюджет служит материальной основой осуществления государством своих функ-
ций, в особенности социального характера.
Все больше средств перераспределяется
через бюджет и социальные фонды. Побочные эффекты глобализации вынуждают
страны прибегать к протекционизму, что негативно отражается на их стремлении пере-
распределять ресурсы на наднациональном уровне.
С одной стороны, вопросы, относящиеся к Общей бюджетной политике, чрезмерно
политизированы, с другой – неотделимы от европейской интеграции. «Политически
Общий бюджет ЕС является уникальным совместным проектом большого количества стран, которые решили объединить [частично] свои ресурсы для решения общих за-
дач», расходы Общего бюджета можно расценить как «инвестиции в будущее континен-
та».
Бюджет ЕС, однако, до сих пор остается экономическим инструментом низкой
эффективности.
Наибольшую актуальность для бюджетной политики Союза представляет следую-
щая ключевая проблема: Общий бюджет должен находить компромисс между часто
несовместимыми национальными интересами и парадигмами, а также «меж институци-
ональной борьбой за власть [наднациональных структур ЕС]»
продолжение: https://www.imemo.ru/ru/publ/2012/12030.pdf