Американская кредитная система во время кризиса
Процесс саморазрушения мировой финансовой системы, который к началу 2009 г. перешел в открытую фазу (большинство крупнейших финансовых институтов находятся в дефолтном или преддефолтном состоянии) необратим по целому ряду причин, среди которых:
1. Финансовая система США — несущая конструкция мировой системы — лишь на 5–7% является классической платежной и кредитной системой (порядка 10–15 трлн. долл.). Остальные 93–95% — сформированная за последние 10–15 лет — неотраженные в балансах деривативы («производные» финансовые инструменты типа SDS, SDO и пр.). Так, сумма баланса крупнейшего игрока JP Morgan составляет около 2,5 трлн. долл., тогда как внебалансовые инструменты — более 97 трлн. долл., примерно такие же пропорции у Goldman Sachs (баланс порядка 1,5 трлн. долл., за балансом — более 50 трлн. долл.).
Этот «рычаг», направленный недавно на безудержный рост стоимости активов и прибыли финансовой системы США, теперь с той же силой работает в обратном направлении, превращая практически всю финансовую систему (за исключением 2–3 игроков — «поверенных» ФРС) в банкрота.
2. Обесценение в этих условиях забалансовых активов даже на 3–5% приводит к схлопыванию баланса и ставит под угрозу даже самый устойчивый финансовый институт. В конце 2008 г. американские банки списали еще до 0,5 трлн. долл. (дополнительно к уже списанному 1 трлн. долл.). Министр финансов США Генри Полсон сообщил, что он, совместно с Федеральной резервной системой (ФРС) США и представителями Конгресса, разработал план, направленный на «разрешение вопросов с системными рисками» на рынках капитала в США и проблемными активами. План предполагает создание государственной корпорации, которая выкупит проблемные активы у банков. Полсон предлагал выделить корпорации $700 млрд. Корпорация будет создана по примеру корпорации Resolution Trust Corporation (RTC), которая использовалась для ликвидации плохих долгов во время кризиса конца 1980-х годов. Это преподносится чуть ли не как «чудесное спасение» системы, хотя на деле — всего лишь перекладывание из одного места в другое, т.к. реальных источников фондирования такого супербанка со сплошной дырой в активной части баланса нет. Перезапустить финансовую систему с «чистого листа» невозможно. В 2009 г. было списано еще 1,5–3 трлн. долл. финансовых активов по всему миру.
|
Национализация таких банков, как City или Bank of America (в отличие от континентальных европейских банков, которые в гораздо меньшей степени погрязли в забалансовых пирамидах), ничего не дает, т.к. подобная национализация приводит в действие такой казус, когда активы национализированных банков в несколько раз превышают ВВП страны, инвесторы теряют доверие и к банкам, и к стране в целом.
3. Рост бюджетного дефицита США с 500 млрд. долл. в 2008 г. до 1,5 трлн. долл. (по итогам уже принятых мер, а на очереди еще план Барака Обамы на 825 млрд. долл.) в 2009 г. ставит под вопрос его обслуживание в ближайшие месяцы, если не годы. В условиях падения цен на сырье и падения доходов от китайского экспорта дополнительный спрос в таких объемах отсутствует.
4. Хотя баланс ФРС является непрозрачным, в американской публичной финансовой системе невозможно долго скрывать отсутствие источников финансирования бюджетного дефицита. И даже суперлояльные рейтинговые агентства будут вынуждены снизить кредитный рейтинг (или для начала изменить прогноз на негативный). Если же этого не произойдет, инвесторы (особенно инвесторы-государства) сделают выводы самостоятельно. В любом случае в 2010 г. вероятен «кризис доверия» к ФРС, «бегство от доллара» и обязательств минфина США. Крупнейшие американские банки (City, Bank of America и др.), судя по котировкам их акций, практически банкроты. Но не по рейтингам — их рейтинги гораздо выше, чем рейтинги пока вполне платежеспособной России. Поэтому постоянные заверения S&P, что «даже» высший рейтинг США (ААА) не вечен, — это просто дань политкорректности, т.к., по собственным методикам агентства, страна с такой политикой давно должна была бы продвигаться к банкротству (что и происходит в реальности).
|
5. Чтобы не допустить неконтролируемого распада системы, минфин США и ФРС в очередной раз применяют стратегию удушение мира в долларовых объятиях, сбрасывание ставших обременительными элементов системы (типа инвестбанков, сырьевых и ипотечных пузырей. Цель стратегии — сохранить ядро системы (Уолл-стрит) в состоянии контролируемого полураспада, дав ему время на адаптацию и поиск новых инструментов финансового доминирования.
Чтобы замедлить ход событий, американские власти (через те же рейтинговые агентства, банки, хедж-фонды) ведут финансовую войну с «более слабыми» звеньями мировой финансовой системы, стремясь мобилизовать оставшиеся ресурсы для собственного спасения. Однако размер «черной дыры» американских обязательств (16 трлн. долл. — обязательства казначейства США, включая недавно принятые ипотечные обязательства; почти столько же — обязательства корпоративного сектора; более 10 трлн. долл. — обязательства домохозяйств; до 10 трлн. долл. — задолженности штатов и муниципалитетов; всего порядка 50 трлн. долл.; дополнительно — часть вторичных обязательств еще на 100–150 трлн. долл.) многократно превосходит ресурсы «периферии».
|
Обслуживание этой пирамиды долгов требует 3–5 трлн. долл. только на уплату процентов, что составляет от четверти до трети годового ВВП США. Даже снижение ставки ФРС практически до нуля не привело к существенному падению стоимости обслуживания публичного (штатов, ипотечных агентств и др.) и частного (корпораций и домохозяйств) долга, т.к. одновременно резко упало «качество» всех несуверенных долгов.
В этой ситуации финансовая система США выполняет доступную ей функцию — транслирует собственную неплатежеспособность вовне, обесценивая активы, компании, целые страны и континенты.
Бюджет США
Президент США Барак Обама представит в Конгрессе основные параметры федерального бюджета США на 2010 финансовый год. Обама объявил о намерении сократить бюджетный дефицит в два раза за время своего президентского срока (до 2013 года). В настоящее время дефицит бюджета США составляет 1,3 триллиона долларов, при этом государственный долг США составляет около 10,6 триллионов долларов. Финансирование государственного долга США в значительной степени зависит от покупки государствами мира, в особенности, Китаем, облигаций государственного долга США.
В целом тенденции бюджетной стратегии США были обозначены в заявлениях представителей американской администрации, и проект бюджета продемонстрирует, превратятся ли они в реальность. Для России, конечно, критически важен размер и разбивка по статьям оборонного бюджета, из чего станут в целом ясны изменения во внешней политике США. Например, сократятся ли расходы на ПРО - в этом году должно начаться строительства радара в Чехии, и сокращение расходов будет означать, что проект заморожен (о возможной заморозке на 5 лет недавно заявили сами чешские власти). Также важен размер ассигнований на закупку новых самолетов. Например, появилась информация, что существенно сократятся или вообще не будут предусмотрены закупки F-22 - единственного самолета, способного в теории конкурировать с российской истребительной авиацией (самолеты четвертого поколения F-15 и F-18 на такое неспособны - это признали сами американцы).
Бюджет США также важен с точки зрения отказа Вашингтона от потребления в большем масштабе, чем производит национальная экономика. Нельзя производить 20% ВВП, а потреблять 40%, как это было до последнего времени. К тому же и 20% - сильно раздутая величина. Американцам необходимо сокращать потребление в четыре раза как минимум, чтобы иметь переговорные позиции в мире хотя бы в среднесрочной перспективе. Но тот политик, который осознает эту необходимость для США, «умрёт» как национальный лидер.
Когда Обама говорил о своих планах снижения бюджетного дефицита, он подразумевал, что сначала этот бюджетный дефицит вырастет, и только потом будет снижен. То есть, сначала он увеличит бюджетный дефицит более чем в два раза, а потом уже будет пытаться его снижать. Пока речь не идёт о строгих обещаниях. Была выдвинута декларация о намерениях. Судить о ней пока ещё очень рано. Реализация этих намерений будет зависеть от того, насколько эффективными будут принимаемые антикризисные меры и какова будет динамика кризиса в ближайшие годы. Поэтому, честно говоря, этот вопрос пока не поддаётся оценке.
Но по моему собственному мнению будет чрезвычайно сложно добиться двухкратного сокращения бюджетного дефицита США. Если учесть, что он в этом году превысит 1 триллион долларов, то даже снижение его в два раза до цифры 500 миллиардов представляется во-первых малореальным, а во-вторых, в любом случае дефицит будет превышать все существовавшие до сих пор бюджетные дефициты в истории Соединённых Штатов. Так как все меры, которые администрация США предпринимает, имеют в основном потенциально инфляционный характер, то возможно говорить о некотором предстоящем снижении этих бюджетных расходов и бюджетного дефицита в сопоставимом ценовом уровне. Но опять же, оценить сейчас, какой будет инфляция на ближайшие три-четыре года не представляется реальным, эти оценки будут иметь сугубо «прикидочный» характер.
Будут ли антикризисные меры эффективными? Каких-то результатов они, конечно, достигнут. Но будут ли они отвечать ожиданиям? «План Обамы» принимается вслед за «планом Полсона». Те меры тоже были достаточно амбициозными, по крайней мере по цифрам, но они уже отнюдь не выглядят эффективными. Крупнейшие экономисты и финансисты США уже всерьёз и прямо говорят о национализации банков и необходимости перевода этих национализированных банков в режим ручного управления, чтобы конкретно направлять деньги для поддержания реальной экономики. Поэтому я думаю, что средств «плана Обамы» может оказаться недостаточно. У меня вообще есть ощущение, что сейчас эти деньги ассигнуются вне всякого расчёта того, как они сработают через три-четыре года или даже через два года, что всё это - затыкание дыр и не более того. Всё это демонстрирует полную растерянность и неспособность вывести экономику из кризисного состояния. Максимум, на что этих денег хватит (но не факт, что их хватит даже на это) – чтобы просто поддержать финансовую систему на плаву и не допустить её прямого банкротства.
Замечу, что если мы будем всерьёз эти вещи коментировать, то абсолютно бессмысленно говорить только о мерах, которые связаны с бюджетными ассигнованиями. Дело в том, что Федеральный резерв США с осени фактически перешёл на чистое печатание денежной массы. В этом нетрудно убедиться, если сравнить осенние и летние данные о балансах Федеральной резервной системы. Всего за какие-то там два-три месяца обязательства Федерального резерва подскочили на целый триллион долларов. Это, заметим, деньги, которые идут не по бюджетной линии. Известно, что уже были объявлены планы Федеральной резервной системы о том, чтобы приступить к прямой скупке не только государственных, но и многих частных обязательств на рынке. Фактически это означает практически неконтролируемый процесс монетарной накачки экономики внебюджетными средствами.
Поэтому, если просуммировать все эти цифры – бюджетный дефицит и работу печатного станка Федерального резерва – то мы увидим, что в рамках годовых мер поддержки будет израсходована сумма, многократно превышающая размер бюджетного дефицита США. И все равно этих денег оказывается недостаточно. На страницах американской прессы мы видим сугубо панические коментарии. И у меня есть все основания предполагать нереальными планы о снижении бюджетного дефицита, тем более ещё в пределах первого срока президентства Обамы.