Управление транспортным комплексом.




Транспортный комплекс состоит из шести разновидностей: автомобильный, речной, мор­ской, железнодорожный, воздушный, трубопроводный транспорт. Причем каждая из перечисленных разновидностей обладает серьезными особенно­стями, оказывающими большое влияние на организацию управления.

Конституция РФ устанавливает, что в ведении Федерации (п. "и" ст. 71) находятся федеральный транспорт, пути сообщения. Кроме того, органы ис­полнительной власти субъектов РФ сами организуют транспортное обслужи­вание населения, контролируют его состояние и др.

Далее, в сфере транспортного комплекса действуют специализирован­ные органы управления - Министерство транспорта РФ, Министерство пу­тей сообщения РФ, другие органы.

Управление транспортом осуще­ствляется в разных организационно-правовых формах[14].

Положение о Министерстве транспорта РФ утверждено Правительством РФ в апреле 1997 г[15].

Обратим внимание на ряд существенных моментов.

Во-первых, Министерство транспорта РФ (Минтранс России) - феде­ральный орган исполнительной власти, проводящий государственную по­литику и осуществляющий государственное управление транспортным комплексом. Причем в его ведении находится непосредственное управле­ние морским, речным и автомобильным транспортом.

Во-вторых, транспортный комплекс - зарегистрированные на террито­рии РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осущест­вляющие на морском, речном, автомобильном, городском пассажирском (включая метрополитен) и промышленном (кроме системы МПС) транс­порте перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, рабо­ты, связанные с обслуживанием водных путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений.

В-третьих, Минтранс России: формирует и реализует государственную транспортную политику в подведомственных отраслях транспорта; осуществляет государственное управление, регулирование и контроль в пределах своей компетенции; руководит деятельнвавтыо своих территориальных органов и подчинен­ных предприятий; контролирует условия и эффективность использования лицензий на пе­ревозочную деятельность в транспортном комплексе; осуществляет контроль в отношении морского судоходства и государст­венный надзор за соблюдением законодательства о торговом мореплавании; организует регистрацию морских и речных судов; контролирует эксплуатацию внутренних водных путей; выдает лицензии на осуществление перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности юридическим лицам и отдельным предпри­нимателям, приостанавливает или аннулирует их, участвует в приватиза­ции средств морского и речного транспорта, координирует взаимодействие, видов транспорта в транспортных узлах, утверждает устав Российского морского регистра судоходства.

Свою компетенцию Минтранс России осуществляет во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами.

В состав Минтранса России входят отраслевые департаменты, Российская транспортная инспекция (с отделами и филиалами в субъектах Феде­рации).

Государственные предприятия водных путей и судоходных каналов Минтранса России преобразованы Правительством РФ в бассейновые управления водных путей и судоходства, которые производят эксплуата­цию и развитие водных путей и судоходных гидротехнических сооруже­ний, осуществляют регулирование деятельности хозяйствующих субъек­тов речного транспорта всех форм собственности, контроль за обеспечени­ем безопасности судоходства, надзор за техническим состоянием объектов речного транспорта, находящихся в федеральной собственности.

Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт, а также электротранспорт (трамваи, троллейбусы и т.д.) находится в веде­нии органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправ­ления.

К числу нормативных правовых актов, регулирующих вопросы статуса и системы управления железнодорожным транспортом, относится Феде­ральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 авгу­ста 1995 г.[16] В этом Законе железнодорожный транспорт характеризуется как основа транспортной системы РФ, разновидность транспорта общего пользования.

Железнодорожный транспорт представляет собой единый производст­венно-технический комплекс, обеспечивающий во внутреннем и междуна­родном железнодорожных сообщениях потребности населения в перевоз­ках и производства в транспортных услугах, жизнедеятельность всех сфер экономики. Управление в области железнодорожного транспорта осуществ­ляет Министерство путей сообщения РФ (МПС России).

МПС осуществляет проведение государственной политики в сфере же­лезнодорожного транспорта, а также регулирование хозяйственной дея­тельности железных дорог, других предприятий и учреждений федераль­ного железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения перевозочного процесса.

В систему МПС России входят: железные дороги; отделения железных дорог; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торго­вые и снабженческие предприятия; предприятия, обеспечивающие дея­тельность и развитие железнодорожного транспорта. Главным оператив­ным звеном этой системы является железная дорога (унитарное предпри­ятие, имеющее полную самостоятельность).

МПС России устанавливает границы железных дорог и их отделений, утверждает их уставы; по согласованию с органами исполнительной вла­сти субъектов РФ закрывает железнодорожные линии; создает, реорганизу­ет и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспор­та (кроме железных дорог); вносит в Правительство РФ предложения по созданию, реорганизации и ликвидации железных дорог.

МПС России обеспечивает устойчивое и безопасное функционирова­ние железнодорожного транспорта; создает многопрофильную сферу ус­луг, предоставляемых транспортными предприятиями, подведомствен­ными ему; разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок ра­боты железнодорожного транспорта; руководит железными дорогами, предприятиями и объединениями в области перевозочного процесса; орга­низует оперативное управление этим процессом; разрабатывает и утвер­ждает графики движения поездов по сети железных дорог, нормативы ис­пользования вагонов и контейнеров, нормативные документы по техниче­ской эксплуатации железных дорог и условиям перевозок.

На МПС России возложен контроль за состоянием безопасности движе­ния поездов, за сохранностью перевозимых грузов. Оно также утверждает обязательные для всех предприятий, организаций и граждан нормативные акты по вопросам правил и условий перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны порядка, пожарной безопасности и санитарных правил на железнодорожном транс­порте.

Функции охраны железнодорожного транспорта осуществляются Фе­деральной службой железнодорожных войск.

Управление в области связи и нформатизации осуществляет Министер-ство Российской Федерации по связи и информатизации. Положение о Министерстве РФ по связи и информатизации (Минсвязи России) утвер­ждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 265.

Данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области связи (электрической и почтовой) и информатиза­ции, а также координацию в этой сфере деятельности иных федеральных органов исполнительной власти.

Минсвязи осуществляет руководство службой государственного надзо­ра за деятельностью в области связи и информатизации, а также управле­ние находящимися в его ведении государственными и иными предпри­ятиями и учреждениями.

Основными задачами Министерства являются:

q разработка и реализация государственной политики в области электро­связи, почтовой связи и информатизации;

q регулирование деятельности в области использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи гражданского назначе­ния, за исключением вопросов, касающихся присвоения и эксплуатации радиочастот и орбитальных позиций спутников связи гражданского назна­чения для целей телерадиовещания, развития средств массовых коммуни­каций и распространения средств массовой информации;

q государственный надзор за деятельностью в области связи и информа­тизации;

q обеспечение работы государственных комиссий по электросвязи, ра­диочастотам и информатизации.

В компетенцию Минсвязи в соответствии с возложенными на него зада­чами входят следующие функции. Оно:

§ осуществляет регулирование в установленной сфере деятельности, на­правленной на более полное удовлетворение потребностей органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физи­ческих лиц в услугах электросвязи, информатизации и почтовой связи;

§ разрабатывает и проводит научно-техническую политику в области раз­вития федеральной связи и информатизации с учетом обеспечения устой­чивости и информационной безопасности;

§ организует разработку и реализацию концепций, основных направле­ний и схем развития сетей электросвязи, почтовой связи и систем информатизации на основе разрабатываемых прогнозов развития средств и услуг связи и средств информатизации;

§ разрабатывает в установленном порядке федеральные и отраслевые программы развития связи и информатизации в Российской Федерации;

§ разрабатывает проекты федеральных законов и иных нормативных ак­тов РФ, относящихся к сфере ведения Министерства;

§ организует работы по созданию и развитию национальной информа­ционно-телекоммуникационной инфраструктуры;

§ осуществляет с участием Министерства промышленности, науки и тех­нологий РФ координацию и организацию работ по внедрению новейших технологий, созданию интерактивных систем и информационного обслу­живания, оказанию новых услуг в области связи и информатизации и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: