Приложение 2
К Рабочей программе дисциплины
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижневартовский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Б1.В.ОД.12 Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе
Курс, 6 семестр
Вид образования: | Профессиональное образование |
Уровень образования: | Высшее образование бакалавриат |
Квалификация выпускника: | Бакалавр |
Направление подготовки: | 44.03.01 Педагогическое образование |
Направленность (профиль) образовательной программы: | Начальное образование |
Тип образовательной программы: | Программа академического бакалавриата |
Форма обучения: | очная |
Срок освоения образовательной программы: | 4 года |
Номер внутривузовской регистрации образовательной программы: | 44.03.01(155)-15-О |
Нижневартовск
2015 г.
Тематика и план практических занятий
Раздел 1. Теоретические основы художественного образования младших школьников
Практическое занятие 1
Тема: Художественная культура и искусство в системе культуры.
Вопросы для обсуждения:
1. Художественная культура как подсистема культуры.
2. Исторические типы культуры.
Учебно-исследовательские задания
1. Конспектирование литературы: Исторические типы культуры.
2. Составить синхронистическую таблицу развития художественной культуры (в конкретные исторические периоды)
Литература
1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1981.
|
2. Бореев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т. 1 – 5-е изд., допол. – Смоленск, 1997. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общей редакцией Л.М.Мосоловой. – СПб., 2001.
3. Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика: Кн. для учителя: В 3 ч. Сост. М.В.Алпатов и др. – М., 1987.
4. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. М., 1995.
5. Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Пед. образование" (профиль "изобраз. искусство"): в 2 т. / Н. М. Сокольникова. - 6-е изд., стер. – М.: Академия. – 2014.
Практическое занятие 2
Тема: Искусство: его виды и функции.
Вопросы для обсуждения:
1. Функции искусства.
2. Виды искусства в различные исторические эпохи.
Учебно-исследовательские задания
1. Составить словарь жанров и (или) терминов к темам дисциплины.
Литература
1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1981.
2. Бореев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т. 1 – 5-е изд., допол. – Смоленск, 1997. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общей редакцией Л.М.Мосоловой. – СПб., 2001.
3. Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика: Кн. для учителя: В 3 ч. Сост. М.В.Алпатов и др. – М., 1987.
4. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. М., 1995.
5. Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Пед. образование" (профиль "изобраз. искусство"): в 2 т. / Н. М. Сокольникова. - 6-е изд., стер. – М.: Академия. – 2014.
|
Практическое занятие 3
Тема: Искусство: его виды и функции.
Вопросы для обсуждения:
1. Стили.
2. Направления и течения в искусстве 20 в.
Учебно-исследовательские задания
1. Дать характеристику основных художественных стилей и направлений, привести характеризующие их примеры.
2. Составить беседу для младших школьников об одном из видов искусства.
Литература
1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1981.
2. Бореев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т. 1 – 5-е изд., допол. – Смоленск, 1997. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общей редакцией Л.М.Мосоловой. – СПб., 2001.
3. Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика: Кн. для учителя: В 3 ч. Сост. М.В.Алпатов и др. – М., 1987.
4. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. М., 1995.
5. Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Пед. образование" (профиль "изобраз. искусство"): в 2 т. / Н. М. Сокольникова. - 6-е изд., стер. – М.: Академия. – 2014.
Практическое занятие 4-6
Тема: Искусство: его виды и функции.
Вопросы для обсуждения:
1. Виды искусства в различные исторические эпохи (защита рефератов).
Учебно-исследовательские задания
1. Написание реферата на тему «История искусства».
Литература
1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1981.
|
2. Бореев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т. 1 – 5-е изд., допол. – Смоленск, 1997. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общей редакцией Л.М.Мосоловой. – СПб., 2001.
3. Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика: Кн. для учителя: В 3 ч. Сост. М.В.Алпатов и др. – М., 1987.
4. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. М., 1995.
5. Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Пед. образование" (профиль "изобраз. искусство"): в 2 т. / Н. М. Сокольникова. - 6-е изд., стер. – М.: Академия. – 2014.
Практическое занятие 7
Тема: История методов обучения рисованию.
Вопросы для обсуждения:
1.Зарубежные методы обучения рисованию.
Учебно-исследовательские задания
1. Проанализировать основные виды и формы эстетического воспитания в системе начального образования.
Литература
1.Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб., 2004.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
3.Выготский Л.С. Психология искусства. - Мн., 1998.
4.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож-граф. фак. пед. ин-тов. – 3-е изд., доп. И перераб. – М., 1998.
5. Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Пед. образование" (профиль "изобраз. искусство"): в 2 т. / Н. М. Сокольникова. - 6-е изд., стер. – М.: Академия. – 2014.
Практическое занятие 8
Тема: История методов обучения рисованию.
Вопросы для обсуждения:
1. Методы обучения рисованию в России.