В последнее время растет популярность метода проектов в разных странах. Из-за этого увеличивается количество подходов к толкованию его сущности. В связи с большой популярностью этого метода в специальной литературе можно встретить множество его определений. Однако все они сводятся к утверждению, что учебный проект (слайд 2) - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Для ученика (слайд 3) проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность. Именно поэтому, кроме общего определения сущности проектной технологии, и были предложены обязательные критериальные требования к ее современному толкованию:
|
наличие образовательной проблемы, сложность и актуальность которой отвечает учебным запросам и жизненным потребностям учеников;
исследовательский характер поиска путей решения проблемы;
структуризация деятельности в соответствии с классическими этапами проектирования;
моделирование условий для выявления учениками учебной проблемы;
постановка проблемы, исследования; поиск путей решения, экспертиза и апробация версий, конструирования итогового проекта, его защита, коррекция и внедрение; самодеятельный характер творческой активности учеников;
практическое или теоретическое значение результата деятельности (проекту) и готовность к применению (внедрение);
педагогическая ценность деятельности (ученики добывают знание, развивают личностные качества, овладевают необходимые способы мышления и действия).
Могут быть разные основания для выбора тематики проекта: ее может быть сформулировано специалистами, выдвинуто учителями с учетом учебной ситуации из своего предмета, интересов и способностей учеников. Тематику проекта могут предложить и сами ученики.
Метод проектов (слайд 4) всегда сориентирован на самостоятельную деятельность учеников, которая реализуется как в индивидуальной, так и в парной, групповой деятельности, которая всегда предусматривает решение проблемы: с одной стороны — использование совокупности разнообразных методов, средств учебы, а из другого — необходимость интеграции знаний, умения использовать знание из разных отраслей науки, техники и тому подобное. Результаты выполнения проектов должны быть, что называется, «ощутимыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение (если практическая — конкретный результат) готово к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Метод проектов предусматривает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
|
Результаты проектов должны быть материальными, то есть соответственно оформленными — видеофильм, альбом, бортжурнал, компьютерная газета, альманах и тому подобное.
Проектная работа очень перспективна, поскольку в ней каждый из участников не теряет своего статуса активной действующей личности, пытается занять в группе позицию, которая отвечает его возможностям: знаниям, умениям, способностям, мышлению и тому подобное. Это отражается на общем формировании индивидуального стиля ребенка. Работая над проектом, ученики общаются, сотрудничают и помогают друг другу в процессе учебы, развивают социальные, умственные и коммуникативные навыки.
Этот вид деятельности способствует осуществлению индивидуального подхода в классах с разным уровнем подготовки во время изучения и усвоения нового материала.