Требования к использованию метода




Целью метода проектов является создание условий, за которые ученики самостоятельно и охотно получают знание из разных источников, учатся пользоваться ими (знаниями) для решения новых познавательных и практических заданий; совершенствуют коммуникативные умения, работая в разных группах; развивают исследовательские умения и аналитическое мышление. Выполнение проекта предусматривает связь с реальной жизнью, необыкновенность формы и самостоятельность изготовления, создания материалов, которые в сущности являются разными формами документирования: аннотация, рецензия, анкета, таблица, описание, фото-, аудио- или видеоотчёт, коллаж, комикс, сценарий, дневник, журнал, справочник, резюме, каталог, брошюра, альбом, словарь, статья, стенгазета, выставка. Материал может подаваться в разных формах: дискуссия, обзор, выставка, демонстрирование, обсуждение, ролевая игра, диспут, сообщение, доклад, конференция, репортаж, драматизация.

Во время использования проектного метода все участники учебно-воспитательного процесса решают целый ряд разноуровневых дидактичных, воспитательных и развивающих заданий. Это содействует развитию познавательных навыков учеников, формированию умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве и тому подобное.

Таким образом, основными требованиями (слайд 5) к использованию метода проектов является: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задание), решение которой нуждается в интегрированных знаниях, исследовательском поиске; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учеников; структуризация смысловой части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов: определение проблемы исследуемых заданий, которые выплывают из нее, выдвижения гипотезы их решения, обсуждения методов исследования; обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческих отчетов); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформления результатов, их презентация; выводы, выдвижения новых проблем исследования.

Этапы работы над проектом ( слайд 6 )

I этап

Выбор направления и формирования названия проекта: обобщено название проблемы, определения круга вопросов; выделение общего направления или приоритетных (отдельных) направлений, оформленных в подпроекты.

Определяют направление и формируют название проекта все члены коллектива — педагоги, и ученики.

1. II этап
Актуальность, необходимость, значимость избранного направления (чему именно этот).

2. Цель и задание проекту:

а) долговременные:

- создание чего-то нового (за структурой, подходами, концепцией учебно-воспитательного процесса);

- новые технологии, методики;

- возможна разработка исследования по проекту;

- определение ожидаемых результатов;

- планирование «продукта» в результате выполнения программы (пособия, сценарии, технологии, плана, новой программы);

б) кратковременные — определение конкретной цели, заданий на определенный период.

3. Определение этапов реализации проекта:

а) отмечаются сроки начала и окончания проекта;

б) окончание проекта определяется этапностью его реализации;

в) отмечаются временные интервалы каждого этапа: записи проекта, І этапу, II этапу и тому подобное.

4. Механизм реализации проекта. Объяснение: «Как? Каким образом? С помощью каких средств будет реализован проект?» Планы апробации конкретных дел, акций, мероприятий согласно с определенными этапами.

5. Обязанности и ответственность участников реализации проекта:

а) кто отвечает за проект?

б) кто и за что отвечает внутри проекта?

в) кто помогает в реализации проекта?

6. Ожидаемые результаты: какие конкретные результаты ожидаете получить на каждом этапе и после завершения проекта?

7. Оценка и самооценка проекта: когда и с какой периодичностью будет оцениваться выполнение проекта,кто примет участие в оценивании — сами участники, эксперты; какие формы контроля (самоконтроля) и оценивания (самооценивание); в какой форме будет подана информация о ходе проекта (отчет, конкретные материалы, сценарии, разработки, новые проекты и тому подобное)?

8.Ресурсное обеспечение.

III этап
Презентация.

Она может быть представлена:

- в виде постера (плаката), на котором авторы в оригинальной форме подают подборки материалов;

- в форме дневника, буклета, мини-учебника;

- как устная презентация, которая совмещается с оформлением постера.

IV этап

Этот этап охватывает дискуссии, обсуждения результатов проекта после его защиты, советы и комментарии учителя, групповой анализ работы и самоконтроль участников.

Типы проектов (слайд 7)

Учитывая разные подходы к классификации проектов в педагогической литературе, предлагаем различать их за целым рядом параметров:

§ составом участников проектной деятельности: индивидуальные, коллективные (парные, групповые);

§ характером партнерских взаимодействий между участниками проектной деятельности: кооперативные, состязательные, конкурсные;

§ уровнем реализации межпредметных связей: моно предметные, межпредметные, сверхпредметные;

§ характером координации проекта: непосредственный (твердый или гибкий), скрытый;

§ длительностью: короткие, средней длительности, длительные;

§ целью и характером проектной деятельности: информационные, ознакомительные, приключенческие, художественные, науково-поисковые, конструкционные и тому подобное.

Характеристика проектов (слайд 8)

Исследовательские проекты нуждаются в хорошо обдуманной структуре, определенной цели, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманности методов, в том числеэкспериментальных методах обработки результатов. Они полностью подчинены логике исследования и имеют соответствующую структуру: определение темы исследования, аргументация ее актуальности, определения предмета и объекта, заданий и методов, определения методологии исследования, выдвижения гипотез решения проблемы и начерчивания путей ее решения.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она развивается, подчиняясь конечному результату, принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Ученики предварительно договариваются о запланированных результатах и форме их представления — рукописном журнале, коллективном коллаже, видеофильме, вечере, свято и тому подобное. И тогда нужны сценарий фильма, программа праздника, макет журнала, альбома, газеты.

Игровые проекты участники берут на себя определенные роли, предопределенные характером и содержанием проекта. Это могут быть как литературные персонажи, так и реально существующие личности. Имитируются их социальные и деловые отношения, которые осложняются вымышленными участниками, ситуациями. Степень творчества учеников очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является игра.

Информационные проекты (слайд 9 ) направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты нуждаются в хорошо продуманной структуре, возможности систематической коррекции в ходе работы над проектом. Структуру такого проекта можно обозначить таким образом: цель проекта, его актуальность; методы получения (литературные источники, средства массовой информации, базы данных, в том числе и электронные, интервью, анкетирование и тому подобное) и обработки информации (ее анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированы выводы); результат (статья, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в электронной сети, обсуждение в телеконференции). Такие проекты могут быть органической частью исследовательских проектов, их модулем.

Практически ориентированные проекты — результат деятельности участников четко определенно с самого начала, он ориентирован на социальные интересы участников (документ, программа, рекомендации). Проект нуждается в составлении сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них. Особенно важной является хорошая организация координационной работы в виде поэтапных обсуждений та презентация полученных результатов и возможных средств их внедрения в практику.

Учебно-телекоммуникационные проекты это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учеников-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, которая имеет общую цель исследования определенной проблемы, согласованы методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности.

Специфика телекоммуникационных проектов заключается прежде всего в том, что они по своей сути всегда межпредметные.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда нуждается в интегрированном знании. Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение вполне естественно зависело от свойств компьютерных телекоммуникаций. Иначе говоря, не каждый проект, каким бы интересным и практически значимым он не казался, может отвечать характеру телекоммуникационных.

На практике чаще придется иметь дело со смешанными типами проектов.

Оценивание проектов учащихся (слайд 10)

Параметры внешнего оценивания проекта: значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их учебной тематики; корректность использованных методов исследования и методов обработки полученных результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принятых решений (при групповом проекте); характер общения и взаимопомощи, взаимных дополнений участников проекта.

Метод проектов в начальной школе ( слайд 11,12 )

Метод проектов выступает важным компонентом нестандартного, нетрадиционного способу организации производительного образования. В условиях личностно ориентированного обучения проектная деятельность приобретает новое переосмысление, формируя у учеников мотивацию, нацеливая на поиск новых знаний и самостоятельное их конструирование. Это

помогает не только сформировать жизненный опыт, необходимый для решения

проблем, но и выстраивать собственную жизнь успешной и значимой для общества.

Проектирование в начальной школе имеет свою специфику, поскольку требует учет вековых и психологических особенностей учеников. Все этапы проектной деятельности младших школьников должны тщательным образом контролироваться учителем, потому что им недостает теоретических и практических знаний и умений.

В процессе выполнения проекта предусматривается овладение учениками начальной школы такими проектными компетенциями: исследовательскими (генерировать идеи, находить решение); социальными (сотрудничать, помогать и получать помощь); оценочными (оценивать ход и результаты деятельности); информационными (самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации); презентационными (выступать перед одноклассниками отвечать на незапланированные вопросы, использовать наглядность); рефлексивними (адекватно анализировать свою роль в коллективном труде).

Работа над проектом способствует формированию у младших школьников умений отбирать и анализировать информацию, работать со словарями, энциклопедиями справочниками, специальной литературой, использовать возможности информационных технологий и тому подобное. Во время проектирования ученики приобретают умения проводить наблюдение, систематизировать и обобщать полученную информацию, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.

Результаты поисков и исследований могут широко использоваться в учебной и внеурочной деятельности, которая приносит удовольствие младшим школьникам. Кроме того, дети с повышенной учебной мотивацией могут предложить тему проекта, которая их заинтересовала и нуждается в последующем исследовании. Важным аспектом проектной деятельности младших школьников есть формирование стойкого интереса и прогнозирование результатов собственного умственного труда. В ходе презентации – кульминации в работе над проектом, младшие школьники учатся четко и убедительно выкладывать информацию, защищать свою точку зрения, ставить вопрос, слушать друг друга.

Следовательно, метод проектов помогает младшим школьникам приобретать ключевых компетентностей, без которых им не обойтись в последующей учебе. У детей формируются навыки решения проблемных ситуаций, применения полученных знаний.

Участники проекта приобретают позитивный опыт групповой работы, видят значимость деятельности каждого для результата общего дела. Участие в проектировании развивает в детей исследовательские и творческие способности, способность к самоопределению, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, презентовать собственные результаты. Работа над проектами является одним из видов инновационной педагогической деятельности, поскольку дает возможность современной начальной школе внедрять элементы исследовательской работы, которая способствует активизации познания младших школьников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: