Опишем предназначение каждой методики.
«Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной.
Цель: исследование различий степени выраженности социально-психологических установок, главным образом, установок на труд.
Данная методика представляет собой личностный опросник, предназначенный для изучения степени выраженности социально-психологических установок.
Стимульный материал разбит на два варианта, каждый из которых содержит по 40 вопросов. 40 вопросов первого варианта направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», 40 вопросов второго варианта направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок «свобода – власть», «труд – деньги». Отвечая на вопросы, испытуемым необходимо ответить на них или «да», если ответ утвердителен, или «нет» – если поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос. За каждый ответ «да» начисляется 1 балл.
На основании результатов использования методик можно выявить несколько групп испытуемых:
Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени.
Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.
Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.
Обработка данных производится посредством суммирования утвердительных ответов в отдельности по каждой шкале.
Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными.
|
Опросник Басса-Дарки.
Цель: определение типа и уровня агрессии испытуемых.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Методика представляет собой опросник, состоящий из 75утверждений. Ответы оцениваются по 8 шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Предназначение методики Я-концепции (самооценки) Т. Дембо-С.Рубинштейна. Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).
|
Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)
Методика предполагает следующую процедуру проведения: подростку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: «Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?».
На примере оценки качества «здоровье» ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.
Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. «Нормальной», «средней» самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2,5 и немного выше; «высокой» – со средним баллом 4–5; «низкой» – со средним баллом 0-2,5.
|
Исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.
Предназначение методики («Кто я есть в этом мире» (Забродин Ю., Новиков В. В.)): исследование интегральной самооценки личности.
Необходимые материалы: Для проведения тестирования необходим специальный бланк, на котором изображены 7 прямых биполярных оценочных шкал: самые больные - самые здоровые, самые глупые - самые умные, самые злые – самые добрые, самые необщительные – самые общительные, самые беспринципные – самые принципиальные, самые робкие – самые смелые, самые непривлекательные – самые привлекательные.
Предназначение методики (тест самооценка): исследование самооценки личности.
Необходимые материалы: специальныйбланк и набор карточек, где на каждой указано одно из 20 качеств личности: аккуратность, гордость, ум, трусость, правдивость, добросовестность, настойчивость, жадность, жизнерадостность, доброта, принципиальность, равнодушие, лень, зазнайство, самостоятельность, скромность, общительность, эгоизм, подозрительность, нахальство.
Предназначение методики (анкетный опрос Подросток по мнению одноклассников (Цылев В.В., Мельницкий В.А.)): изучения адекватности/неадекватности самооценки подростка. С этой целью необходимо сравнить самооценку подростка, которую он ставит себе со средней оценкой, которую ему ставит класс.
Необходимые материалы: специальныйбланк со списком учащихся класса и пятью критериями: ум, доброта, общительность, смелость, привлекательность.