Психологическая характеристика подросткового возраста




 

В прошлом возрастная терминология не была единообразной, она носила различный характер и определялась каждым автором по - своему. Например, в Толковом словаре В. Даля говорится, что «подросток – это дитя на подросте, около 14–15 лет». Л. Толстой в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» стремится определить грань между этими периодами. Подростку из одноименного романа Ф. М. Достоевского исполняется 20 лет. Начало и окончание подросткового возраста психологи определяют по–разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией.

Некоторые ученые стремились соотнести индивидуальное развитие человека с развитием человеческого рода. При этом все особенности индивидуального взросления сопоставлялись с общественными и социальными нормами жизни.

Фактически подростковый период в индивидуальной психологии это не что иное, как очередная ступень развития, через которую должен пройти каждый индивидуум. Мы не верим, что каждая стадия развития или любая ситуация могут изменить человека. Но каждая из них обязательно действует как тест как новая ситуация, которая выявляет черты характера, развившиеся в прошлом.

Возрастной период развития от13 до 15 лет, для которого характерны[4]:

- влияние доминирующей роли семьи в удовлетворении эмоциональных материальных, и комфортных потребностей. Однако к концу возрастного периода (15 лет) у подростка появляется возможность самостоятельно удовлетворять часть материальных потребностей.

- влияние решающей роли школы в удовлетворении социальных, познавательных, и психологических потребностей подростка.

- появление возрастающей способности противостоять отрицательным и негативным влияниям среды, которая способна сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях. Возникает административная и уголовная ответственность за правонарушения.

- сохранение высокой зависимости от влияния учителей, родителей в развитии личностного самоопределения и самопознания.

В подростковом возрасте возникает потребность в активной познавательной деятельности. Переход в учении от одного к нескольким учителям дает возможность подростку сравнивать их между собой и вырабатывать новые критерии в оценке их деятельности. Если у младших школьников и младших подростков отношение к учебному предмету зависит от отношения к учителю и получения отметок, то старших подростков привлекает содержание предмета, умение педагога его излагать и способность создавать ситуацию успеха.

В каждом подростковом коллективе существует несколько небольших групп со своим неформальным объединением лидером во главе. Между этими малыми группами нередко вспыхивают довольно заметные конфликты. Причин много: борьба за право «задавать тон», диктовать свои условия, считаться «самым, самым», выделяться из обычной массы, обычных людей[5]. Это может быть конфронтация между мальчиками и девочками, между сильными и слабыми учениками, между командами спортивных соревнований, вечеров, дискотек, смотров, конкурсов и даже между «богатыми» и «бедными», как это ни странно и чудовищно звучит.

Школа не отгорожена каменной стеной от мира, и все, что происходит в обществе, отражается и в ней. Тон в этих конфликтах обычно задают лидеры микрогрупп. Поэтому и поиски консенсуса надо начинать именно с них. Строго говоря, «коллективное мнение» подростков есть по существу синтез нескольких групповых мнений, из которых одно доминирует над другими.

Подростковые коллективы - сложная социально-психологическая общность. Ей свойственны противоречия, несовпадение структуры личных и деловых отношений, повышенная критичность к другим (при пониженной самокритичности) и особенно к учителям. Завоевать авторитет у подростков легко и одновременно трудно. Они судят о личности учителя по отдельным, наиболее характерным чертам. Особенно ценимы подростками такие качества, как справедливость, умение интересно излагать материал, находчивость, эмоциональная отзывчивость, готовность принимать участие в общих с ними делах, требовательность, изобретательность, верность слову.

Им достаточно убедиться, что у данного учителя имеется хоть одно качество из указанного «набора», как он получает «аванс доверия».

Однако оценки подростков полярные и категоричные. Даже один случай, например, несправедливости, может надолго, если не навсегда, испортить, отношения с ними. Иными словами, авторитет у подростков завоевать легко, но так же легко и потерять его.

Главные черты подростков были обобщены выдающимся педагогом В.А. Сухомлинским[6]:

- Непримиримость к злу и эмоциональное неприятие подростка сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни.

- Подростков раздражают словесные назидания со стороны взрослых людей. Они не любят прямолинейного воспитания, им хочется быть хорошими, и стремится к идеалу.

- Подростки хотят себя почувствовать личностью. При наличии потребности к действию и желанию к самоутверждению подростки не понимают или не знает, как этого можно добиться, и поэтому есть вероятность того что можно попасть в беду.

- У подростков появляется ярко выраженное противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Они не постоянны и множественны в своих увлечениях.

- В подростке могут, одновременно сочетаются разные чувства грубые выходки, романтическая восторженность, ироническое отношение к красоте и восхищение ей. Они стыдятся своих чувств, и поэтому опасаются, что их будут считать, чересчур чувствительными прикрываясь при этом своей грубостью.

Старший подростковый возраст ставит свои задачи перед формирующейся личностью подростка. Данный возраст — время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в младшем подростковом возрасте.

В возрасте 14-17 лет подростковый опыт уже недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших подростков: повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Подросток активно ищет друзей, единомышленников, посвящает много времени доверительному и эмоциональному общению, в котором склонен к крайностям и быстрой смене симпатий. Конфликты, разрывы и примирения, частая смена настроений и так называемое полярное (черно- белое) мышление очень характерны для старших подростков.

Л.С. Выготский считает, что центральным и специфическим новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Внешняя сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Подросток требует, чтобы к нему относились «как к равному».

Конфликт несовпадения внешних условий и внутреннего самоощущения подростка приводит к непониманию и охлаждению отношений. Родителям не всегда понятно, что это вдруг случилось с их подростком, таким покладистым и бесконфликтным. Ведь с внешней стороны ситуации ничего не изменилось: ребенок учится в той же школе, живет в той же семье, никто его не обижал, и не было никакой непереносимой психологической травмы. Однако он требует иного к себе отношения, становится агрессивным, а заботу воспринимает как контроль и ограничение свободы.

Это «чувство взрослости» является новообразованием самосознания – стержневой особенностью личности, её структурным центром, поскольку выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к другим людям и к миру. Оно определяет особое направление и содержание его активности, систему его новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Свободные, спокойные движения уступают место угловатости, резкости.

Все это делает область взаимоотношений подростков со взрослыми весьма конфликтной, сложной и вместе с тем по-прежнему значимой.

Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой – сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом.

Поиски ответов на вопросы «кто я?», «что я?» и осознание своей особенности, несхожести с другими небезразличны для любого подростка, но нередко в условиях травмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональным напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения.

Понимание особенностей периода взросления позволяет педагогу работать значительно эффективнее.

Прежде чем найти, и обнаружить свои способности, подростку необходимо проверить их в деятельности – это ещё и поиск себя. В то же время подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив в этом возрасте. За всем этим кроется показная решительность и уверенность, которая скрывается за беспомощностью, ведь подростки не могут терпеть снисходительных советов и часто поступает наперекор им.

Физиологические изменения влияют на психологическую и социальную зрелость, которые могут не совпадать. Это несовпадение стало точкой отсчета начала и окончания подросткового возраста, легло в основу разных оценок подростка и подростковой периодизации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: