Глава 1 . Обзор психологических подходов формирования Я-концепции в подростковом возрасте




Содержание

 

Введение.............................................................................................................. 3

Глава 1. Обзор психологических подходов формирования Я-концепции в подростковом возрасте....................................................................................... 7

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста..................... 7

1.2. Развитие Я-концепции личности в подростковом возрасте..................... 12

1.3. Я-концепции как основа девиантного поведения в подростковом возрасте…… 19

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования Я-концепции как основы девиантного поведения в подростковом возрасте.............................. 23

2.1. Цели, задачи и описание базы исследования........................................... 23

2.2. Методология исследования....................................................................... 31

2.3. Анализ и обобщение результатов эмпирического исследования........... 36

2.4. Технологии профилактики девиантного поведения и реабилитации подростков в образовательных учреждениях........................................................................ 57

Заключение........................................................................................................ 61

Список литературы........................................................................................... 64

Приложения...................................................................................................... 64

 


Введение

 

Актуальность темы исследования. В современных условиях поведение детей обращает на себя внимание нарушением общественных норм, которые не укладываются в требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научным изучением отклонений занимается не только социальная педагогика, но и психология, криминология, психопатология, социология.

На сегодняшний день растет количество различных форм девиантного поведения и вовлечение в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребенка, «дефектами» процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Именно в начальной школе дети зачатую приобретают негативный опыт разрыва связей со школой, стойкую школьную не успешность, ведущую в дальнейшем к отклонениям в поведении.

Проблема изучения взаимосвязи склонности к девиантному поведению и особенностей «Я-концепции» старших подростков является весьма актуальной и практически значимой для психологической науки.

Известно, что подростковый возраст является кризисным и достаточно сложным периодом становления личности. Фундаментальные изменения, которые происходят в сфере самосознания подростков, являются определяющим признаком этого периода. Самосознание активно формируется, вырабатывается собственная система норм самоотношения и самооценивания, развивается личностная рефлексия, происходит осознание своей особенности и уникальности. Постепенно у подростков формируется собственная «Я-концепция», являющаяся регулятором их поведения и деятельности[1].

Стоит констатировать тот факт, что до сих пор отсутствует определённость и единый подход относительно такого феномена, как «Я-концепция», несмотря на то, что данное понятие активно изучается как российскими, так и зарубежными исследователями.

Известно, что понятие «Я-концепция» было введено американским психологом и философом У. Джеймсом в конце XIX века, а уже в 1950-е годы, благодаря работам А. Маслоу, К. Роджерса и Э. Эриксона, понятие «Я-концепция» приобрело своё теоретическое и прикладное развитие.

В российской же психологии термин «Я-концепция» появился сравнительно недавно и проблемой данного феномена занимались такие исследователи как Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Д. А. Леонтьев, В.В. Столин, А.А. Реан и др.

По мнению Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др., «Я-концепция» является центральным личностным новообразованием нового уровня самосознания подростков, которые стремятся понять себя, свои особенности, способности, сходство с другими и пр.[2] Также подростковый период характеризуется повышением значимости «Я-концепции», системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок[3].

На наш взгляд, «Я-концепция» является результатом «работы» такого процесса как самосознание, так как только благодаря ему человек познаёт себя, других, выстраивает систему отношений с окружающим миром.

Актуальность исследования состоит в необходимости исследования особенностей формирования Я-концепции как основа девиантного поведения в подростковом возрасте

Степень изученности проблемы. Проблема предупреждения и преодоления отклонений в поведении подростков привлекала внимание классиков педагогики Ф.А. Дистервега, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. В современной психологической и педагогической литературе этой проблеме посвящены труды М.А. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, H.H. Верцинской, Ю.В. Гербеева, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, Л.Ю. Зюбина, И.А. Невского, Ф.Г. Ильина, В.Т. Кондратенко, А.И. Кочетова, А.Е. Личко, Л.И. Маленковой, Г.П. Медведева, Г.М. Миньковского, Л.И. Островского, И.В. Павлова, М. Ратгер, Л.Ю. Сироткина, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейна и др. В основном эти труды выполнены на материале исследования проблемы воспитания и перевоспитания подростков в различных образовательных учреждениях.

Объект исследования – Я-концепция в подростковом возрасте.

Предмет исследования – условия формирования Я-концепции как основа девиантного поведения в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования – уровень Я-концепции, личностные и поведенческие особенности составляют основу девиантного поведения подростков и взаимосвязаны между собой.

Цель исследования – на основе изучения теории и практики выявить, теоретически обосновать и провести эмпирическое исследование особенностей формирования Я-концепции как основа девиантного поведения в подростковом возрасте.

Основными задачами исследования являются:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть особенности девиантного поведения младших школьников.

3. Определить особенности профилактики девиантного поведения младших школьников.

4. Охарактеризовать возможности телевидения в профилактике девиантного поведения младших школьников.

5. Провести констатирующий эксперимент.

Методами педагогического исследования этапе стали: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, наблюдение, анкетирование, собеседование.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: теоретически обоснована особенность Я-концепции как основы девиантного поведения в подростковом возрасте.

Практическая значимость исследования заключается в том, что. материалы исследования могут использоваться при подготовке учителей, психологов и социальных работников по взаимодействию и профилактике девиантного поведения подростков.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части и заключения. Содержание курсовой работы обусловлено следующим содержанием. Первая глава «Обзор психологических подходов формирования Я-концепции в подростковом возрасте» рассмотрена психологическая характеристика подросткового возраста, описаны особенности развития Я-концепции личности в подростковом возрасте и выявлены условия Я-концепции как основа девиантного поведения в подростковом возрасте Во второй главе проведено эмпирическое исследование особенностей формирования Я-концепции как основы девиантного поведения в подростковом возрасте. Представлены цели, задачи и описание выборки исследования, описаны методики исследования, проведен анализ и обобщение результатов эмпирического исследования, а также обоснована технологии профилактики девиантного поведения и реабилитации подростков в образовательных учреждениях.

Результаты исследования сформулированы в виде выводов, в соответствии с задачами исследования. Работа содержит 8 таблиц, 7 рисунков, 35 источников литературы по теме исследования и приложений.

Глава 1. Обзор психологических подходов формирования Я-концепции в подростковом возрасте



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: