Данная программа разработана на основе следующих документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федеральный Закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
Федеральный Закон от 29.12.2010 №346-ФЗ «О защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию»;
Федеральный Закон от 24.06.1999№123-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних»;
Конвенция о правах ребёнка;
Конституция Российской Федерации;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа рассчитана на детей и подростков 8 - 12 лет и предполагает активное недельное или двухнедельное проживание ребёнка в нестандартной обстановке полевого туристического лагеря.
Данная программа обеспечивает возможность участия каждого ребенка в важнейших видах человеческой деятельности: коммуникативной, спортивной, трудовой, познавательной, игровой, эстетической, творческой и даёт возможность каждому ребёнку проявить себя в этих видах, тем самым создаёт условия ситуации успеха.
Отбор содержания деятельности и продолжительность смены определяются особенностями временного автономного пребывания детей в условиях палаточного лагеря, интеллектуальными и психическими особенностями детей.
Такие характеристики временного детского коллектива, как сборность состава, кратковременность существования, относительная автономность, коллективность жизнедеятельности, завершенность деятельности и развития коллектива, предельная эмоциональность событий оказывают существенное позитивное влияние на поведение мальчиков и девочек, на организацию жизни отряда, реализацию его функций и воспитательных возможностей.
Вместе с тем, факторами стрессовой ситуации для подростков являются: относительно длительная оторванность от привычной среды обитания; отсутствие привычных услуг и комфорта; относительное ограничение круга общения. Поэтому необходимо учитывать особенности характера и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья; отсутствие привычных развлечений; ограничение коммуникативных возможностей (привычных средств связи); ограничение транспортных возможностей; монотонность питания; неблагоприятные погодные условия; значительные физические нагрузки; наличие кровососущих насекомых.
1. Безопасность в походе.
Правила поведения в лесу во время туристической прогулки.
Правила поведения во время различных природных явлений.
Правила поведения в лесу при обнаружении очага задымлённости или очага возгорания.
Выполнение распоряжений руководителя похода. Установка палатки.
Питьевой режим во время похода. Оказание первой неотложной помощи.
Личное снаряжение туриста и уход за ним.
Личное снаряжение триста в походе: рюкзак, обувь, одежда (бельё. спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор), туристический коврик, спальный мешок личная посуда, средства гигиены средства защиты от комаров, аптечка, защита от дождя, ремнабор, спички, фляжка.
Практические занятия:
«Как просушить одежду в дождь?», «Как разжечь костёр?»
Ориентирование на местности.
Рисунок и простейший план местности. Изображение местности на рисунке.
Условные знаки ориентирования на местности (солнце, звёзды, деревья). Карта.
Практические занятия. Измерение расстояния на местности шагами. Освоение навыков чтения схем и карт. Движение по схеме и карте. Работа с компасом.
Первая медицинская помощь.
Первая помощь при ушибах, ссадинах, ожогах, различных травмах. Правила обработки ран и наложения повязок. Профилактик пищевых отравлений. Помощь при отравлении. Помощь при тепловом и солнечном ударах. Медицинская аптечка. Транспортировка пострадавшего.
Практическое занятие. Игра «Айболит».
Туристическая техника.
Порядок движения на маршруте. Способы преодоления искуственных преград. Техника преодоления спусков и подъёмов. Способы и правила преодоления препятствий. Туристические узлы.
Практические занятия.
Отработка умений завязывания туристических узлов: простой узел, прямой узел «восьмёрка», встречная «восьмёрка»,узел проводник, штык узел, австрийский проводник, узел Булинь (беседочный).
Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну, спуск и подъём.
Соревнования по преодолению полосы препятствий: «болото», гать (по наведённым жердям), переправа по бревну (удержать равновесие), преодоление завала, «мышеловка», установка палатки.
Туристическая палатка.
Установка и снятие палатки. Виды и назначения палаток. Устройство бивака.
Практические занятия
Игра-состязание. Установка туристической палатки и ремонт личного снаряжения (штопка, наложение заплатки, заклеивание дыр, пришивание пуговиц и т.д.)
Туристический рюкзак.
Личное снаряжение туриста. Требования к упаковке вещей и продуктов для перекуса.
Практическое занятие. Игра «Собери рюкзак в поход».
Туристическая прогулка на местности для проверки туристических навыков.
Виды костров.
Пожарная безопасность в походе. Требования к выбору кострового места. Правила оформления места для костра. Требования к тушению костра. Правила хранения хвороста. Техника безопасности при работе с костровым оборудованием при приготовлении пищи.
Практическое занятие. Мастер-класс по разведению костров в походе: «Шалаш», «Звёздочка», «Колодец», Нодья, Таёжный костёр.