Принципы разграничения власти между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ




 

В главе IV Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Определяются принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ. Статья 26¹ Закона предусматривает порядок определения полномочий, осуществляемых органами государственной власти:

1. по предметам ведения субъекта РФ – конституцией (уставом), законами субъекта;

2. по предметам совместного ведения – Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашении;

3. по предметам ведения Российской Федерации – федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, а также соглашениями.

Принципиальное значение имеет положение указанного Закона о том, что федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта РФ, должны устанавливать права, обязанности и ответственность этих органов, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Данное положение касается актов Президента и Правительства РФ.

Не менее принципиальное значение имеет установление четкого порядка финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ.[15]

За счет бюджета субъекта РФ по предметам совместного ведения будут осуществляться следующие полномочия:

· материально-техническое и финансовое обеспечение органов государственной власти и государственных учреждений субъекта;

· управление имуществом, находящимся в собственности субъекта;

· формирование и использование резервных фондов субъекта;

· предупреждение и ликвидация последствий территориальных и региональных чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и эпидемий;

· осуществление региональных программ в области охраны окружающей среды и экономической безопасности;

· обеспечение охраны государственных природных заказников и памятников природы регионального значения;

· планирование использования земель сельскохозяйственного назначения;

· строительство и содержание дорог общего пользования (межмуниципального сообщения);

· организация транспортного обслуживания населения в пригородном и межмуниципальном сообщении;

· финансовое обеспечение гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных учреждениях, на предоставление начального и среднего профессионального образования;

· охрана памятников истории и культуры регионального значения; организация и поддержка государственных музеев (за исключением общенациональных); содержание библиотек регионов;

· организация социального обслуживания граждан;

· определение административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ.[16]

При этом, важное значение имеет то обстоятельство, что Закон содержит закрытый перечень финансируемых за счет субъекта РФ полномочий. Если в федеральном законе или ином нормативном правовом акте будут установлены иные полномочия, то финансирование их осуществления должно проводиться за счет средств федерального бюджета.

Соглашения между органами исполнительной власти (федеральными и субъектов) с учетом ограничений, предусмотренных ст. 78 Конституции РФ и федеральным законом, о передаче федеральными органами органу исполнительной власти субъекта РФ осуществления части своих полномочий не может быть в равной степени возложено на исполнительные органы всех субъектов. Порядок заключения таких соглашений определяется Правительством РФ.

В связи с этим складывается практика утверждения соглашений между МЧС России и администрацией (правительствами) субъектов РФ о передаче друг другу части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и предупреждения их последствий.[17]

Федеральным законом определены случаи, когда отдельные полномочия органов государственной власти субъекта РФ, в том числе и органов исполнительной власти, могут быть временно возложены на федеральные органы или должностных лиц, назначаемые этими органами.[18] Данного вида передача возможна только по указу Президента РФ. Условия принятия такого решения следующие:

· если в связи с чрезвычайной ситуацией законодательные и представительные органы субъекта РФ отсутствуют;

· если просроченная задолженность субъекта по исполнению долговых бюджетных обязательств превышает 30% собственных доходов субъекта;

· если при реализации полномочий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета исполнительным органом субъекта, допущено нарушение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, в том числе допущено нецелевое расходование таких средств.

Предусмотрена возможность в определенных случаях введения временной финансовой администрации сроком на один год по указу Президента РФ.

Таким образом, определены более конкретные формы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ с соответствующими федеральными органами государственной власти. Приняты конкретные меры по реализации положений ст. 78 Конституции РФ, которая предопределила возможность передачи осуществления полномочий в системе органов исполнительной власти, единство которой в рамках предметов совместного ведения России и ее субъектов призваны обеспечивать Президент и Правительство РФ.

Проведение административной реформы применительно к системе федеральных органов исполнительной власти, оказывает существенное влияние на процесс совершенствования системы органов исполнительной власти в субъектах Федерации.

 


Заключение

 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем исполнительная власть в Конституции РФ. И хотя в конституциях и уставах субъектов РФ главы об этой ветви власти иногда следуют после глав о законодательной власти, исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы государства, далеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя законов и по своему политическому весу превосходит законодательную власть.

Формирование системы органов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов РФ происходит в соответствии с конституционными положениями, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов власти. Такими актами являются конституции, уставы краев, областей, схема управления, законы, а также положения об отдельных органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ.

Республики. Поскольку Конституция РФ рассматривает республики как государства, конституции республик учреждают пост главы государства, именуемого президентом, главой республики или главой государства. Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл, Саха (Якутия), Северной Осетии-Алании, Татарстане, Тыве, Чувашии.

В организации исполнительной власти и ее соотношений с полномочиями главы государства республики можно выделить несколько основных разновидностей.

Правительство является органом исполнительной власти, подотчетным президенту республики (главе республики), хотя ответственно и перед парламентом. (Татарстан, Башкортостан, Калмыкия и др.). В данной группе республик правительство фактически работает под непосредственным руководством главы государства.

Глава государства возглавляет систему исполнительной власти и является председателем Правительства (например, Республика Коми, Бурятия). В этой группе республик имеет место прямое слияние функций главы государства и главы правительства в одном лице.

Формирование Правительства и организация исполнительной власти осуществляются коллегиальными органами (Дагестан и некоторые др.).

Края, области и другие субъекты РФ. Как и республики, края, области и другие субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. Правовой базой для этого выступает устав, а также законы, принимаемые собственными представительными органами, и правовые акты глав администраций.

В отличие от республик, многие края и области руководствуются не только уставами, но и так называемой схемой управления, которая призвана обеспечить комплексное управление субъектом РФ по всем важнейшим вопросам. Схема включает в себя перечень субъектов и объектов управления, характеристику функций органов исполнительной власти и порядок их взаимоотношений, процедуру принятия решений и т. д.

Функции исполнительной власти на территории субъекта РФ осуществляет система органов исполнительной власти, возглавляемая соответствующей администрацией.

Систему органов исполнительной власти образуют три основные группы органов:

1) органы, составляющие аппарат главы администрации;

2) управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации;

3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную подчиненность.

В задачи администрации входят обеспечение соблюдения Конституции РФ и законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, представительство, руководство местными органами власти, защита интересов области в федеральных органах власти.

Администрация состоит из главы администрации, часто именуемого «губернатором», а в Москве - мэром, и его заместителей, руководителей многочисленных управленческих структур. В предшествующие годы глава администрации назначался и освобождался от должности Президентом РФ, но теперь повсюду избирается - в большинстве субъектов РФ населением, но в отдельных - законодательным органом.

 


Список используемой литературы

 

1. «Административное право Российской Федерации», ЮРИСТ,

Н.Ю. Хаманева, Москва 2006 г.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.


[1] СЗ РФ. 2005. № 4 ст. 305.

[2] Руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта.

[3] СЗ РФ. 2004. №50. ст. 4950

[4] Ст. 9, 17, 18 ФЗ от 6 октября 1999 г. №184 – ФЗ, новая редакция.

[5] СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 2) ст. 5427

[6] Решение законодательного органа субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу направляется Президенту РФ на рассмотрение для решения вопроса об отрешении этого лица от должности.

[7] Высшее должностное лицо вправе обжаловать в Верховный суд РФ соответствующий указ Президента РФ.

[8] Приведенные органы являются органами общей компетенции.

[9] Ст. 54 Устава Красноярского края.

[10] Ст. 52 Устава Приморского края.

[11] Им может быть президент республики, председатель правительства, мэр города федерального значения.

[12] Ст. 3¹ ФЗ № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г.

[13] Ст. 29¹ ФЗ № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г.

[14] Часть 2 ст. 5 ФЗ № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г.

[15] Реализация данного принципа предусмотрена начиная с 2005 г.

[16] Ст. 26³ ФЗ № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г.

[17] СЗ РФ № 45 ст. 4444-4453, 2004 г.

[18] Ст. 26(9) ФЗ № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: