Экономическая сущность бюджета РФ




 

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных (региональных) налогов и сборов; использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, которые определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных особенностей субъектов РФ и муниципальных образований РФ и согласовываются с последними до принятия бюджета на очередной год.

Распределению доходов между бюджетами предшествует разграничение их расходов в соответствии с компетенцией или полномочиями, возложенными на каждый уровень власти. Для достижения наибольшего экономического и социального эффекта расходы должны быть максимально приближены к той административной единице, в интересах которой они осуществляются. Централизация доходов на федеральном уровне производится для выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, обеспечения устойчивости государственных финансов, а также перераспределения финансовых ресурсов между регионами.

Один из важных принципов организации бюджетной системы - принцип сбалансированности - предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако заложенное в законе разграничение не позволяет реализовать этот принцип в полной мере, поэтому возникает необходимость в перераспределении доходов между уровнями бюджетной системы при помощи закрепленных и регулирующих доходов.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам и финансовой помощи из федерального бюджета.

Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. К ним относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации; неналоговые доходы, определенные нормативными актами; безвозмездные перечисления.

К собственным доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся следующие:

налоговые доходы бюджетов Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации;

закрепленные на постоянной основе нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов;

доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектом Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут бытьпереданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.

Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Например, налог на прибыль до 2009 года распределялся следующим образом - Российская Федерация 6,5%, субъект Российской Федерации - 17,5%.

В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.

По мнению Поляка Г.Б., к регулирующим доходам бюджетов относятся также трансферты - средства, поступающие из федерального и регионального фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленной Правительством методике и формуле. Но согласно определению регулирующих доходов, данного в Бюджетном кодексе, трансферты к регулирующим доходам относить нельзя. Последние являются отдельным методом бюджетного регулирования.

У каждого доходного источника бюджета есть администратор (рис. 5), в функции которого входит начисление, сбор и учет поступления данного дохода.

 

Код Наименование Вид дохода
  Федеральная налоговая служба Налог на прибыль организаций
    НДФЛ
    Налог на имущество организаций
  Агентство по управлению имуществом Пермского края Доходы от сдачи в аренду имущества Пермского края

Распределение налоговых доходов между администраторами доходов

 

Расходы бюджета представляют собой распределение и использование финансовых средств, аккумулированных в доходной части федерального бюджета на основании закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Размер расходной части бюджета находится в прямой зависимости от его доходной части, т.е. насколько успешно будет происходить наполнение бюджета, настолько своевременно и в полной мере будет осуществляться финансирование направлений, предусмотренных в бюджете.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Каждый субъект Российской Федерации, муниципалитет обязаны вести реестры своих расходных обязательств. На основании этих реестров осуществляется составление бюджета на очередной год, среднесрочную перспективу.

При формировании бюджета расходные обязательства условно делятся на действующие и принимаемые обязательства.

Под бюджетом действующих обязательств понимается объем ассигнований, необходимый для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств Пермского края, обусловленных действующими нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями.

Под бюджетом принимаемых обязательств понимается объем ассигнований, необходимых для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств Пермского края, обусловленных вступающими в силу нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, вводимыми или планируемыми к введению в плановом периоде.

Планирование расходов осуществляется в порядке и в соответствии с Методикой формирования бюджета, утверждаемой Финансовым органом. Методикой определены основные принципы расчета расходов бюджета и формализованный расчет по каждому направлению расходов.

Методика расчета расходов включает расчет расходов:

· оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

социальное обеспечение населения;

· предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

· предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

· обслуживание государственного (муниципального) долга;

предоставление межбюджетных трансфертов;

· другие расходы.

Бюджет составляется в разрезе ведомственной и функциональной классификаций. Функциональная классификация расходов отражает сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных отраслях общественной жизни, в которых государство выполняет свои функции (таблица 1).

 

Таблица 1. Фрагмент распределения бюджетных ассигнований на 2011 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видов расходов классификации расходов федерального бюджета (тыс. рублей)

Наименование Раздел Подраздел Целевая статья Вид расходов Сумма
Образование         495 825 434,3
Общее образование         34 953 168,5
Мероприятия в области образования         3 850 000,0
Дистанционное образование детей-инвалидов         2 500 000,0
Фонд софинансирования         2 500 000,0
Здравоохранение         453 760 651,5
Стационарная медицинская помощь         211 681 409,0
Реализация государственных функций в области здравоохранения         36 738 256,9
Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях         2 857 900,0
Фонд софинансирования         2 857 900,0

 


Ведомственная классификация расходов позволяет выделять соответствующие министерства, ведомства, другие государственные учреждения или юридические лица, которые являются прямыми получателями бюджетных средств. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления (таблица 2).

 

Таблица 2. Фрагмент ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2011 год (тыс. рублей)

Наименование Код ведомства Раздел Подраздел Целевая статья Вид расходов Сумма
Федеральное агентство водных ресурсов           12 607 788,8
Национальная экономика           12 580 164,4
Водное хозяйство           12 545 164,4
Водохозяйственные мероприятия           5 444 039,5
Осуществление отдельных полномочий в области водных отношений           2 171 950,0
Фонд компенсаций           2 171 950,0

 

К основным направлениям использования средств региональных бюджетов по функциям государства относятся:

· обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

· организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации;

· обеспечение реализации региональных программ;

· обеспечение противопожарной безопасности;

· государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства;

· обеспечение социальной защиты населения;

· обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

· содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· оказание финансовой помощи местным бюджетам;

· обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

· компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

В настоящее время на региональные бюджеты возложено финансирование более 80% всех затрат страны на социальную сферу (на среднее образование, здравоохранение, культуру), а на федеральный бюджет - 20% (на высшее и специальное среднее образование, на учреждения здравоохранения федерального значения, на пенсии военнослужащим).

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.

Региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство, на транспорт, дорожное хозяйство и информатику. Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства, жилищно-коммунального хозяйства, и, конечно, образования, здравоохранения, культуры и искусства.

Большой удельный вес в расходах бюджета субъекта РФ занимает оказание финансовой помощи местным бюджетам, если в субъекте РФ имеется много дотационных местных бюджетов.

Делая краткие выводы по первой главе, отметим, что бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Основное назначение бюджета субъекта РФ проявляется в составе расходов, финансируемых из данного бюджета. Главная роль бюджета субъекта РФ состоит в финансировании сельского хозяйства, промышленности, энергетики и строительства, жилищно-коммунального хозяйства, и, конечно, образования, здравоохранения, и культуры и искусства. Велика роль бюджета в оказании финансовой помощи другим уровням власти. Финансирование расходов осуществляется в пределах доходов, поступающих в бюджет субъекта РФ.

Бюджетный процесс в России регулируют более двадцати нормативных документов, основными из которых являются Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 2000 года. Органы власти субъектов Федерации самостоятельно осуществляют регулирование бюджетного процесса на соответствующей территории, исходя из рамочных условий, установленных законодательством РФ.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: