Реалии социально-экономического развития России в 90-х гг.




экономика этика народ нация социальный

В нашей реальной социально-экономической действительности, прежде всего, бросается в глаза подмена цели средством - становление рыночной экономики. Но последняя выступает лишь одним из средств обеспечения научно-технического и социального прогресса. Отсутствие успехов в данном направлении свидетельствует о несостоятельности способов перехода к рыночному хозяйству и механизмов его функционирования.

Особенно отчетливо это проявляется на фоне объявления монетаристской политики и формирования свободной рыночной конкуренции «с миллионами и десятками миллионов собственников».

В действительности нет ни собственников, ни нормального рынка, так как переход к «рыночной экономике» осуществлялся с помощью антирыночных методов. Злоупотребления в процессе приватизации государственной собственности нанесли колоссальный ущерб нашей стране. Достаточно только указать на то, что 500 крупнейших приватизированных на начало 1995 г. предприятий с реальной стоимостью основных фондов не менее 200 млрд долл. были проданы за 7,2 млрд долл., причем около 70% этого имущества оказалось в руках иностранных компаний или их подставных юридических и физических лиц (в машиностроении - 85%, металлургии - 77%, нефтегазовой отрасли - 66%, химической промышленности - 65%).

Кроме того, из России ежегодно происходит утечка капиталов, по различным оценкам, в размере от 15 до 40 млрд. долл., тогда как выручка от экспорта нефти и газа не превышает 10 млрд. долл. Это еще раз свидетельствует об игнорировании государственных интересов. В результате возникает угроза национальной безопасности России.

Приватизация не самоцель, а средство повышения эффективности производства, обеспечения экономического роста и повышения благосостояния отдельных коллективов и общества в целом. Главный принцип приватизации - оздоровление национальной экономики путем лучшей организации производства, управления им в рамках частной собственности, в которую трансформируются неэффективные либо низкоэффективные предприятия. В любой стране она начинается с неэффективно работающих государственных предприятий, но при этом не сразу, а предпринимаются меры по постепенному разгосударствлению с целью возможного их оздоровления. И только в случае отрицательного результата проводится приватизация таких предприятий.

В нашей стране с самого начала был нарушен принцип социально-экономической целесообразности реформирования отношений собственности. В условиях единой государственной собственности необходимо было осуществлять разгосударствление по трем направлениям: либерализации, коммерциализации, образования предприятий со смешанными формами собственности. Причем это должно было касаться тех 35-40% предприятий промышленности, которые были либо убыточны, либо низкорентабельны.

Но приватизацию начали с эффективно работающих предприятий, которые обеспечивали поступление солидных финансовых ресурсов в государственную казну. Это обусловливалось идеологической, а не экономической целесообразностью в надежде продемонстрировать в будущем высокую эффективность предприятий частной собственности по сравнению с оставшимися в руках государства неээффективными предприятиями. В результате подавляющая часть ранее эффективно работавших предприятий оказалась в разряде убыточных; на начало 1998 г. в промышленности 65-70% предприятий были убыточные или низкорентабельные.

Финансовая основа развития национальной экономики была подорвана в самом начале «реформ» путем ликвидации решающего ресурса - сбережений общества и развертывания инфляционного процесса посредством «эмиссии» банковских денег как способа расхищения государственных финансовых ресурсов. Объявленная врагом номер один инфляция сопровождалась невиданным мультиплицированием банковских денег, которое было равносильно денежной эмиссии, так как эти депозитные деньги никак не увязывались с реальным сектором экономики. Только реальная экономика могла бы нейтрализовать этот инфляционный эффект путем роста предложения товаров и услуг. Но она не получала кредитов - шел процесс дележа государственных финансовых ресурсов среди банков и других вновь нарождающихся частных кредитных учреждений и государственной бюрократии.

Мало того, была спровоцирована и продолжает действовать в условиях «рыночной экономики» подавленная инфляция. Это еще одна «специфика» России. Попытки представить ситуацию на денежном рынке как мало подверженную инфляционному процессу не выдерживают критики.

Огромная постоянная задолженность государства работникам бюджетной сферы указывает на умышленное сдерживание совокупного спроса, которое дополняется невыплатой заработной платы и в предпринимательском секторе экономики. Как известно, на рынке присвоение осуществляется только на основе купли-продажи, возмездное™. Поэтому правительство, ратуя за рыночные отношения, не может вести себя как грабитель. В противном случае и другие хозяйственные субъекты, глядя на основного субъекта найма рабочей силы, будут иметь моральное право поступать подобным образом. В противоположность подавленной инфляции, проявляющейся в дефиците предложения товаров, современная ее форма приняла уродливый для рыночной экономики характер, который проявился в дефиците денег.

Кроме того, правительство, получая по своим заказам продукцию, не расплачивается за нее либо растягивает оплату своих заказов на месяцы и годы. В результате возникает цепная реакция неплатежей, которые стали одной из главных проблем экономики. По оценкам экспертов 1 руб. неплатежей государства порождает 6-8 руб. неплатежей в стране. Это еще одна скрытая инфляционная составляющая.

В результате экономика лишилась финансовых ресурсов для осуществления инвестиционной деятельности и «миллионы» собственников, о которых так много говорилось и говорится, оказались один на один с криминальными структурами, которые «вымыли» из числа предпринимателей подавляющую их часть. Требуется всемерная и безоговорочная защита государством частного предпринимательства, мелких и средних предприятий, и прежде всего в сфере производства продукции.

Необходимо признать, что избранный курс социально-экономических реформ, формы и методы их реализации указывают на невозможность управлять народнохозяйственным комплексом, регулировать социально-экономические процессы в интересах подавляющей части общества, обеспечения стабильности и экономического роста. В результате разрушения производственно-технического аппарата, разрыва устоявшихся финансово-экономических связей национальная экономика была доведена до состояния, адекватного послевоенному времени, но с гораздо большими отрицательными социальными последствиями.

Хорошо известно, что общая «экономическая атмосфера», благоприятная или, напротив, неблагоприятная для функционирования реального сектора экономики, в решающей степени зависит от государственной экономической политики, от набора того инструментария, с помощью которого регулируется национальная экономика и происходит воздействие на протекающие в ней финансово-экономические процессы. Именно это положение лежит в основе смены экономических курсов, к которой вынуждены прибегать политики и политические партии, приходящие к власти в условиях депрессивного или кризисного состояния народного хозяйства.

Перелом двух веков ознаменовался качественно новым испытанием для русского народа - необходимостью духовной консолидации нации, возрождения национального самосознания в условиях изменяющейся геополитической расстановки сил. Должны быть созданы благоприятные условия для миграционных притоков русских. Это необходимо для накопления духовных, интеллектуальных и материальных сил, обеспечивающих национальную безопасность Отечества.

Россия как мировая кладовая природных ресурсов становится объектом скрытой и явной экспансии мировых сил, поэтому только сильное в военном отношении государство в состоянии удержать военно-стратегическое равновесие, обеспечить самосохранение и решение геополитических задач, вытекающих из быстро изменяющейся ситуации в мире. Ссылки на экономические трудности не могут служить оправданием для навязываемого разоружения, которое в дальнейшем потребует больших усилий, чтобы восполнить разрушенный военный потенциал страны.

Преодоление финансово-экономических трудностей лежит в русле непременного изменения курса реформ в направлении оживления и развития национальной индустрии и других сфер хозяйственной деятельности. Его основой может быть только экспансионистская государственная инвестиционная политика как условие и реструктуризации национальной экономики, и установления рыночного равновесия на базе развертывания предложения и роста доходов. Поэтому первостепенной задачей становится максимальная мобилизация свободных денежных ресурсов, сбережений, которые в значительной своей части изъяты из хозяйственного оборота в виде иностранной валюты. Это требует немедленной дедолларизации финансовой системы России в интересах развития национальной экономики, но не для заделывания финансовых брешей в казне правительства. Одновременно должна быть решена и проблема доверия хозяйственных субъектов и населения к банковской системе и финансово-кредитным институтам, что требует от Центрального банка России наведения порядка в данной сфере и установления жесткого контроля за их деятельностью при полной ее прозрачности.

Формирование социально ориентированной национальной экономики обусловлено необходимостью параллельного функционирования и взаимодействия государственных, общественных и частных секторов экономики как равноправных. Это предполагает возвращение незаконно вывезенного за границу капитала и возмещение полной стоимости так называемых приватизационных основных и земельных фондов. Требуется также устранить отрицательные последствия приватизации, связанные с проникновением иностранного капитала в стратегические отрасли и производства национальной экономики, и проводить в дальнейшем селективную политику привлечении иностранного капитала, чтобы обеспечить национальную безопасность страны.

Формирование рыночных отношений не может сопровождаться акцентированным вниманием исключительно на индивидуальном интересе, насаждением эгоизма. Это противоречит исторической духовной национальной традиции, усиленной общественной психологией людей, формировавшейся в советский период. Историзм выражается в приоритете первичных потребностей, а не потребительства, в приоритетности коллективистских и общественных интересов. Очевидно, что с развитием рыночных отношений наряду с усилением индивидуального интереса в логике экономического поведения должны присутствовать мотивации как экономического, так и этического характера. Укрепление именно национальной традиции, а не насаждение нигилизма есть та этическая основа, на которой только и смогут сформироваться цивилизованные экономические отношения, адекватные наступающему веку, а не мрачному прошлому - периоду первоначального накопления капитала.

Отказ от традиции духовных ценностей, философско-экономической этики конституирующей нации российского государства и навязывание либерально-демократической идеологии Запада наиболее отчетливо проявляются в ориентации поисков российской идеи. Последнее есть не что иное, как попытка подменить «русскость» «российскостью». В противоположность российской русская идея - это реальность, подтвержденная всей историей существования русского народа, который считал своей задачей формирование, развитие и процветание Государства Российского. Только благодаря русской идее, таким свойствам менталитета русского человека, как терпимость, уважение к ценностям других народов, жертвенность, совестливость и гражданственность, было обеспечено создание великой державы без ее деления на метрополию и колонии.

Россия - многонациональное образование, но это не повод и тем более не причина для игнорирования народа, на который приходится 85% всего населения нашей страны. Необходимо понять, что с угасанием конституирующего государство русского народа наступит и социально-политический, и геополитический коллапс, как на российских просторах, так и в мировом масштабе. Теоретизирование о национальной идее, менталитете, в том числе экономическом, вне духовных ценностей русского народа есть нечто новое, как повод навязать обновленный интернационализм и космополитизм.

Перспективы развития человеческого сообщества и нашего отечества требуют философского осмысления и тенденций развития материальной основы жизнедеятельности человека и общества.

Очевидно, в хозяйственной жизни общества самым главным должно быть не самоустранение государства от экономических дел, а активное его участие в оживлении хозяйственной деятельности, регулировании и управлении национальной экономикой. В качестве важнейших инструментов участия государства в управлении экономическими процессами может быть директивное и индикативное планирование, косвенные методы воздействия на хозяйственную и финансовую конъюнктуру и частичное прямое распределение ресурсов, а также разработка и реализация общегосударственных программ развития отдельных отраслей и сфер экономики с установлением четкого контроля за достижением приоритетных целей.

Необходимо объявить приоритетами поддержку отечественной промышленности и сельского хозяйства, независимой национальной банковско-финансовой системы и реализовать их путем создания благоприятного инвестиционного климата и подчинения денежно-кредитной и финансовой политики интересам развития реального сектора экономики; осуществления структурной перестройки народного хозяйства; проведения гибкой политики открытой экономики с элементами протекционизма в отношении отечественных товаропроизводителей; недопущения обвального банкротства предприятий и оказания поддержки малому предпринимательству при надежной его защите государством от рэкета; принятия гибкой налоговой системы в интересах активизации производственной деятельности; восстановления и развития производственно-технических связей, финансово-экономических отношений с хозяйствующими субъектами стран - членов СНГ.

 


Список литературы

1. Попов С.А. Основы экономической теории. М., 2009 г.

2. Алпатов А.Г. Экономическая теория. СПб., 2010 г.

. Гундарев А.В. Экономика. М., 2008 г.

. Мещеряков М.Н. Основы экономики. М., 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: