Видение богини
Есть ещё одна причина, по которой необходимо стать перед Ма ребёнком. Дети любят своих матерей, какими бы злыми или некрасивыми они ни были. Просто рассуждать о форме Ма — это одно, но увидеть Её в действительности, с сочащейся кровью и с клыками, готовую поглотить вас, — совсем другое. Ваша реакция на Неё и определяет то, что Она может сделать для вас. Если вы не выражаете испуг, Она сделает для вас всё, — просто из любви к вам. Если же вы реагируете со страхом или отвращением, Она станет ещё более ужасной и страшной, и где вы тогда окажетесь?
Кали и все Её проявления — Смашан Тару, Чиннамасту, Багаламукхи и все другие формы — нельзя назвать плохими. Никто не хочет любить их, все боятся. Кали не может понять, почему все испытывают такой страх по отношению к Ней. Если вы любите Её в достаточной мере, вы измените Её природную разрушительность до такой степени, что исчезнет даже жажда крови.
Люди считают Смашан Тару самой страшной богиней — и таковой Она и является. Одно из Её имён — Бхаянкари, то есть « Вселяющая ужас ». Но если вы подойдёте к Ней с сердцем, полным любви как у Кришны, Она станет Радхой, величайшей возлюбленной Кришны. Если вы относитесь к Ней как к матери, Она и любит вас, как мать любит своего ребёнка. Но если в вас нет веры в Ма, великую Богиню, и если вас постигает неудача, то вам ничего не остаётся, как рождаться снова и снова, пока вы не исправитесь.
Вы можете подойти к изображению Ма и сказать Ей: « О Ма, как Ты прекрасна !» или: « Какой ужас !» — или что-то ещё, но испытываемая вами эмоция является лишь реакцией на Её внешнюю форму. Если вы хотите развить настоящие отношения с Ней, проникнуть внутрь Неё и достичь Её внутренней сущности, вы должны знать какому существу вы поклоняетесь.
|
Не зная Её внутренней сути, как вы можете познать Её? Но прежде, чем отправиться вглубь, вы должны вначале понять Её внешнюю форму, ибо это на самом деле ваша внешняя форма. Атман, или Вселенская Душа — это солнце, а вы — отражение. Точно так же, как луна может отражаться сразу в тысячах водоёмов, Атман может существовать в миллионах человеческих существ и оставаться при этом отстранённым, незатронутым. Большинство людей представляют собой несовершенные отражения, ибо они завязли в трёх гунах, трёх основных качествах существования. Если вода в озере взволнована, она не может верно передавать образ луны, но когда она спокойна, отражение совершенно. Когда вы видите Ма, вы смотрите на Неё через пелену, через завесу трёх гун, поэтому вы и не можете с самого начала увидеть Её в Её истинной форме.
Почему Она синего цвета? Вначале задайте этот вопрос, и когда вы поймёте ответ на него, вы сможете понять и всё остальное. Почему небо или море синее? Если вы наберёте пригоршню морской воды, вы увидите, что она прозрачная, но море в целом имеет синий цвет. Воздух бесцветен, небо — нет. Это всё оптический обман, а то, что вы видите Ма — или Кришну — в синем цвете, также является оптической иллюзией, ибо вы смотрите на них своими физическими глазами. Если бы вы могли видеть божественным глазом, вы бы увидели нечто иное. Но сейчас Смашан Тара для вас Шьяма — глубокого, сияющего тёмно-синего цвета.
Её шея обвита гирляндой из свежеотсечённых голов, — тем, что мы на санскрите именуем « рунда мала ». В гирлянде восемь ухмыляющихся голов, символизирующих восемь « петель », то есть эмоций, которые затуманивают ум и побуждают совершать кармы, которые ещё больше привязывают человека к вечно вращающемуся колесу рождения и смерти. Эти восемь петель или ловушек (на санскрите — « паши »), которыми вы можете прикончить себя следующие: похоть, гнев, жадность, заблуждение, зависть, позор, страх и овращение. Находясь в состоянии неведения, вы обладаете одной или многими из этих эмоций или ухмыляющихся голов. Смашан Тара говорит: « Я отсекаю тебе голову, чтобы излечить тебя от этой болезни, чтобы освободить тебя из этой западни ». К сожалению, большинство людей так привязаны к своим ловушкам, что в страхе шарахаются от Смашан Тары, думая, что Она хочет убить их. Она хочет убить не вас, а ваше ложное « я », ограниченную индивидуальность, которая укреплялась в течение многих рождений. Вы боитесь Её потому, что отождествляете себя с этой посредственной личностью, в то время как ваша истинная индивидуальность представляет собой нечто совсем иное. Когда Она отсекает вам голову, ваш ум становится прочным, устойчивым в концентрации, и это даёт вам возможность достичь успеха в садханах агхоры.
|
Смашан Тара имеет груди в форме горшка (гхатастани), а что может быть более подходящим символом материнства, чем женская грудь? Материнский аспект присущ всем женщинам. Дайте двух-или трёхлетней девочке куклу и посмотрите, как она будет ухаживать за нею! Она будет возиться с ней, кормить её, укладывать спать; редко когда можно найти мальчика, который бы столько внимания уделял какой-то кукле. Женщинам предназначено быть матерями, и этот инстинкт у них врождённый. Но пока женщина на самом деле не родит или не усыновит ребёнка, он находится в потенциальном состоянии. С появлением ребёнка материнство проявляется в ней в полной мере.
|
Даже этот процесс не происходит спонтанно. Он развивается вместе с развитием ребёнка. Если взять людей, то по мере развития ребёнка в матке груди матери увеличиваются, а соски темнеют. Во время беременности грудь увеличивается в размере и весе вдвое. Начинается образование молока. Тело готовится к кормлению ребёнка ещё до его рождения. Разве не великодушна Природа? Большинство мужчин, видя грудь, думают о сексе, но вы погубите себя, если будете относиться к Смашан Таре как к своему сексуальному партнёру. Вы недостаточно сильны для этого. Лишь немногие способны на это. Поэтому вы должны воспринимать Её как мать, которая любит и защищает вас, и должны приветствовать Её приход к вам в этом образе. У Неё большой живот (ламбодари), ибо она поглощает и переваривает все существа во Вселенной: Она впускает их в себя, прежде чем отправить в мир.
На Её поясе — юбка из свежеотсечённых человеческих рук. Одно из санскритских слов, обозначающих руку, — « кара », и оно связано со словом « карма ». Эти руки символизируют все кармы миллионов ваших жизней. Здесь есть и правые руки, и левые, так что учитываются все ваши кармы — положительные и отрицательные. Большинство людей облекают себя в свои кармы, а Она хочет отсечь их, полностью освободить вас от них. Почему Она носит их в виде юбки? Потому что таким образом они прикрывают пупок и лобковую кость. А разве не во имя этих двух вещей совершается большинство карм — для удовлетворения живота и гениталий? Разве большинство людей не готовы на всё ради еды и секса?
На щиколотках Смашан Тара носит не серебряные браслеты, а маленьких кобр. Кобра всегда является символом умерших предков. Когда вы выполняете садхану, вы должны постоянно помнить, что делаете это не только для себя одного, вы совершаете это для всех своих прародителей, ибо если бы не они, вы бы никогда не могли получить человеческое рождение. Она говорит вам: « Это твои предки, которые пришли ко мне и нашли убежище у моих лотосовых стоп ».
У Смашан Тары четыре руки. В одной она держит череп, символизирующий оболочку из трёх гун, покрывающую душу. Петля, которую Она держит во второй руке, символизирует аркан, которым вестники Ямы (бога смерти) выхватывают живое из мира. Отобрав этот аркан у Ямы, Она дарует вам бессмертие, ибо теперь Яме нечем взять вас. С бессмертием приходит бесстрашие, ибо основой всех страхов является страх смерти. В третьей руке Тара держит ножницы, которыми Она разрубает три гордиева узла, связывающих вас с воплощённым существованием. Этот аспект связан с кундалини-йогой. И, наконец, в четвёртой руке Тара держит острый меч, именуемый « кхадга » и являющийся символом вечной игры разрушения и создания Вселенной. Для вас это означает разрушение всех ваших сомнений, ложных представлений и впечатлений. Она Уничтожает их своим мечом. И поскольку люди умирают из-за сомнений, это даёт гарантию того, что вы никогда не умрёте.
И, наконец, Её лицо. По-моему, я не видел ничего красивее. Тары лотосовые глаза. Помните, — лотос является символом мудрого различения. Язык свешивается из Её рта, из него капает кровь. Все живые существа, какими бы крошечными они ни были, имеют в своём теле ту или иную кровеподобную субстанцию. Беря у них эту кровь, Она очищает её. В тантре этот процесс известен под названием ракша шуддхи. Это значит, что Она удаляет огромное количество карм, приведших к рождению индивидуума из определённого чрева, и теперь ему гарантировано рождение более высокого порядка. На самом деле Она изменяет составляющие вашей личности, которая является совокупностью всех ваших бесконечных карм в бесчисленных рождениях. Это — адхидайвика ракта шуддхи, — очищение вашей личности.
Когда вы постигаете — не просто достигаете интеллектуального понимания, но постигаете на собственном опыте через выполнение садханы — все качества Смашан Тары, тогда Она больше не кажется вам синей. Она теряет всякий цвет, все атрибуты. Когда вы приходите к Ней и попадаете в Её объятия, все ваши ошибочные представления о Ней исчезают. Вы видите Её такой, какой Она на самом деле является. Вы не можете видеть Её физическими глазами. На санскрите и большинстве индийских языков глаз в целом обозначается существительным женского рода, глазное яблоко — существительным мужского рода, зрачок — женского, а сетчатка (пардах, « занавеска » на хинди) — существительным мужского рода. Так что, как вы видите, дуальная природа внешней Вселенной, как в зеркале, отражается в физических глазах. Можете не надеяться увидеть с их помощью что-либо, кроме дуальности. Но когда « занавес » поднимается, вы видите абсолютную, недифференцированную Реальность, то, что мы на санскрите именуем Ниракара Таттва. Не остаётся даже тени дуальности. Может ли слепой различить пол стоящего перед ним человека? Только на ощупь. Состояние, в котором вы видите Смашан Тару в форме Ниракары, является состоянием нирвикальпа самадхи, отождествлением с бесформенным.
Итак, вы начинаете с неведения. Вы видите Смашан Тару в Её ужасающей форме, ибо вы находитесь в оковах восьми арканов, эонов карм и всей остальной грязи вашей личности, а Она желает освободить вас от всего этого как можно быстрее. И тогда вы видите обоих — себя и Её — как одно целое. Все различия исчезают, и вы можете быть отличны от Неё. Наконец, если вам это предначертано вы опять возвращаетесь в Её объятия и видите Её в Её старой форме — но как теперь всё видится по-иному! Вы не можете представить этого, вы должны пережить это на собственном опыте. Вы переходите от дуальности к единству, точно так же, как это было у Парамахамсы Рамакришны.
Моя Тара всегда стоит на Шиве, который пребывает в глубоком самадхи. Одна Её стопа покоится прямо на Его теле, другой Она толкает Шиву: « Проснись! Проснись! Давай потанцуем !»
Почему Шива пребывает в самадхи? Здесь Шива на самом деле является дживой, индивидуальной душой вместе с её оболочками трёх гун и всем остальным. Из-за тяжёлого бремени карм, гун и всего прочего джива всегда находится в состоянии глубокого сна, отсутствия осознания. Когда в результате упорной садханы и сурового самоограничения вы достигаете осознания Шивы, джива становится Шивой. И тогда вы можете сказать: « Шивохам, Шивохам » (« Я — Шива, Я — Шива »). И ещё вы увидите, что между дживой и Шивой нет ни малейшей разницы. Некоторые гуру велят своим ученикам по многу раз повторять: « Шивохам, Шивохам », — но это абсолютно бесполезно. Практикующие начинают представлять себя Шивой, не имея ни одного из Его качеств.
Как только Шива пробуждается, Он и Его Шакти начинают совместный танец, и этот танец заканчивается тогда, когда Она снова сливается с Ним. Когда происходит проекция Шакти, Шива засыпает, ибо Он теряет ту свою часть, посредством которой Он осознавал себя, своё истинное « Я ». После того, как Шакти пробуждает Шиву, Она перестаёт существовать. Только когда ваше эго забывает все свои восемь петель и всё остальное, что заставляет его отождествляться с телом, и отождествляется со Смашан Тарой (ибо ваше эго — это просто ваша собственная личная Шакти), эго пробуждает Шиву (высшее « Я »), и начинается танец.
И последнее: знаете ли вы, почему Смашан Тара всегда изображается на смашане рядом с бушующим погребальным костром? На этом костре Она сжигает не физическое ваше тело, она сжигает тело каузальное. Она производит кремацию миллиардов карм, которыми забито ваше хранилище, то есть ваше каузальное тело, и тем самым освобождает вас от дальнейшей необходимости снова рождаться в этом мире.
Добейтесь видения Ма, оцените Её во всех Её аспектах, узнайте всё о Ней сами и определите, как вы можете любить Её наилучшим образом. Большинство людей настолько глупы, что боятся Ма, ибо им страшно расстаться со своей грязью. Вы должны видеть Ма в Её игривой форме, в Её страшной форме, во всех Её формах — и вы должны любить Её.
ГЛАВА 3
ШИВА
Мир считает Тебя зловещим, о Разрушитель Похоти, играющий на смашане, покрытый пеплом от погребальных костров, носящий ожерелье из человеческих черепов и водящий дружбу с вурдалаками. Но для тех, кто помнит о Тебе с преданностью, Ты, о Наделяющий Благами, в высшей степени благодатен.
{Шива Махимна Стотра, 24)
Махакала
Однажды я сказал Смашан Таре: « Ты — моя Ма, моя Мать, но кто мой Отец? Я знаю, что мать всегда показывает ребёнку облик его отца. Не покажешь ли ты мне моего? ». У нас есть такая поговорка на хинди: « Только ваша совесть знает все ваши прегрешения, и только мать ребёнка знает его истинного отца ». Без Смашан Тары я бы никогда не смог достичь успеха в садхане, посвящённой Её величественному супругу, Господу Шиве. Тантристы и агхори работают следующим образом: вначале они достигают успеха в садхане, посвящённой Шакти, а затем используют эту Шакти для того, чтобы Достичь Вселенской Души, Шивы.
Три года я провёл на смашане Уорли в Бомбее, совершая ритуалы, прежде чем моя Тара наконец согласилась показать мне садхану, посвящённую Махакале, Разрушителю Космоса. В Бомбее выполнять эту садхану было невозможно. Вначале я отправился на Нимтолла Гхат в Калькутте, а затем провёл десять месяцев на Маникарника Гхате в Бенаресе.
Маникарника Гхат называют ещё « Махасмашан », величайший смашан. Ни одна секунда не проходит там впустую, по меньшей мере одно тело обязательно сжигается, и так круглые сутки. И так было многие тысячи лет. Огонь, используемый для зажигания погребальных костров, поддерживается непрерывно на протяжении уже многих столетий; ему никогда не позволяют погаснуть. Люди проходят тысячи миль до Бенареса с тем, чтобы умереть именно там и быть сожженными на Маникарника Гхате. Каждый день десятки тел прибывают сюда на поезде: это тела тех, кто умер вдали от Бенареса, но жаждал быть кремированным именно здесь. Тел слишком много, чтобы все их сжигать до пепла, поэтому как только появляется обнажённый череп и большая часть тела обгорает, священнослужители произносят соответствующие заклинания и сталкивают труп в Ганг, освобождая место для следующего тела. Как только останки попадают в реку, стаи собак начинают драться между собой за обладание ими. Затем то, что остаётся после собак, пожирают рыбы и черепахи. Если вы пробыли там в течение десяти месяцев подряд, как я, и всё ещё не достигли осознания, что и вы когда-то умрёте, то вы просто безнадёжны. Вы никогда уже не осознаёте этого и умрёте в неведении.
Я сидел на смашане все дни и все ночи. Я варил себе рис каждый день в свежем черепе, даже не очищая его от остатков мозга. Смашан является идеальным местом для совершения поклонения Господу Шиве, ибо смерть — это вечная реальность, а Господь Шива — Разрушитель, само воплощение смерти. Вы всегда найдёте его среди мертвецов, среди духов, трупов и среди пепла сожженных тел. Маникарника Гхат является любимым местом времяпрепровождения Шивы.
Наконец в процессе моего выполнения садханы Махакалы наступил момент, когда я начал слышать, как кто-то смеётся мне на ухо и говорит: « Глупец! Ты соображаешь, что ты делаешь? Если я явлюсь и встану перед тобой, тебе придётся умереть, другого выхода нет. Никто не может видеть меня и продолжать жить, ибо никто не может видеть меня, кроме как в момент смерти ».
Я засмеялся и сказал: « Мне всё равно. Когда-то мне всё равно придётся умереть, почему бы не сейчас? Я готов к смерти, но я хочу увидеть Тебя ».
И так продолжалось несколько дней. Затем голос сказал: « Послушай, я не шучу. Если ты будешь продолжать, тебе придёт конец ». И опять я ответил: « Я готов умереть, жизнь не значит для меня ничего. Я жду Тебя ».
В конце концов моя садхана доставила удовлетворение Махакале, и Он сказал мне: « Я знаю, что ты хочешь, чтобы я явился и встал перед тобой, но, увидев меня, ты не сможешь продолжать жить. Я явлюсь и встану сзади тебя, я всегда буду за твоей спиной ».
С того дня я никогда больше не боялся смерти, ведь сам Разрушитель стал моей опорой. Сейчас я знаю, что такое смерть, и когда она придёт ко мне, я встречу её с распростёртыми объятиями, ибо она — это моё любимое божество Махакала.
Я начал говорить о Шиве, а затем стал называть Его Махакалой. Шива и Махакала — это два аспекта одного и того же. Называйте Его Атмой, Пурушей, Вселенской Душой, Конечной Реальностью, Богом-Отцом или как вам ещё угодно. Шива един, Он — Абсолют, Один без Второго, воплощение чистого сознания. Вся дуальность существует в проявленной Вселенной, Шива же вне пределов всего этого.
Или, вернее будет сказать, почти вне пределов всего этого. Шива обладает формой, а это означает, что Его личность существует в Природе, созданной из Адьи. Господь Шива не является полностью абсолютным, ибо в силу своего сострадания Он принял на себя один-два атрибута с тем, чтобы дать нам возможность постичь Его. Однако эти атрибуты дают Ему определённую ограниченность — очень тонкую, конечно. Такую тонкую, что с нашей точки зрения это вовсе не является ограниченностью. Но она достаточна, чтобы отличить Его от Махакалы.
Махакала не имеет вообще никакой ограниченности, — по крайней и мере, в той Вселенной, которую мы знаем. Он не имеет абсолютно никакой формы. Шива проявляет определённую форму, на которой мы можем сконцентрировать своё внимание. Махакала же полностью бесформен, а это означает, что Он может по своей воле принимать любую возможную форму.
Махакала является Богом Времени. Он — Сатья Шри Акала: Истинный, Благодатный, Вне Времени. Поскольку время существует только для смертных, Махакала должен быть бессмертен, что делает Его истинным, ибо Он абсолютен, свободен от малейшего влияния Майи. И это делает Его благодатным, ибо Махакала — единственное существо из всех возможных существ во Вселенной, которое никогда не становится жертвой Майи. Даже Господь Шива, — та же сущность, что и Махакала, в другом проявлении и с другими функциями — допустил одно или два падения. Но Махакала никогда даже не глядит на Майю. И никто не может склонить Его сделать это. Когда Он является за вами, как бы вы ни умоляли Его подождать ещё пять минут, пока вы утрясёте все свои дела, « нет » — будет Его единственным ответом. Если даже сам Господь Кришна не смог убедить смерть подождать хотя бы одно мгновение, как сможете сделать это вы?
Почему это так? Потому что Махакала является той осью, на которой вращается вся Вселенная. С одной стороны, существует Сагуна Брахман, Самсара, бесконечность форм, с другой — Ниргуна Брахман, бесформенная бесконечность, абсолютное отсутствие формы, ноль. Между ними пребывает Махакала, соединяя их и являясь осью, связующим звеном между Бесконечностью и Нулём.
Смерть и смашан
Если вы знаете о рождении, то вы знаете и о смерти, и наоборот. Лучшим местом для получения знаний о смерти является смашан. Смашан — это истинный храм, место вечной Реальности. Когда вы идёте в обычный храм, вы делаете это для того, чтобы попросить о чём-нибудь, — и если вдруг в храме вы видите красивую девушку или интересного мужчину, вы забываете о божестве и начинаете размышлять о том, как бы завладеть этим привлекательным, но таким невечным человеческим телом. На смашане же вы видите только печаль и слёзы. Если мужчина видит женщину, он подумает: « Да, она тоже умрёт и будет сожжена или похоронена, как все остальные ».
Когда вы поселяетесь на смашане, вы вначале избавляетесь от отвращения, поскольку привыкаете жить среди трупов, костей и прочей грязи. После исчезновения отвращения вы освобождаетесь от страха, ибо когда вы близко познаёте что-либо, вы перестаёте бояться этого. Вы познаёте смерть, и она больше не может внушать вам страх. Затем исчезает чувство стыда, поскольку вы больше не боитесь расхаживать нагишом и делать то, что положено. Вас ничто не беспокоит. Постепенно все восемь ловушек исчезают.
Большинство людей отправляются на смашан всего на один день. В течение следующей недели у них будет отсутствовать вкус к мирским вещам, но постепенно он вернётся к ним. Это то, что мы называем « отречением смашана ». Оно ложно, преходяще и легко забывается. Махакала заставляет людей забыть о нём. Если же вы останетесь на смашане достаточно длительное время, Махакала сделает так, что вы забудете мир навсегда. Вы забудете свою семью, друзей — всех и вся. Всё, что вы будете помнить, — это то, что вы умрёте. И это — истинное отречение, которое вам может дать лишь Господь Шива и никто больше.
Однажды, сидя на Банганга смашане в Бомбее, я наблюдал официальные похороны губернатора Бомбея Гириджи Шанкар Баджпая. Солдаты производили выстрелы из ружей, политики произносили речи — это было грандиозное шоу. Рядом с телом губернатора на другом костре тихо горело тело бедного мойщика. И я подумал: « Какое бы положение люди ни занимали в жизни, все рано или поздно заканчивают здесь ». В другой раз я видел тело старого садху-джайна на одном костре и тело ребёнка на другом. « Возраст ничего не значит для Махакалы, — размышлял я. — Когда ваше время подходит, вы умираете ». Испытав столько переживаний относительно смерти, вы забываете всё о жизни; ваше отречение становится полным.
Смашан имеет ещё другое название — Шахр-э-Кхамош, Город Безмолвия. Никто не приходит сюда, чтобы попеть, потанцевать, Посмеяться или развлечься. Никто не приходит сюда по собственной воле, а приходя, люди плачут о любимых, оставивших свои тела. все плачут — кроме покойников. Они смеются, ибо наконец-то они освободились от своих земных оков.
Многие люди ужасно удивляются, обнаружив, что они умерли. В этом нет ничего необычного: представьте, что вы выполняете какую-то работу, которая доставляет вам большую радость, — и вдруг с вами случается сердечный приступ, и вы умираете. Ваш ум будет по-прежнему занят работой, и ему понадобится некоторое время, чтобы освободиться от своих мирских привязанностей.
Если смерть наступает внезапно — в результате сердечного приступа или несчастного случая, — умерший приходит в сильное замешательство, и должен какое-то время парить над местом смерти, пока не сообразит, куда ему нужно отправляться. Поэтому я всегда говорю, что даже если умирающий испытывает физическую агонию, лучше всего во время наступления смерти быть начеку или даже спать и видеть сон — с тем, чтобы позволить индивидуальности обратиться внутрь и обнаружить те желания, которые будут определять следующее рождение. Моя мать хорошо осознавала приближение своей смерти, отец готовился к своей в течение многих недель. Но для большинства людей даже акт умирания полон ужасающей неопределённости.
Вы можете делать всё, что в ваших силах, чтобы поддерживать контакт с умирающими, но это не принесёт большой пользы. Они уже вошли в мир иной. Вы можете заметить наступление стадии, когда глаза начинают быстро двигаться, а губы — произносить неразборчивые слова. Если вы обладаете знаниями о смерти, то вы знаете, что человек просматривает книгу записей Читрагупты. Какое это прекрасное слово — « читра », оно означает « картина »; слово « гупта » означает « секрет, тайна ». Вместе они означают тайные картины, образы, которые больше никто видеть не может. И что же это такое? Всего лишь подсознательная память, каузальное тело, запись всех карм жизни. Пребывая в этой сфере подсознания, наблюдая все действия своей жизни, проносящиеся перед вашими глазами, подобно кинофильму, отмечая все свои прошлые ошибки, можете ли вы оставаться осознающим по отношению к внешнему миру? Нет. Ваше эго, которое до сих пор было обращено через ваши органы чувств во внешний мир, отождествляясь таким образом с телом, сейчас обращается внутрь, в подсознательное, пытаясь найти нечто, с чем оно могло бы отождествиться, и выбирая кармы для следующего рождения. Так, сын или дочь умирающей могут причитать: « О мамочка, мамочка, мамочка, пожалуйста, прости меня, я не знал ». — но уже слишком поздно, ибо мать не слышит этих слов. Она должна оставить все связи со своим физическим телом.