Шивалингам — это пенис Шивы, а основание, на котором он покоится — это влагалище Его жены Парвати. В санскрите есть такое высказывание: « Бхагамукхе линга, агнимукхе парада », — что значит: « как бы вы ни тренировали пенис или ни пытались алхимическим методом заставить ртуть затвердеть, пенис, будучи помещённым во влагалище, всегда будет эякулировать, а ртуть, попадая в огонь, всегда будет плавиться ». Но это не о Шиве. Он полностью выжег похоть из своего сознания. Его пенис извечно покоится во влагалище Парвати, однако Он никогда не теряет контроль. Поэтому тантристы-алхимики и поклоняются Шиве. Ртуть — это семя Шивы, и только благодаря Его милости они могут сделать её твёрдой, такой, что она не будет плавиться, даже будучи брошена в огонь.
Гора Кайлаш в Гималаях считается обителью Шивы. Почему? Потому что она чрезвычайно холодная. Там, где нет жара, нет и умственного беспокойства. Жар — это беспокойство, возникающее из желания. Господь Шива поднялся за пределы всех желаний, но это нелегко.
Жизнь — это всего лишь воспоминание. Это может быть приятное воспоминание или горькое, но это только воспоминание. Пока вы помните, что вы — тот-то и тот-то, с таким-то адресом и что у вас есть друзья, родственники и всё прочее, вы можете продолжать жить. Когда вы забываете — когда ваши кармические долги выплачены и ваша кладовая, в которой хранятся кармы, пустеет, — тогда вы больше не отождествляетесь ни с чем. Без воспоминаний нет жизни. На санскрите память и бог похоти обозначаются одним словом: Смара. Желание является источником кармы, и когда желание уничтожается, память тоже исчезает — и вы свободны. Поэтому Господь Шива имеет ещё одно имя — Смарахара, что значит как « Разрушитель Похоти », так и « Разрушитель Памяти ». Грамматически « сма » означает « прошлый ». Память относится только к прошлому. Сма-рахара — это Тот, кто делает вас из настоящего — прошлым, Тот, кто убивает вас. Сма-шан — это место, где вы перемещаетесь из настоящего в прошлое, где происходит ваша трансформация из существования в воспоминание.
|
Что происходит при наступлении смерти? Во время жизни тело поддерживается вашим эго, которое отождествляется с телом, родственниками, индивидуальностью и т.д. Ваше эго — это не что иное, как ваша Кундалини Шакти, ваш личный фрагмент Адьи. В течение всей жизни ваше эго пытается найти свою пару, Того, Кто его контролирует — Господа Шиву, — и поскольку мы забыли истину, мы ищем Шиву в других людях, убеждая себя, что мы нашли то, что искали.
Когда Махакала является к человеку, Он призывает Шакти прийти к Нему и соединиться с Ним. Поэтому Махакала не имеет формы — Он обладает всеми формами. Каждое сотворённое существо представляет собой лишь одну половину и всю свою жизнь проводит в поопытках воссоединиться со своей недостающей половиной, вернуться к состоянию единства. Махакала на время становится той совершенной недостающей половиной — и этого достаточно, чтобы индивидуум забыл о своей прошлой жизни и вступил на путь, ведущий к новому существованию.
Когда Махакала является к человеку и эго-Шакти сталкивается с Ним лицом к лицу, Она внезапно осознаёт: « О, нет! Я ни это тело, ни эта ограниченная личность, я — Царственная Супруга моего Господина, неограниченная, вечная Личность !» Под влиянием безграничной любви Шакти покидает тело, чтобы соединиться со своим Господином, и забывает, с кем Она отождествлялась до того. Как только эго забывает об отождествлении с телом, индивидуум умирает.
|
Некоторые йоги и другие высшие существа пребывают в форме Садашивы: их индивидуальные эго-Шакти всё время находятся в слиянии с Шивой, но это единство — не полное, ибо если бы оно было полным, индивидуальное существование должно было бы прекратиться. Несомненно, такое случается очень редко, но если случается, вы можете выйти за пределы смерти.
Махакала — это Рудра, Он заставляет всех плакать. Знаете ли вы, что Он тоже плачет? Он плачет от радости каждый раз, когда забирает кого-либо. Он размышляет так: « По своему великодушию я увёл этого индивидуума от всех болей и горестей существования, а он даже не осознал моё присутствие. Сейчас он обрёл настоящий покой. Люди так глупы, — они плачут по своим покойникам, а им следовало бы плакать о самих себе ».
Господь Шива — это Бхоленатх, Господь Сострадания. В Нём нет ни единого атома жестокости. Он — самое доброе из всех существ, ибо Он освобождает вас от всех ваших земных мучений. Можно ли просить о большем?
Все боятся умирать, поэтому никто не испытывает желания любить Махакалу. Лишь два человека из тех, о ком рассказывают наши священные тексты, отличались тем, что любили Махакалу: Маркандея и Начикетас. Разрушение необходимо, но, к сожалению, никто не желает встречать смерть лицом к лицу. Даже Рама и Кришна, которые были истинными воплощениями Бога, испытали мгновение шока, миг дрожи, когда перед Ними предстал Махакала. Некоторое влияние Майи всё же было: Они на мгновение вспомнили о своих детях или о ком-то ещё. Так что, как видите, вид Махакалы настолько ужасающ, что даже воплощение Бога содрогается перед Ним. Даже у Иисуса был один такой момент на кресте, когда вера чуть не покинула Его.
|
Конечно, Махакала выглядит не страшно, — Он чудесен. Но ваше эго-Шакти видит Его страшным, ибо Он явился, чтобы оторвать Её ото всех Её привязанностей, а некоторые привязанности очень глубоки. Обретя свободу, Она достигает осознания того, кем Она является и кем является Махакала. Сохранять осознание в момент смерти — значит достичь цели всей своей жизни.
Люди считают, что смерти нужно бояться. Это совсем не так. Следует бояться рождения, ибо когда вы рождаетесь, вы забываете всё, что делали в прошлых жизнях, вы выходите в мир и губите себя. Смерть же — это освобождение от ваших физических оков.
Когда Шива является за кем-то, Он очень мягок, особенно по отношению к безвинным и безобидным людям. А дети! Как Он ненавидит забирать их! Он готов сделать почти всё для ребёнка, чтобы он не чувствовал никакого страха; таким образом Он может освободить его от страданий. Почему же Он так любит детей? Он любит их за их невинность. Они напоминают Ему Гопалу, Вишну в форме дитя. Шива не может обойтись без Вишну, так же как и Вишну не может без Шивы; сохранение и разрушение идут рука об руку.
АНДЖАНЕЯ
Когда-то давным-давно Шива и Парвати сидели на горе Кайлаш в высоких Гималаях и наслаждались ночным воздухом, звёздами и сильным холодом. Именно в такой благоприятный момент Парвати и решила задать свой вопрос. « Господин, — прошептала она, — о чём ты думаешь? » Господь Шива улыбнулся и сказал: « О Богиня, мой ум всегда обращён к Вишну, и даже сейчас я думаю о том, что Он скоро родится в мире под именем Рама. Я решил принять рождение вместе с Ним, чтобы помочь Ему ». Поэтому и произошло рождение Анджанеи, и поэтому Он и был слугой Рамы.
Анджанею ещё называют Хануманом. Некоторые говорят, что причина этого в том, что однажды Индра, царь богов, ударом молнии сломал Анджанее челюсть (хану), но здесь сокрыто и более глубокое значение. Имя « Хануман » следует читать как Ануман, ибо Он представляет собой атомную силу (« ану » означает « атом ») — силу, которая движет всю материю во Вселенной. Поэтому Он ещё носит имя Павана Путра или Вайю Сута (Сын Ветра; ветер здесь символизирует движущую силу). А мы все знаем силу ядерной энергии. Это и есть мощь Анджанеи.
Можете читать Его имя и как « Ханаман ». « Хана » означает « убивать », и подобно Махарудре, проявлению Бога Смерти, Анджанея совершает убийства. Его ещё называют Экадаша Рудра (Одиннадцатый Рудра), ибо Он обладает совершенными знаниями как о дуальном, так и о недуальном аспектах Реальности. Одиннадцать — это 11, 1 + 1=2, дуальность. Однажды Анджанея сказал Раме: « Если я смотрю на тебя с точки зрения джнаны (абсолютного знания), то не вижу совсем никакого различия между тобой и собой. Но когда я смотрю на тебя с точки зрения дуальности, в качестве преданного, тогда я — твой слуга ».
Анджанея отличался исключительным умом. Однажды Он сидел у воды и бросал в неё камни, при этом они не тонули, а плавали по её поверхности, но когда Рама попытался сделать то же самое, камни шли ко дну. Когда Рама спросил о причине этого, Анджанея ответил: « Хозяин, я бросаю камни с вашим именем на устах, вы же являетесь воплощением Бога, и если вы бросаете что-то, как может эта вещь остановиться, не достигнув дна? » Рама был изумлён таким ответом.
Никто не может сравниться с Анджанеей в Вира Бхаве или в Дасья Бхаве. Он — совершенный герой и совершенный слуга. Поэтому преданные дали Ему имя « Махавир », — Великий Герой. Он мог легко, безо всякой войны, сам отобрать Ситу у противников и вернуть её Раме; в конце концов Он сжег дотла целый город Ланки. Но нет, игра должна была продолжаться.
Вам лучше всего всегда поклоняться Анджанее в Его аспекте совершенного слуги, ибо в таком случае будут развиваться ваши качества, необходимые для служения, а также автоматически будет укрощено ваше эго. Если вы попытаетесь поклоняться Ему в Его героическом аспекте, вам придётся столкнуться со многими трудностями. Но это стоит того. Я не могу описать вам то чувство, которое я пережил, когда впервые увидел Анджанею. Была поздняя ночь, я находился на смашане, и как раз в тот момент, когда мой ритуал достиг кульминации, началась страшная гроза. Молния приближалась ко мне всё ближе и ближе, ударяя в землю вокруг меня, и казалось, что вот-вот она попадёт мне прямо в макушку. Раскаты грома — мегханада — были почти невыносимы. Даже лучшие из скетов убежали бы: кто же не попытается избежать удара молнии? Но нет! Нужно было продолжать сидеть. Благодаря Его милости я мог вынести всё это и увидеть Его лицом к лицу. Интересно, что по мере усиления грозы моё настроение становилось более возвышенным: « О! Сейчас наконец-то Он явится ко мне !»
Анджанея, несомненно, велик, но нет проявления Шивы выше, чем Махакала. Он — Адирудра, Первый из всех Рудр, Величайший.
Сагал Шах
Когда индусы испытывают какую-либо переполняющую их эмоцию или страх, они касаются груди и говорят: « Рама Рама Рама ». Они никогда не скажут: « Хара Хара Хара », ибо Рама — это часть Вишну и поэтому способствует сохранению жизни, а Хара, являясь Шивой, напротив, отбирает её. Только немногие произносят при таких обстоятельствах имя « Хара ». Каждый раз, когда я думаю об этом, я вспоминаю свою мать. Находясь при смерти, она лежала и повторяла имя своего гуру Харанатха Тхакура: « Хара, Хара, Хара, приди ко мне ». Много ли людей умерло с именем Бога Смерти на устах, даже неосознанно, как это было с моей матерью?
Слово « Хара » происходит от корня « Хр », что значит « выхватывать ». Махакала — это тот, кто выхватывает вашу жизнь. Его иногда описывают как Властелина Воров, ибо Он отбирает у вас самое Ценное имущество — вашу жизнь.
В конце концов, что такое жизнь? Все миры, боги, демоны, всё- все было создано великими риши — это всё их игра. Новое творение может появиться только тогда, когда исчезнет старое, поэтому риши никогда не позволяют Смерти перестать существовать: от этого пострадает их игра. Смерть необходима для жизни. Риши не любят вмешиваться в игру. Даже если ваш ребёнок преступник, вы его убьёте? — Никогда! Вот Махакала и совершает грязную работу по избавлению от всех старых форм.
Но на самом деле всё контролируют риши: они тянут за верёвочки, и Вселенная танцует. Например, они дают Господу Шиве знак, позволяющий Ему убивать. Даже Махакала, который подходит максимально близко к существованию, но не проявляется при этом, существует по их прихоти. Риши находятся вне пределов человеческого понимания, постичь их абсолютно немыслимо.
Я всегда выступал за поклонение Богу в какой-либо форме. Но вы должны понимать, что, говоря это, я имею в виду, что вы должны поклоняться Единому, который проявляет себя через конкретное божество. Все божества, все формы Бога представляют собой всего лишь аспекты Единого, поэтому вместо того, чтобы говорить: « О, Господь Шива, как Ты сострадателен », — не будет ли лучше сказать: « О Господь, Твоё творение — Господь Шива — это символ сострадания ». Все божества просто играют отведённые им роли в великой космической драме. Вы должны проявлять уважение к ним за то, что они так хорошо играют свои роли, и вы должны любить Единое, которое проявляется через них. Намного легче достичь Единого, поклоняясь Богу в определённой форме.
Махакала — это абсолютное проявление Шивы, но есть и другие, почти такие же страшные, как и Махакала. Мне пришлось выполнять шава садхану ещё дважды, прежде чем я смог завершить садханы для всех проявлений Шивы. Последний раз я выполнял шава садхану в Сундербансе, — местности, состоящей из покрытых джунглями островов, образующих дельту Ганга. Я отправился туда не из любопытства, а в ответ на телепатический зов. Я игнорировал его несколько дней, пока он не оказался сильнее меня, и тогда я отправился в джунгли.
Джунгли Сундербанса непроходимы и являются пристанищем королевского бенгальского тигра, « Полосатого Господина », который вырастает в длину более трёх метров. Тигры создают в джунглях волнующую атмосферу. Пока я находился там, за мной присматривало племя Сантхал. Они приносили мне фрукты, а иногда я даже получал кусок сырого мяса. Я научился у них некоторым полезным вещам. Первобытных людей в некотором смысле можно назвать чудесными. Вместе они действуют как Бхайрава и Бхайрави, — вы можете поверить в это? И они с безграничным уважением относятся к своему гуру, почитая его как самого Бога.
Хотя мне там и нравилось, через два или три дня меня стало одолевать беспокойство, и я решил на следующий же день вернуться в Бомбей — тот, кто меня звал, вероятно, уже не появится, думал я. И вот в ту ночь, когда я сидел у своего дхуни, он пришёл: это был Пурнананда, тот самый Пурнананда, который был учеником Сарвананды и который позже дал посвящение судье Вудроффу. Именно по настоянию Пурнананды я выполнил шава садхану ещё раз. Это был уже четвёртый раз после трёх, посвящённых Шакти, и я был уже опытен в этой практике; это была просто формальность для меня. Но эта садхана, посвящённая Батука Бхайраве, была существенным звеном. Батука — это маленький мальчик, на вид лет восьми, хотя при своём желании он может быть страшным. Труп принадлежал недавно умершему молодому человеку, и я без особых трудов добился успеха. Я по-прежнему благодарен Пурнананде за то, что он предоставил мне возможность завершить мои садханы для всех проявлений Махакалы.
Наверное, мне было предначертано выполнять садхану Махакалы. Я всегда считал большим везением то, что я являюсь потомком Сагал Шаха, который был торговцем и преданным Господа Шивы. У него был маленький сын, который — хотите верьте, хотите нет — был на самом деле Махакалой в человеческом облике.
Сагал Шах поклялся, что не будет принимать пищу до тех пор, пока не накормит садху. Однажды случилось так, что он не ел целых три дня: он жил тогда на острове, и ни один садху не рискнул бы появиться там во время сильной бури. На четвёртый день он Узнал, что на остров явился маленький агхори, который на самом Деле был Господом Шивой в человеческом облике. Сагал Шах привёл садху к себе домой, и там агхори заявил, что не ел три дня и потребовал какой-нибудь пищи.
« Конечно, махарадж, — сказал Сагал Шах. — Ты выпьешь сладкого молока, или йогурта, или ...? »
« Ты — глупый торговец! Я — агхори! Я, что, должен есть сладости? Я питаюсь мясом. Принеси мне мяса ». Агхори всегда кажутся буйными и неуправляемыми.
Сагал Шах, помня старую пословицу « атитхи дево бхава » (относись к гостю, как к Богу), подумал: « Господи, кого ты привёл сегодня в мой дом? » — ведь он никогда даже не приносил мяса домой, не говоря уже о том, чтобы готовить его там. Но желание гостя должно быть удовлетворено. Это была часть его клятвы.
Агхори же продолжал: « И я не хочу баранину или курицу. Я хочу человеческого мяса ».
Сагал Шах, смирившись со своей участью, сказал: « Хорошо, махарадж, я прикажу убить себя, а затем приготовить и подать моё мясо тебе ».
Но это ещё больше разозлило агхори. « Тупица! Ты же старый, подумай, каким жёстким и жилистым будет твоё мясо. Я хочу ребёнка. Возьми его мозги и изжарь их мне ».
Сагал Шах ответил: « У меня есть маленький сын, но он сейчас в школе. Я схожу за ним и приготовлю тебе его мозги ». Его жена, которая в то время была беременна, также понимала, что для выполнения клятвы это необходимо сделать.
Сагал Шах отправился в школу, нашёл там своего сына Челайю и велел ему идти с ним домой. Прежде, чем он успел объяснить причину, Челайя сказал ему: « Значит, этот старик хочет изжарить мои мозги и съесть их? Хорошо, пошли к нему — и я посмотрю, как он это сделает ».
Отец, увидев, что Челайя знает всё об агхори, даже не спросив о нём ничего, должен был бы заподозрить что-нибудь, однако он был слишком опечален предстоящей смертью сына, чтобы заметить это. Как мог Челайя узнать обо всём? Он не был обычным мальчиком, но даже его собственный отец не знал, кем он был на самом деле.
Они отправились домой, и Челайя сказал агхори: « Значит, ты хочешь позабавиться? Хорошо, делай как знаешь! Давай же !»
И мальчик был убит. Мозги его измельчили и приготовили из них еду. Ступка и пестик, которые использовались для этого, до сих пор хранятся на острове.
Когда мясо поставили перед агхори, тот ещё больше разгневался и отказался есть его, сказав: « Ты думаешь, что я буду есть пищу, приготовленную бесплодной женщиной? Бесстыжий негодник !»
Это переполнило чашу терпения жены Сагал Шаха, и она сказала ему: « Проклятый агхори! За кого ты себя принимаешь? Я беременна, и ты не смеешь называть меня бесплодной. Я заставлю тебя съесть это блюдо и буду смотреть, как ты это будешь делать !»
И тут агхори, обратившись к трупу мальчика, произнёс: « Вставай !» Мальчик немедленно ожил, встал и сказал: « Ну? » Агхори поклонился Челайе (заметьте: агхори поклонился Челайе) и обратился к Сагал Шаху: « Проси чего хочешь !». Сагал Шах ответил: « Господь, что я могу попросить? В век Кали Юги никто не подвергается такому испытанию, а ты удостоил меня милости, родившись в моей семье. Теперь всё, о чём я могу просить, — это то, чтобы все члены моей семьи и все мои потомки имели чистый ум. Всякий кто развивает дурбуддхи (извращённый интеллект) должен быть уничтожен ».
И так оно и было вплоть до сегодняшнего дня. На протяжении пятнадцати поколений никто из членов моей семьи никогда не выполнял никакой работы, однако все были сказочно богаты. Те же, кто, подобно брату моего отца, вели себя неподобающе и становились на путь преступлений, умирали. Наша семья была представителем Ост-Индской компании, нам принадлежал весь Бомбей. В силу того, что мы не могли допускать нечестности в бизнесе, мы потеряли значительную часть того, что когда-то имели. Но это не имело абсолютно никакого значения, ибо мы по-прежнему обладали настоящим сокровищем — благословением Бога. Возьмите для примера моего отца. Перед самой его смертью никто не мог отличить его от его гуру; он так долго концентрировался на форме своего учителя, что это привело к изменениям в его собственной форме. Он, должно быть, выполнил миллиарды джап за свою жизнь, так же как и моя мать. И это — только один из плодов джапы и медитации. Удивительно ли, что, имея такую семью, я стал тем, кто я есть?
ГЛАВА 4
РНАНУБАНДХАНА
Пунарапи джананам, пунарапи маранам, пунарапи матрдареша-янам: « Рождение, смерть и пребывание в чреве — снова, и снова, и снова ».
Главный долг
Какова цель вашего рождения? Осознать себя, осознать, что вы — ни тело, ни ум, а Вечная Душа, которая представляет собой Конечное Единство: зовите его Атмой, Парампурушей, Брахманом или как вам ещё угодно.
Как же человек рождается в этот мир? Что заставляет его принять рождение? Некоторые говорят, что в основе всего лежит карма, но когда их спрашивают об источнике кармы, они отвечают, что карма вечна.
Но как это возможно? Если бы карма была вечной, как бы можно было избежать её? В действительности закон кармы — это не что иное, как ньютоновский закон движения: каждое действие порождает равную по силе, но противоположно направленную реакцию. Между действием и реакцией нет фундаментального различия, поскольку если происходит одно, за ним следует другое; это просто причина и следствие. Поэтому я всегда говорю: « Причина — это скрытое следствие, а следствие — это раскрытая причина ». Если вы знаете одно, вы знаете и другое. Если вы знаете, какой потенциал скрыт в семени, вы можете предсказать, какое дерево из него вырастет. Если вы знаете яйцо, вы знаете и птицу.
Если действие и реакция не имеют конца, как можно вообще надеяться на то, чтобы вырваться из водоворота жизни? Как можно надеяться на достижение самореализации? Однако должен быть какой-то выход, и он есть. Бог никогда не бывает жестоким или несправедливым, только люди бывают такими, и они проецируют свою ограниченность на Него. Чтобы вырваться из цепких объятий кармы, вы должны вначале понять, что карму порождает рна (долг). Карма может возникнуть между двумя индивидуумами только в том случае, если между ними существует связь, обусловленная долгом. Я называю это « рнанубандхана » — от санскритских слов « рна » (долг) + « анубандхана » (связь). Например, если я краду что-нибудь у вас в этой жизни, сама возможность воровства может возникнуть только в том случае, если между вами и мною существует какой-то долг, то есть если вы мне что-нибудь должны. Если такой связи нет, я не смогу найти ваш дом или же не найду желаемое, даже если я проникну в него. И если я ворую у вас что-нибудь (вместо того, чтобы получить желаемую вещь в подарок, который бы вы отдали мне по собственной воле), — значит, скорее всего, вы что-то украли у меня в прошлом. Ваше прошлое действие создаёт аналогичное отношение во мне. Это, конечно, очень упрощённое объяснение, но вы можете понять из него общую идею.
Моё ответное воровство — это не карма: оно становится кармой только в том случае, если я отождествляюсь с этим действием — совершением кражи. Пока же я не отождествляюсь с воровством, для меня это не карма. Это может быть глупым поступком, который причинит вам обиду, приведёт к тому, что я попаду в тюрьму, или к тому, что вы меня изобьёте или застрелите, — но это не карма: в этом случае происходит лишь выход рна. Именно отождествление с собственными действиями превращает их в кармы, ещё крепче привязывая эго к ограниченной, непостоянной личности.
Если я выпишу чек на 10 миллионов рупий и не подпишу его, он не имеет цены, хотя я совершил действие, выписав и дав его вам. Если же я подпишу его и вы представите его в мой банк — тогда у меня начнутся неприятности, если у меня на счету меньше 10 миллионов.
Запомните, — только эго имеет способность к самоотождествлению. Ваше эго постоянно отождествляется с вашим телом и вашей личностью: « У меня чёрные волосы, я люблю скаковых лошадей и т.д. и т.п .» Благодаря эго мы можем оставаться живыми, ибо как только эго перестаёт отождествляться с телом, человек умирает.