Проблема состоит в том, что эго отождествляется не только с телом, но и со всеми действиями, которые это тело совершает. И эго пытается защитить себя, стремясь предотвратить выплату кармических долгов. Таким образом происходит образование новых карм.
Предположим, я знаю, что между мною и вами существует рнанубандхана. Если я обладаю мудростью, я сделаю так, что долг будет выплачен, и это будет означать что у меня стало на одну связь с миром меньше, и приблизит меня к цели самореализации. Люди любят, когда им возвращают долги, но сами они обычно не очень спешат расплачиваться. И результатом является карма.
Что касается меня, то я жажду положить конец своему циклу рождений и смертей, поэтому я позволяю каждому, кого связывает со мной какая-либо рнанубандхана, взять у меня всё, на что они имеют право. Если им предназначено сделать мою жизнь несчастной, или разорить меня, или что-то ещё — я не возражаю. Пусть они делают это; они не могут взять от меня больше, чем я им должен. Как только я каким-то образом, даже мысленно, начну возражать, сразу же начнётся образование кармы. Подобным образом, если я должен взять что-то у кого-то, я беру только то, на что я имею право: ни больше, ни меньше.
Я осознаю, что обладаю большим преимуществом, зная о всех своих рнанубандханах. Но и любой другой человек, даже понятия не имеющий о тех, кто ему должен и кому должен он, может извлечь пользу из этого материала. Чем больше вы размышляете и строите планы насчёт того, как бы побольше взять у других, тем сильнее вы привязываете себя к кармам. Чем вы свободнее, принимая то, что вам дают, и давая, когда вас просят, тем на большее количество рнанубандхан это оказывает воздействие, и тем ближе вы к своей цели.
|
Поэтому я всегда говорю, что жизнь — это только воспоминание. Это память о всех наших рнанубандханах в бесчисленных рождениях. Эта память хранится в нашем каузальном теле, и оттуда происходит проецирование рнанубандхан для их осуществления, когда наступает подходящий момент. Если в своих прошлых жизнях вы много давали другим, то очень многие люди окажутся вашими должниками в этой жизни, и у вас будут « сладкие воспоминания ». Если же вы безжалостно обирали всех в прошлом, то теперь они будут обирать вас, и ваша жизнь будет полна « горьких воспоминаний ». Как бы вы ни относились к этому, жизнь — это не что иное, как воспоминание, горькое или сладкое.
И помните, что сладкие воспоминания тоже способны вовлечь вас в кармические неприятности. Предположим, некто должен мне деньги, и я требую, чтобы он вернул их мне, или же убиваю его вместо того, чтобы позволить ему заплатить мне тогда, когда он сам этого пожелает. Или, предположим, женщина должна мне секс, и когда рна исчерпана и она хочет уйти от меня, я пытаюсь силой заставить её остаться — или же, если она отказывается немедленно удовлетворить моё желание, я насилую её. Или предположим, что я врач, и один из моих постоянных пациентов внезапно прекращает приходить ко мне, на что я реагирую возмутительным или оскорбительным поведением. Как только вы совершаете действие с целью защитить то, что вы считаете своим интересом, ваше эго, ваша карма, подобно грязи, крепко прилепляется к вам.
Люди спрашивают меня: « Но как это всё началось? Как появилась первая рнанубандхана, первый долг, с которого начался весь этот процесс? » Первая рна, источник рнанубандханы, возникает тогда, когда Шакти исходит из Шивы. После этого Она чувствует, что должна вернуться и воссоединиться с Ним. Она обязана Ему своим существованием, и поскольку Она ощущает в себе незаконченность без Него, Она начинает стремиться к воссоединению. Карма и совершается в период между выходом Шакти и воссоединением. Если единство полное, кармы быть не может: нет никакой индивидуальности, которая бы отождествляла себя с чем-то.
|
Функция Шакти состоит в том, чтобы раздражать, подталкивать, пробуждая своего Шиву. Как только Шакти исходит из Шивы, Он Успокаивается. Шакти подстрекает Его к действию с тем, чтобы Они могли танцевать вместе и своим танцем создавать игру существования. Шакти обеспечивает энергию для этого божественного космического танца, Шива — контроль и ритм. Таково значение картин, изображающих Кали, танцующей на теле лежащего Шивы: Она пытается вывести Его из состояния самадхи, чтобы Он присоединился к Её танцу. Моя Тара делает то же самое.
Взгляните на атом. Протоны подобны Шиве, они остаются в центре и не движутся, пассивно притягивая к себе электроны. Электроны (форма Шакти) непрерывно вращаются вокруг ядра, изо всех сил пытаясь воссоединиться с протонами. Шакти динамична, ибо это Она исходит из Шивы, Она движется наружу, а затем — обратно. Нейтроны же символизируют собой то, что происходит, когда Шива и Шакти воссоединяются. Всем проявлениям дуальности, таким, как полярность и заряд, приходит конец; проявленный мир растворяется. Поэтому авторитетные источники утверждают, что абсолютная Реальность не имеет ни пола, ни атрибутов. Все атрибуты содержатся в Ней в своей потенциальной форме — иначе как бы они могли проявиться? Когда нейтрон расщепляется, образуя протон и электрон, проявленный мир вновь начинает существовать: из единства создаётся дуальность. Если спросить физика, почему это происходит, единственным его ответом может быть только то, что подобное проявление и растворение является самой природой материи. Ведантисты говорят то же самое: периодически проявляться и растворяться — это природа Вселенной.
|
Но почему мы рассматриваем атом? Возьмём человеческие существа. Рождение и смерть, смерть и рождение: две стороны одной медали. Вы не можете иметь одно без другого. Если вы знаете рождение, вы знаете и смерть, и наоборот. Рождение было вначале: Шакти изошла из единой непроявленной Реальности. Когда Шакти возвращается к Тому, под чьим контролем Она находится, наступает смерть. Рождение и смерть происходят только до тех пор, пока существует каузальное тело, ибо только при достаточном количестве карм, с которыми эго отождествляется, существует импульс для возникновения рождения и тем самым — для создания ситуаций, в которых кармы могут быть отработаны.
Все кармы, хранящиеся в каузальном теле, должны быть сожжены, прежде чем человек обретёт освобождение от новых рождений. Но сжигание каузального тела — явление настолько редкое, что за тысячи и миллионы лет лишь единицы достигают этого переживания. Кроме того, из миллиона людей, наверное, только один имеет желание пережить это. Почему? Потому что прежде, чем у вас появится желание покончить с желанием, вначале должна быть сожжена большая часть ваших карм. А пока остаётся хоть немного карм, ваше тело будет существовать, и ваше эго будет продолжать отождествляться с вашей формой и рассматривать Вселенную опять же с точки зрения форм.
Конечный Шива не имеет ни форм, ни атрибутов, ничего. Если вы нацелены на Конечное, вы не можете нести с собой форму. Запомните, все формы — даже форма Шивы — существуют в пределах проявленной Вселенной, которая представляет собой не что иное, как Адью. Если вы готовы выйти за пределы Шакти и достичь Шивы, вы должны стремиться к тому, чтобы отвернуться от формы и выйти за пределы чего бы то ни было. Вот ещё одна причина того, что я говорю снова и снова: вначале поклоняйтесь Богу с формой, и только затем переходите к бесформенному Абсолюту. Преобразуйте своё собственное « я » в своё божество, чтобы ваше эго отождествлялось с формой божества, а не с вашим телом, — и тогда ваше божество сможет перенести вас к Конечному.
Судьба и рнанубандхана
Если вы не работаете изо всех сил для того, чтобы достичь бессмертия, — можете быть уверены в том, что вы смертны. Все сотворённые существа смертны, ибо они являются лишь проекцией энергии, Шакти. Когда Шива и Шакти соединяются, их изливающееся блаженство порождает миллионы существ и вселенных. Это — в космическом масштабе. В малом же масштабе мужчина и женщина совокупляются, и происходит соединение спермы и яйцеклетки. И эти Две клетки избытком своей радости порождают миллиарды новых клеток. Мужчины и женщины размножаются; Шива и Шакти творят.
Будь то творение или размножение — любая проекция ограничена. Эта ограниченность относится ко времени. Даже при сотворении Вселенной проекция Шакти ограничена, иначе как могли бы быть созданы какие-либо формы? Идея формы — это не что иное, как идея ограниченности. Шакти — это сила ограничения, поэтому некоторые так называемые святые боятся и презирают Её. Но они не осознают, насколько ограничены они сами.
В тот момент, когда нечто создаётся, определяется продолжительность жизни этого объекта. Называйте это траекторией, или атомными часами, или как вам ещё угодно, — но семена разрушения закладываются в момент сотворения и затем растут с определённой скоростью. Поэтому я всегда говорю, что момент смерти устанавливается в момент рождения.
Некоторые люди говорят: « Да, но вы можете всегда совершить самоубийство и тем самым обмануть смерть ». Но это не так. Если вы решили совершить самоубийство, — это значит, что вам было предначертано его совершить. Как гласит санскритская поговорка: « Пурвадаттешу маранам »: вы получаете одну и ту же смерть снова и снова, по меньшей мере семь жизней подряд. Если вам предназначено умереть от своей собственной руки, то идея самоубийства придёт вам на ум как раз в то время, когда Махакала будет готов забрать вас. Так что никакой свободы воли в выборе момента смерти нет. Каждая смерть, при каких бы обстоятельствах она ни наступила, определена в момент рождения; вы можете прилагать все свои усилия к тому, чтобы избежать смерти, но вы не сможете этого сделать.
Даже если бы вы могли знать, когда вы умрёте — а это могут знать только некоторые йоги, — нет никакого шанса на то, что вы сможете изменить время или обстоятельства, ибо, даже если вы попытаетесь внести какие-то изменения, Махакала использует ваши рнанубандханы для того, чтобы создать такую ситуацию, которая нужна Ему. Он окажет на ваш ум и на умы окружающих такое воздействие, что всё сложится так, как желает Он.
Вот один пример. Жила одна бездетная пара, которая в течение многих лет молилась Шиве, прежде чем была благословлена рождением сына. Когда отец ребёнка, астролог местного царя, составил его гороскоп, он пришёл в ужас, увидев, что ребёнок должен будет умереть в свой день рождения, когда ему исполнится девять лет, и случится это после того, как он выплатит своим родителям 100,000 рупий Это была рнанубандхана между мальчиком и его родителями именно по этой причине он и родился в этой семье.
Кроме того, отец был крайне озадачен: где девятилетний мальчик сможет взять 100,000 рупий? Посчитав ситуацию абсурдной, он успокоился, но на всякий случай никогда не позволял мальчику выводить из дома; не пускал его даже в школу, чтобы он не мог нигде взять деньги. И всё же мальчик научился кое-чему из астрологии, — ведь его отец был знатоком в этих вопросах и к нему постоянно приходили на консультацию люди. Время от времени отец мальчика предупреждал жену: « Никогда ничего не бери у сына !» — и жена уверяла его, что никогда ничего не возьмёт.
Когда мальчику исполнилось восемь лет, его отец снова предупредил жену: « Смотри же, никогда ничего не принимай от него !» Жена ответила: « Я тебе уже говорила, что ничего у него не возьму ». Когда мальчику было восемь лет и одиннадцать месяцев, его отец сделал ещё одно предостережёние жене и получил те же заверения.
Оставалось три дня. Отец думал: « Когда этот период пройдёт, такого положения планет не будет по меньшей мере лет сто. Не о чем будет беспокоиться ». Оставался один день, и он опять предупредил жену. Однако он не понимал, что живёт в раю глупца. Махакала всегда овладевает своей жертвой за шесть месяцев до назначенного времени смерти и заставляет человека совершать действия, которые должны вызвать смерть, как ему и предписано. Данный случай не был исключением.
Жена царя этой страны, многие годы страдавшая бесплодием, наконец-то забеременела. Незадолго до начала родов сын астролога, прогуливаясь по саду, окружающему дворец, увидел, как жена садовника срезает цветы. И он спросил её с детской невинностью: *Куда вы идёте с этими цветами? »
Женщина ответила: « Я несу их для украшения спальни царевны, где она должна вот-вот родить ребёнка ». Мальчик сказал: « Я пойду с вами », — но жена садовника ответила, что входить туда можно только женщинам. И тогда мальчик стал просить: « Наденьте на меня сари, чтобы я тоже мог пойти ». Он смотрел на неё так жалобно, что ей пришлось согласиться. Махакала уже овладел им, и Он же отдавал приказы женщине, иначе она бы никогда не осмелилась взять мальчика с собой, зная, какое суровое наказание ожидает её, если раскроется обман. Конечно, между мальчиком и женой садовника должна была существовать какая-то рнанубандхана, чтобы у Махакалы было поле для деятельности.
Они отправились во дворец как мать и дочь. И там, как раз в момент рождения ребёнка, мальчик получил озарение — от Махакалы — и, взяв прутик, написал на стене кроваво-красным соком паана (смеси из орехов и листьев бетеля), который он как раз жевал: « Этот мальчик во всём превзойдёт своего отца и проживёт 125 лет ». Затем он и жена садовника удалились.
Через десять минут после рождения ребёнка в спальню под предводительством отца мальчика явились все царские астрологи и, составив гороскоп, сошлись в том, что если отец новорождённого когда-нибудь увидит лицо сына, то вскоре должен будет умереть.
Что же делать? Царь не мог допустить этого, ибо на карту было поставлено благополучие всего царства. И он вызвал двух палачей и приказал им: « Возьмите этого ребёнка и убейте его ». Царевна была опечалена, но утешала себя тем, что её муж останется жив и она сможет ещё родить детей.
Когда палачи принесли младенца в сад, они сказали друг другу: « Что этот ребёнок сделал, что ему нужно умереть в день своего рождения? » Они не смогли совершить убийства и оставили мальчика под деревом. Затем они убили оленя и отнесли его глаза царю в доказательство того, что они выполнили приказ. Как могли два кровожадных палача проявить такое сострадание? Причиной всему — Махакала, Бог Смерти, а также сложная рнанубандхана, соединяющая ребёнка, палачей и несчастное животное.
Царь же испытывал угрызения совести — он был повинен в смерти младенца, к тому же собственного сына, — и размышлял над тем, что ему теперь делать. Угрызения совести? Это тоже дело рук Махакалы. Царь отправился к жене и сказал ей: « Я совершил ужасную вещь ». Она удивилась: « Ты? Что ты потерял? Это я потеряла своего ребёнка ». И тут царь увидел написанный на стене гороскоп. Когда он прочёл его, то был настолько ошеломлён, что вызвал всех своих стражников и приказал им найти того, кто это написал. Были допрошены все, кто присутствовал при родах, и когда очередь пошла до жены садовника, она призналась, что привела в спальню царевны переодетого девочкой сына главного астролога, который и сделал надпись.
Тем временем мальчик счастливо добрался домой, хорошо поел и предался отдыху, как будто знал, что сейчас произойдёт. Вскоре прибыли царские стражники и отвели его во дворец. Царь указал мальчику на надпись на стене, и тот смело сказал: « То, что я написал, не может быть неверным. Ребёнок не может быть мёртвым ». Девятилетний мальчик не может обладать такой уверенностью, это говорил Махакала.
Царь тут же вызвал к себе обоих палачей, и те после хорошей порки признались, что не убили младенца. Царь со всей своей свитой бросился в лес, и ребёнка нашли живым под тем самым деревом, где он был оставлен. Сверху из пчелиных сот прямо в рот ему капал мёд, утоляя таким образом его голод.
Сын астролога сказал царю: « Вы увидели лицо сына, тем не менее вы живы ». Царь был ошеломлён и спросил: « Как могло случиться, что все мои астрологи ошиблись, а ты оказался прав? » Мальчик ответил: « Я присутствовал как раз при рождении ребёнка, а мой отец и все остальные пришли на десять минут позже ». Царь был так счастлив, что написал на листке бумаги: « Выплатить предъявителю этой записки 100,000 рупий из царской казны ».
Мальчик помчался домой, зовя свою мать: « Ма, Ма, Ма !». Мать встретила его у дверей. Мальчик бросился в её объятия, сунул ей в руки записку и умер.
Отец мальчика, услыхав во дворце историю с гороскопом, тут же отправился домой и, увидев там свою жену, прижимающую к себе мёртвое тело сына, закричал: « Глупая женщина! Я говорил тебе никогда не брать у него деньги !» Но она только сказала: « Откуда я могла знать, что клочок бумаги в его руке был приказом на выдачу Денег? » Но, конечно, уже ничего нельзя было сделать.
Так что избежать смерти невозможно, если только вы не выйдете за её пределы. Пожалуйста, запомните: время смерти чётко определено для каждого человека. Даже если вы захотите умереть раньше или позже этого срока, вы не сможете этого сделать. Мне вспоминается одна история, которую я прочёл в газете. Молодая жена ушла из дома, чтобы навестить свою мать, а тем временем её муж впал в такое уныние, что решил покончить с собой. Вначале он проглотил все яды, которые были в доме, затем запечатал все двери и окна и включил газ. Поскольку запах газа ему не понравился, он пошёл в лавку, купил сигареты и, вернувшись в кухню, закурил. И тут прогремел взрыв! Он был так напуган грохотом и огнём, что его вырвало проглоченным ядом, и он выбежал из дому, чтобы спастись от смерти. Каким-то чудом взрыв не причинил ему ни малейшего вреда, и его жене пришлось вызволять его из тюрьмы, куда он попал за попытку сжечь дом.
А не так давно произошла другая история. Некоему учителю начальной школы так опротивела та жизнь какую он вёл в последние десять лет, что он постоянно желал смерти, но никак не мог совершить решительный шаг. И однажды его нашли мёртвым в храме Шивы, обнимающим лингам. Он так долго стремился к Махакале, — и, наконец, нашёл Его. Почему же он не мог достичь этого в течение десяти лет? Потому что время его смерти ещё не пришло. Никакого другого объяснения быть не может. Много лет своей жизни я провёл на смашане и, думается, знаю кое-что о смерти.
Знаете, наверное, это действительно благо, что мы не имеем полного знания о судьбе и рнанубандхане, смерти и рождении. Если бы мы имели такие знания, мать, которая знала бы заранее, что её сын возьмёт у неё больше, чем даст ей, никогда бы не могла любить его, она была бы равнодушна к нему и, возможно, даже попыталась бы убить его. Мы бы с самого начала с предубеждением относились к людям, что привело бы только к усилению нашего отождествления с телом, которое существует исключительно в силу действия рнанубандханы. И всё это только увеличило бы наш, и без того тяжёлый, груз карм. Поэтому человек и не помнит о своих прошлых жизнях, пока не достигнет более высоких ступеней в своём духовном развитии.
Рану
Всё это я пережил на собственном опыте, поэтому я могу говорить об этом. Я потерял своего первого сына Рану, несмотря на все предпринятые мною меры предосторожности, и я не понимал, что происходит, пока мой Гуру Махарадж буквально не вбил мне это в голову.
Рану было предначертано судьбой умереть в юном возрасте, вот и всё. Многие меня предупреждали об этом, да и у меня самого были такие подозрения, и я делал всё, что мог, — но избежать Махакалы невозможно.
В эту жизненную драму был вовлечён и Джина Чандра Сури, аскет-джайн, который заставил меня впервые выполнить шава садхану. Видите, насколько странными могут быть хитросплетения рнанубандханы? У моей жены было несколько выкидышей, и я уже не знал, сможет ли она когда-нибудь родить ребёнка. Однажды, когда она была у своих родителей в Гвалиоре, ко мне пришёл Джина Чандра Сури и сказал: « Каждый день мне является некая эфирная сущность и донимает меня: « Я хочу войти в мир смертных и участвовать в игре. Позволь мне войти. Позволь мне войти ». И я решил, что ему следует родиться в твоей семье ». И тут же на моих глазах старик составил гороскоп и подробно описал, как будет выглядеть этот мальчик. Затем он сказал мне: « Твоя жена забеременеет в такой-то и такой-то день ».
Я принял всё это за шутку и спросил: « Послушай, Махарадж, моя жена сейчас в Гвалиоре, как она может забеременеть там? » Он даже не потрудился дать ответ и просто ушёл. Я знал, что даже в тогдашнем его незавидном положении он мог сыграть со мной злую шутку, поэтому я послал жене телеграмму, в которой говорил, что ей нет необходимости возвращаться в Бомбей и что она может оставаться со своей семьёй сколько угодно.
Но предотвратить развитие своей судьбы непросто. Кто-то сказал моей жене в Гвалиоре: « Вашему мужу сделали операцию по удалению миндалин, и он скрывает это от вас ». Она испугалась и следующим же поездом вернулась в Бомбей. Когда я встретил её на станции, я понял, что всё произойдёт так, как предсказал Джина Чандра Сури. Моя жена забеременела именно в назначенный день, беременность протекала гладко, и в то самое время, которое было указано в составленном стариком гороскопе, она родила мальчика. Более того, внешность мальчика полностью совпадала с описанием Джина Чандра Сури.
Итак, я должен быть благодарен старику как за то, что он познакомил меня с моей Матерью Тарой, так и за то, что он дал мне уникального ребёнка. Знаете, судьба Джина Чандра Сури была неким образом связана с судьбой Рану. За три месяца до смерти мальчика старик явился ко мне и сказал: « Твой сын заставит тебя плакать; он сделает тебя несчастным ». Через три месяца после кремации моего сына умер и сам старик. В тот день он читал лекцию по джайнизму в одном из их храмов, и как раз посреди этой лекции он и умер.
Что за мальчик был Рану! Боже мой, если бы он был жив, он был бы первым почти во всём — в спорте, в учёбе и многом-многом другом. Кроме того, он обладал врождёнными духовными способностями. Иногда, когда ко мне приходили люди, чтобы сделать какую-нибудь работу, Рану первым встречал их и говорил: « Дайте мне шоколаду, и я сделаю так, что ваша работа будет выполнена ». И она была выполнена! Никто не знал как, и даже я выяснил, как это делалось, только после смерти сына.
Все, кто был знаком с Рану, очень его любили. Он был любимчиком моего отца. А моя мать! У нас в Индии есть традиция: если ты принимаешь посвящение у гуру, то ты отказываешься от какого-то одного продукта до конца жизни, как бы посвящая эту пищу своему учителю. Моя мать после смерти Рану отказалась есть плоды манго, так как это была его любимая еда, — хотя, конечно, он не был её гуру.
И даже мои гуру любили его! Однажды, когда Рану слишком расшалился, я поднял руку, будто хотел отшлепать его. Я бы не сделал этого, я никогда не бью своих детей, я хотел только припугнуть его. Но в это время в комнате находился мой Младший Гуру Махарадж, и, схватив мою руку, он сказал с болью в голосе: « Ты что, никогда не смотрел на его ладонь и не видел, как коротка его линия жизни? Пообещай мне, что ты никогда не ударишь его ». И я, конечно дал такое обещание. Из гороскопа Рану я знал, что его жизнь в опасности, и как только родился мой второй сын и я посмотрел в его гороскоп, то увидел, что он должен стать старшим ребёнком в семье. Из этого следовало, что Рану предстоит вскоре умереть.
И я решил обеспечить ему самое счастливое детство, какое я только мог ему дать. Когда он баловался и был слишком неуправляем, я, чтобы хоть как-то наказать его, говорил: « Если ты будешь плохо себя вести, твой папа попадёт туда, где живёт Гопала », — имея в виду, что я умру. Но Рану всегда отвечал: « Нет, папа, я попаду туда раньше тебя ». Он знал, он знал!
И Рану умер в возрасте девяти лет. Незадолго до этого мой Старший Гуру Махарадж решил посетить Бомбей. Теперь я знаю, что он приезжал для того, чтобы попрощаться с Рану; тогда же я всё-таки надеялся, что ещё можно что-то сделать.
Однажды я и пара моих друзей сидели вместе с Махараджем, и один друг сказал мне по-английски: « Почему бы нам не попробовать вытащить твоего Гуру Махараджа в кино? » Этот человек знал, что мой Старший Гуру Махарадж не переносит ничего подобного, так как ненавидит англичан, которые для него олицетворяют представителей Запада в целом. Он часто говорил: « Что эти люди Запада сделали для нас, кроме того, что научили нас мочиться стоя, подобно ослам? »
Тем не менее мой друг продолжал: « Давай поведём его на по-настоящему сногсшибательный фильм ». Мой старик просто посмотрел на него своим пронизывающим взглядом — его глаза никогда не моргали, — а затем внезапно сказал на хинди: « Почему бы нам не пойти сегодня в кино? Я бы хотел посмотреть новый фильм с Ритой Хейворт ».