Педагогическая целесообразность программы




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 354

Московского района Санкт-Петербурга

___________________________________________________________________________________________________

           
   
 
     
УТВЕРЖДЕНА Приказом № ____ от______20___ г. Директор ГБОУ школы № 354 Санкт-Петербурга   ________________Л.А. Шнырикова  
 
 
 


Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Адресность: год обучения – первый. Номер группы – первый. Возраст учащихся: 10-11 лет

Срок реализации: 2018-2019 учебный год

Педагог, реализующий программу:

Миронов Константин Александрович,

Педагог дополнительного образования

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«История Европейской культуры».

 

Дополнительная общеразвивающая программа «История Европейской культуры» социально-педагогической направленности предполагает изучение европейской культуры (совокупность произведений человеческой деятельности, обладающих общепризнанной ценностью, социальной значимостью и выражающихся, кроме вещественных, материальных памятников, через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы)), военной истории и реконструкции предметов быта, одежды, воинских доспехов и оружия эпохи средневековья.

В контексте программы термин Европа - включает в себя и средневековую Русь, наряду с другими европейскими государствами.

Погружение в древность - это увлекательное приключение для учащихся, способствующее появлению мотивации к изучению культуры и истории за рамками школьной программы.

Использование на занятиях элементов театральной педагогики (система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающая в увлекательных, для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве педагогов и обучающихся), способствует постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах. Данная методика даёт совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, мыслях и чувствах, нравственных и этических идеалах.

Выбор тематики программы обусловлен интересом возрастного контингента учащихся. Ремесло воина (защитника Отечества) всегда было почетным занятием для мужчины. При этом воины Средневековья, как бы прикрытые романтическим флером минувших эпох, в первую очередь привлекают внимание юношей. А Прекрасной Дамой хотелось бы быть всем девочкам, девушкам во все времена. Данный интерес поддерживается, как появлением целого ряда художественных фильмов, так и многочисленными компьютерными играми на эту тему.

Программа охватывает интереснейший период Европейской истории – средневековье, в который возникли новые государства, множество городов с уникальными архитектурными памятниками, появились первые университеты и очаги развития науки. За это время человечество сделало огромный рывок, который заложил основы всего последующего прогресса. Начали формироваться типичные и понятные современному человеку ценности. От этого периода цивилизация широкими шагами пошла к своему культурному расцвету. Фигура рыцаря по сей день остаётся привлекательной для подростков, объединяя в себе образы воина, человека высокой чести, защитника. Примеры героических страниц истории позволяют воспитывать в учащихся активную гражданскую позицию, чувство патриотизма, чувство долга, верности присяги, воинской чести.

Также учащиеся получат представление об исторических событиях средних веков., нравах, вкусах, жизненном укладе различных народов в средние века, практически ознакомятся с видами ремесел и домашнего рукоделия. Смогут изготовить изделия по собственному выбору и вкусу. В игровой форме учащиеся будут введены в экономические отношения между ремесленниками и остальными членами клуба, что является стимулом для улучшения качества собственных изделий. Занятия дадут возможность самостоятельно создавать интерьер собственного дома, помогут в выборе хобби, профессии, позволят учащимся делать своими руками подарки, сувениры родным и знакомым.

Направленность.

Направленность – социально-педагогическая.

Актуальность.

Актуальность данной программы обусловлена особенностями адресата, для которого рассчитана данная программа, то есть на учащихся 10-11 лет.

По материалам статистических и социологических исследований данная группа подвержена вовлечению в любые формы противоправного поведения: употребление ПАВ, систематические пропуски школьных занятий, участие в различных экстремистских молодежных организациях националистического, религиозного, противоправного характера.

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в разделе «Основные направления развития воспитания» четко ставит задачи, направленные на «формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям» и определяет одним из основных направлений развития воспитания в современном российском обществе духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, которое осуществляется за счет содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов.

Актуальность программы также обусловлена складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложной динамичной, высококонкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разнокачественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Театрально-игровая модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

Внимание в программе уделяется и таким основополагающим аспектам Стратегии развития воспитания, как:

· «воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам и другим людям»;

· «развитее в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности»;

· «создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности».

Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали изменение ценностных ориентиров, изменение восприятия роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Приобретение этих качеств невозможно в условиях, когда личностные черты учащегося не получают должного развития и он не добивается успеха в развитии своего познавательного, коммуникативного, творческого или спортивного потенциала. Вследствие невостребованности своего потенциала процесс социальной адаптации учащегося не завершается в течение длительного периода.

Существенные трудности в развитии и самореализации личностных качеств учащихся обусловлены окружающей средой, в которой они находятся. В период глобального кризиса в стране система образования не гарантирует полноценного формирования тех личностных качеств, которые позволят подростку добиться успеха в условиях современного общества. Зачастую такая «невостребованная» молодежь попадает под влияние криминальной либо неформальной среды, причем последняя, в силу своей неподконтрольности, имеет тенденцию срастаться с криминальной.

Таким образом, социальные взаимодействия, совершаемые в неадекватной для подростка среде, ведут к нарушению нравственно-ценностной ориентации и возможной деградации личности. И как результат - рост наркомании, пьянства, детской преступности, отказ молодых людей от службы в Вооруженных Силах. Утрата патриотического сознания молодого поколения ведет к отсутствию ясности в жизненных ориентирах и угрожает национальной безопасности страны.

Президент РФ в послании Федеральному Собранию заявил, что именно патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

Именно такие задачи, как ни странно, легче всего решать, используя в качестве базового материала историю средневековья. Основными добродетелями рыцаря считались честь, долг, честность, беззаветное служение Отечеству, уважение своего рода, семьи, товарищей. Эти понятия являются терминальными или жизненными ценностями и лежат в основе, как античных философских учений, так и в основе Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

Вариативность программы позволяет решать задачи, зафиксированные в федеральных государственных образовательных стандартах: формирование основ эстетической культуры (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности), развитие коммуникативной культуры (ценности: добро, человек, сотрудничество, взаимопомощь), приобщение к здоровому образу жизни (ценности: здоровье, жизнь).

 

Программа «История Европейской культуры» разрабатывалась в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795);

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009;

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12 2010 г. № 1897). — М.: Просвещение, 2011;

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 г. № 413). -М.: Просвещение, 2013;

6. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

8. Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга "Воспитание петербуржца XXI века" Приложение к приказу КО СПб от 26.06.2003 N 1014;

 

Педагогическая целесообразность программы

 

Педагогическая целесообразность программы «История Европейской культуры» обусловлена ориентацией содержания программы на Концепцию развития дополнительного образования детей, которая направлена на формирование социально-одобряемой личности:

· формирование и развитие творческих способностей учащихся;

· формирование потребностей учащихся в художественно-эстетическом, нравственном развитии, а так же в занятиях физкультурой и спортом;

· обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического-трудового воспитания учащихся;

· создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда учащихся;

· формирование общей культуры учащихся.

Педагогическая целесообразность обусловлена выполнением одной из основных задач воспитания в системе образования, изложенных в Стратегии как развитие форм включения учащихся в интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельность на основе использования потенциала дополнительного образования.

Программа ««История Европейской культуры», благодаря комплексности, позволяет удовлетворить актуальные потребности учащегося в игре, двигательной активности, познавательной потребности, развитии мелкой моторики, а также потребности в общении со сверстниками и взрослыми, освоении разнообразных новых видов деятельности. Обучаясь по данной программе, учащийся развивает в себе такие качества как уверенность в своих силах, умение разбираться в людях и жизненных ситуациях, умение концентрировать внимание, держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальных ситуаций. Ведь самостоятельность мышления, развитый интеллект и умение созидать новое - необходимы учащемуся не только во время обучения, но и в реальной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: