Специфика мышления хореографа.





Закономерности существования танцевального движения.

Движение (танцевальное в том числе) имеет свои законы существования, часто не зависящие от целенаправленного мышления исполнителя или хореографа, движение самоценно по своей сути, и задачей хореографа является подчинение и раскрытие перспектив развития движения, т. е. движение ведет за собой мысль хореографа, а не наоборот, как это существовало в классической хореографии.

Именно движение служит катализатором мыслительного процесса хореографа. Основное отличие современного танца от классической хореографии заключается в том, что основой творческого процесса служит не кодифицированный язык движений, как это существует в классическом балете и других зафиксированных танцевальных схемах, а свободное оперирование кинетической информацией, которая зависит только от ощущений хореографа. Хореограф современного танца переводит непосредственно в движение свои мысли, чувства, идеи, не ограниченный никакими рамками и условностями.

 

Специфика мышления хореографа.

Художетсвенно-творческое мышление хореографа является специфическим внешним проявлением единой психологической функции личности. Оно выражается в актах создания и передачи художественно-образного содержания хореографического произведения.

Главное отличие в обучении хореографа современного танца состоит в том, чтобы воспитать творческую личность, мыслящую движениями, думающую своим телом и способную создавать определенные художественные образы только с помощью движений и их композиции. Таким образом, на современном этапе развития хореографии способ рационального интеллектуального мышления (характеризуется тем, что материалом, который используют для создания произведения, являются драматические образы, а также кодифицированный набор лексики, которым владеет балетмейстер, например в классическом и народном танце) не эффективным. Сейчас хореограф должен овладеть аффективным и парадоксальным наглядно-образным мышлением, которое способно управлять индивидуальными способностями и эмоциями посредством превращения движений, выражающих эти эмоции и действия в пластический образ.

Процесс мышления хореографа можно разделить на несколько этапов.

На первом месте практически все исследователи ставят усмотрение проблемы или трудности, т. е. осознание некоего «поля напряжения», которое заставляет искать пути решения. Проблематичная ситуация есть начало мыслительного процесса.

Второй этап носит бессознательный характер; созревание, инкубация некой идеи. В творчестве хореографа этот этап называется «замысел».

Третий этап – переход от бессознательного в сознательное, поисковая фаза, желание воплотить задуманное с помощью определенных художественных средств. Хореограф с помощью импровизации и поиска движений пытается выразить в зримой форме свои внутренние ощущения.

Четвертый этап – эксперимент, конструирование, создание идеальной модели – носит сознательный характер. Хореограф начинает работать с исполнителями, которые предлагают собственное решение.

Пятый этап – критический анализ всех форм решений, контроль созданного произведения.

Создание художественного произведения – это постоянная работа мышления, направленная на отбор тех или иных компонентов замысла и его реализации. Перед внутренним взглядом хореографа происходит бесчисленное количество возможных вариантов, путей развития, логических последовательностей, из которых надлежит безошибочно избрать ту единственную их комбинацию.

Существует взаимосвязь мышления и движения, поскольку именно движение служит катализатором мыслительного процесса хореографа. (Термин «кинестезия» обозначает ощущение движения в мышцах и суставах тела).

Таким образом, можно сделать вывод, что мышление хореографа носит визуально-кинестетический характер, т. е. с помощью кинетики (движения) балетмейстер создает визуальные образы, которые и являются средством выражения его творческого видения. Мышление хореографа невозможно без его сопряжения с двигательной активностью творческой личности. Единицей мышления хореографа является движение (па), но сущность творческого видения хореографа заключается в переводе этого движения в символ или художественный образ.

Особенностью хореографического образа является его объемность в пространстве, и в связи с этим важным фактором творческого мышления хореографа является пространственное воображение, которое активизирует образное мышление.

Особенность мышления хореографа состоит в том, чтобы интерпретировать впечатления от определенных жизненных ситуаций посредством условного языка, с помощью условной метафоры. Современная хореография по своей природе метафорична и условна, в ней трудно найти смысл и прямое отражение событий, чувств и эмоций, поэтому на сегодняшнем этапе развития особую важность приобретает развитие у хореографов ассоциативно-метафорического мышления.

Таким образом, весь процесс профессионального обучения должен строиться на формировании и активации особого типа художественно-творческого мышления хореографа.

 





Читайте также:
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.011 с.