«Импровизация как “первотворчество”, как самая непосредственная, попытка извлечь порядок из беспорядка, как чисто интуитивное самоопределение в xaoce впечатлений и эмоций, как свободный полет своевольной фантазии — все это знакомо представителям разных видов искусства. Само понятие “импровизация” вовсе не однозначно — его семантика далеко не во всяком контексте соответствует его этимологии. Настолько, что оно может содержать в себе как позитивный, так и негативный смысл».
Импровизация может рассматриваться как логическая и психологическая модель творческого процесса вообще, Не случайно концепция, согласно которой импровизация получает свое научное истолкование в качестве «опережающего отражение», приобретает все больше и больше сторонников.
«Парадокс опережения», когда желаемое реализуется у художника раньше, чем он успевает осознать свое хотение, становится фактором поразительных открытий. Импровизационное начало неотъемлемо входит в структуру подлинно оригинального познания, которое может быть осмыслено, в частности, как череда локальных импровизаций. Ведь творческий процесс экспериментален на всем его протяжении.
В искусствоведении достаточно подробно изучен вопрос об импровизации в поэзии, драме, музыке. Boпpоc же об импровизации в хореографии всегда оставался «белым пятном ». Это произошло потому, что в нашей стране долгие годы хореография была догматизирована и канонизирована настолько, что просто не оставалось места для создания многообразного языка движений, которым мог бы оперировать исполнитель в процессе импровизации.
Рассматривая вопрос об импровизации на современном этапе развития xoреографии, можно выделить по крайней мере четыре ее разновидности.
|
Репрезентативная импровизация. Обращаясь к вопросу об импровизации в других видах искусства, можно заметить, что иногда это качество рассматривается как свойство творческой личности в реализации авторского произведения, т. е. как исполнитель интерпретирует автора в зависимости от того, как меняется его настроение, реакция публики или партнера.
«Самое ужасное, когда актер хочет повторить вчерашнее удачное исполнение или когда он готовится к “сильному” месту.
Итак, первое значение импровизации — это спонтанное, сиюминутное,
индивидуальное воплощение авторского произведения в зависимости от сегодняшнего, сиюминутного состояния исполнителя. Возможна ли такая импровизация в хореографии? Да, но без использования новых движений, а только для интерпретации созданного хореографом и зафиксированного на репетициях хореографического текста.
Однако гораздо большее развитие в хореографии получили два направления импровизации:
— импровизация как технический прием исследования для отбора движений или композиции их и дальнейшей фиксации найденных результатов в хореографический текст;
— импровизационный перформанс, который превратился в сценическую форму и может рассматриваться как вид хореографического искусства.
Итак, рассмотрим историю зарождения танцевальной импровизации и ее использование в хореографии. Импровизация всегда существовала внутри какой-либо танцевальной пластики, она обычно являлась частью народных обрядов, игр и праздников. Импровизация особенно отчетливо проявляется в народных танцах, когда в ответ на «вызов » соперника, исполнитель выходит за рамки устойчивых танцевальных форм (например, русский перепляс). Импровизация достаточно широко используется и в социальном танце, когда исполнитель растворяется в музыке и начинает движенчески выражать свое эмоциональное состояние.
|
Истоки импровизации как определенного танцевально направления лежат в творчестве таких известных реформаторов танца, как Ф. Дельсарт, Э. Жак-Далькроз, А. Дункан, Л. Фулер, также присутствовала творчестве М. Грэхем, Д. Хэмфри.
Этот вид искусства получил распространение в последней трети XX века Суть его составляют любые действия художника, наблюдаемые в реальном времени. Наибольше го развития этот вид импровизации достиг в 70-e годы, вместе с развитие contemporary dance.
Условную классификация основных направлений танцевальной импровизации. Ее цель — лучше понимать, что мы имеем в виду, коrд. говорим слово ‹ импровизация в танце.
«Традиционная» — импровизация внутри определенной танцевальной стилистики, прямое либо формальное наследие фольклорных традиций. Творчество танцора состоит лишь в выборе, соединении заранее заданных форм и фигур.
«Модернисткая» — романтическая школа импровизации в танце
модерн, выросшая из творчества А. Дункан. Представители этого направления считают, что чувства и состояния могут быть напрямую выражены в движении.
«Постмодернистская» — искусство танцперформанса, в котором можно выделить несколько линий:
— импровизационный танцтеатр имеет корни в театре абсурда, использует сильные визуальные и эмоциональные образы, простой язык движений, абстрактную музыка, нелинейную композицию. Прежде всего это творчество П. Бayш, Б. Тромлер, В. Ньюпорт, С. Линке, Р. Золлиг;
|
— танцперформанс как направление постмодернистского искусства, начало которому положил «Джадсоновский театр ». На первый взгляд импровизация означает спонтанность творческого выражения, и для большинства художников именно в этом состоит ее ценность.
Большипство техник обучения импровизации построено на увеличении чувствительности к сигналам, идущим из тела — его ощущений, его памяти, его тонкой, мало осознаваемой жизни, на способности мгновенно реагировать на импульсы, идущие из тела, и сигналы из окружающего пространства. И, реагируя, превращать их в историю, не всегда ясную и простую, но обладающую смыслом и своего рода красотой. Полная спонтанность так же невозможна, как и вечный двигатель: мы в любом случае обусловлены нашим прошлым опытом, мышечными зажимами и культурными табу. Импровизация — это осознанная спонтанность.
Рассматривая импровизацию как вид хореографическою искусства, можно определить ее признаки:
— уникальностью каждого индивида в своем движенческом контексте.
— источник движения всегда находится внутри исполнителя, это выражение внутреннего «я».
— основа техники импровизации — нахождение наиболее оптимальных путей затрат физической и психической энергии для движения.
— поиск индивидуального движенческого материала, передача своего внутреннего видения через движение.
— импровизация, несмотря на целый ряд технических приемов и oпpeделенные школы и методики, все-таки не танцевальная техника, а исследование танцевальных возможностей тела.
— импровизация — это путь контакта индивидуума с объектом,
с настроением, с ситуацией.
С тoчки зрения зрителя нет особой разницы между импровизацией и хореографией, особенно в современном танце.