Вопрос 9. Организация и структурирование хореографического текста.





Будущее произведение, которое создает хореограф, уже на этапе замысла имеет какую-то форму. В основе этой формы должен быть некий фундамент, некое основание. В хореографии таким фундаментом является мотив, т. е. доминирующий элемент композиции.« В хореографии “пластический мотив” — это наименьшее танцевальное, композиционно завершенное построение, в котором неразрывно сплавлены рисунок (или направление движения), танцевальное движение, его характер, манера исполнения... У каждого из этих элементов — у рисунка, у движения, у характера — свои физические параметры, свое физическое “лицо”, своя внутренняя логика действия ».

Мотив и способы его построения. В последние годы часто в критических статьях и исследованиях, посвященных танцу, встречаются термины, которые заимствован ы из музыки: лейттема и лейтмотив, контрапункт, полифония. Однако в эти термины вкладывается иной смысл, нежели в музыковедении.

Термин « хореографическая тема» или, как ее еще часто называют,

‹. лейттема » — некорректен. С одной стороны, некоторые исследователи считают темой одно па, например, темой Жизели — арабеск, темой Авроры — аттитюд и т . д. С другой стороны, считается, что лейттема — это комбинация нескольких движений. С одной стороны, лейттема — это запоминающееся движение или комбинация движений, которые характеризуют данного персонала, с другой — это некая комбинация движений, которая проходит на протяжении всего спектакля и олицетворяет определенное состояние или идею и может исполняться разными исполнителями и кордебалетом.

«Прибегая к аналогии с музыкой, можно предположить, что и в xopeoграфии пластический мотив — это небольшая слитная группа движений, обладающая относительной значимостью. Кроме того, в хореографии очень распространен еще один вид пластического мотива — многократное повторение одного движения. Примером этого служат знаменитые тридцать два фуэте, цепочки шене, туры, прыжки и т. д. Такой тип мотива встречается и в музыке — многократное повторение одного звука или группы звуков. Однако часто упускается из виду то обстоятельство, что аналогия не есть тождество и что дублировать музыку просто физически невозможно, потому что нельзя проиллюстрировать на сцене все ее мелодическое, гармоническое, ритмическое и тембровое богатство.

Мотив может быть не только движенческий, т. е. комбинацией нескольких па, он может быть пространственным и относиться к рисунку танца он может быть временным, т. е. появляющимся в различных ритмических вариациях, но в своей основе мотив — это определенная движенческая характеристика исполнителя, связанная о образом, который он воплощает. Мотив может состоять из нескольких движений и длиться какое-то время, а также неоднократно повторяться для тoгo, чтобы зритель мoг eгo запомнить.

Повторяя мотив, мы можем eгo видоизменять, такое изменение называется вариацией. Существуют следующие способы вариаций мотива:

— варьирование лексики (повторение, использование других частей тела, добавление других движений, поочередное и одновременное варьирование движений, симметричное и асимметричное повторение, перестановка частей);

— изменение энергии движения (изменение силы, введение контрастов, изменение акцентов, увеличение или уменьшение силовой амплитуды);

— изменение временных характеристик (изменение ритма, неожиданные остановки, изменение скорости движения);

— изменение пространственных характеристик (варьирование пространственной амплитуды, уровня, направления, расположения исполнителя в пространстве).

Мотивы могут быть выражающими определенное состояние исполнителя или — определенное событие. По ассоциации с речью могут быть мотивы, выраженные существительными: гope, радость, любовь и т.д., возможно выражение мотива в глагольной форме: я — лечу, я — плачу, я — люблю. Эта разная окраска должна выражаться в качестве движения. Обычно « глагольные » мотивы более динамичны, имеют большое количество акцентов, более насыщены ритмическими фигурами.

Хореография группы. Группа танцоров в современном танце — это не кордебалет. В классическом танце, за редким исключением, кордебалет исполнял роль фона, оттеняющего танцы солистов. Хотя в современном классическом балете иногда употребляется термин «действующий кордебалет›, который обозначает, что танец кордебалета выполняет действенную задачу и развивает идею спектакля.

В современной хореографии на сцене одновременно находятся обычно не более 10—12 человек, и, даже исполняя движения в унисон, они не являются фоном. Группa как выразительное средство может быть сравнена с оркестром, где каждый инструмент имеет свою партию, которые составляют в целом полифоническое звучание. Поэтому уже на этапе замысла хореограф должен четко определить количество исполнителей, необходимых для воплощения его идеи.

Основные формы презентации танца в группе:

1.Унисон – наиболее простой способ презентации, варианты:

А)одновременный унисон, при котором вся группа выполняет базовую хореографическую фразу;

Б)одновременный дополняющий унисон, при котором вся группа выполняет базовую хореографическую фразу, а другая с дополнительный движениями;

В) одновременный контрастный унисон, т.е. две группы исполняют одновременно разный хореографический текст.

Г) Одновременный второстепенный и на переднем плане унисон означает, что одна часть группы играет ведущую роль, в то время как другая исполняют роль фона.

2. Канон. Построение хореографии приемом канона означает, что две или несколько групп исполнителей вступают с некоторым опозданием по времени.

А) последовательный канон: группа или солисты выполняют одинаковую движенческую фразу с некоторой задержкой времени;

Б) последовательный дополняющий канон: перепляс;

В) последовательный контрастный канон, группы также исполняют движенческую фразу, но каждая группа имеет одно контрастное движение, которое отличает одну группу от другой;

Г) последовательный второстепенный или на переднем плане канон. Суть в том что движенческая фраза исполняется с остановками, задержками, в то время как солист исполняют полностью движенческую фразу.

Кроме того, в хореографии могут быть использованы следующие формы построения: вариация, рондо, фуга, сонатное аллегро и др.

Например, вариация используется по отношению к солистам, но также и к группам.

Форма рондо также может использоваться в групповой хореографии, пр этом «куплет » исполняет одна гpyппa, варьируя движение, а « припев » — другая группа, повторяю одну и ту же движенческую фразу. Тот же прием может быть использован и в форме сонатного аллегро, когда каждая тему олицетворяется одной группой. Наиболее сложной формой построения хореографии группы является полифония.

Фуго. Простейшая форма полифонии, когда в музыкальном материале четко прослеживаются две контрастные темы, которые воплощаются двумя группами танцоров. Эта хореографическая форма может быть использована и без музыкального сопровождения (навязанная полифония). Обычно этот прием построения используется тогда, когда необходимо выразить какой-либо конфликт между двумя группами.

Форма сонатного аллегро. Наиболее сложное полифоническое no- строение, когда главной, побочной и связующей партиям соответствует своя гpyппa танцоров.

В обобщенной форме все типы взаимоотношений в гpyппe можно свести к трем видам:

а) копирование; 6) дополнение; в) контраст.

Копирование движенческого мотива в гpyппe используется, когда необходимо выразить какое-либо согласие, подчинение одного человека другому, либо одной части группы другой.

Дополнение мотива какими-либо движениями дает возможность вы-

страивать диалог двух исполнителей или двух и более групп, причем этот диалог не носит конфликтный характер.

Контраст используется для создания конфликтной ситуации. Контрастность может выражаться с помощью лексики, когда один из исполнителей или одна гpyппa противопоставляется другой.

 

Вопрос 10. Рисунок танца. Построение танца в пространстве.

Рисунком танца мы называем перемещение танцующего или группы танцующих по сценической площадке и тот воображаемый след, который как бы остается на полу, фиксируя всевозможные танцевальные фигуры и формы их передвижения на сцене». Далее приводятся основные типы рисунков: диагональ, круг, прямая линия и т. д.

Еще во времена Пифагора начались исследования различных построений и перестроений. Различались спокойно-статический характер горизонтального построения, возвышенный — вертикального построения, возбуждающе-динамический — диагонального построения. Уже в то время задумывались над соотношением переднего, крайнего и заднего планов, необходимых для создания глубины пространства.

При постановке танца xopeoгpaф обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремиться к разнообразию рисунков, выделять основной, первый план рисунка, равномерно размещать рисунок по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция (он должен выражать определенную мысль), должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию гepoeв, которое проявляется в их действиях и поступках. Прежде чем разбирать значение рисунка танца в создании хореографического произведения, следует сказать, что рисунок и хореографический текст неразрывно связаны.

Рисунок танца зависит и от образа, которые задумал хореограф, от музыки, если она существует, от идеи произведения, однако самое главное рисунок танца должен создавать определенный пространственный oбpaз, который должен восприниматься зрителем независимо от лексики, т. е движений и поз.

Современная хореография более разнообразно и насыщенно использует сценическое пространство, и классические нормы восприятия очень част‹ нe действуют, поскольку само понятие «сценическое пространство» давно стало условным. Спектакли современных хореографов проходят в церквах цирках, на стадионах, поэтому понятие «рисунок танца» стало более широким и объемным и включает в себя не только линии перемещения танцоров по горизонтали, но и перемещение по вертикали и позы, которые принимают исполнители.

Основные типы рисунка:

— линейные рисунки,

— симметричные рисунки. Рисунки, в которых интервалы между исполнителями или rpyппами одинаковы и симметричны по отношению к центру сцены.

— ассиметричные рисунки. В которых исполнители или группы находятся на неодинаковом расстоянии друг от друга или располагаются acсиметрично по отношению к центру сцены. При использовании такого типа рисунка xopeoгpaф должен учитывать, что при восприятии зритель может следить только за одним исполнителем или группой и при достаточно большом интервале между исполнителями общий рисунок или хореографический текст может быть потерян.

— динамические рисунки. Это достаточно распространенный тип рисунков в народном танце. К ним можно отнести « мельницу » , «цветок », « волну» , «шен » и тому подобные перестроения.

Рисунки можно также подразделить по характеру используемых линий:

— круговые и дугообразные рисунки,

— геометрические рисунки: круг, квадрат, треугольник,

— Линейные рисунки.

Статуарные положения или позы, очень важные аспекты презентации танца, они являются продолжением движения, мгновенное замирание еще более подчеркивает его динамику. Движение в позе продолжается, живет и умирает, и постановщик должен использовать каждое значение позы в зависимости от контекста хореография. Каждая поза имеет свой фокус, из которого рождается движение, каждая поза должна иметь динамику и пepспективу развития.

В современной xopeoгpaфии правильней подразделять рисунок танца на «рисунок на полу» и « рисунок в воздухе ». « Рисунков на полу» можно назвать горизонтальное перемещение исполнителей, «рисунок в воздухе» — вертикальное. Именно сочетание « рисунка на полу» с « рисунком в воздухе» может дать богатую почву для экспериментов хореографа. Возможна их симметрия, и тогда возникает симметричная партитура передвижения по полу и в воздухе. Возможно зеркальное отображение, либо ассиметрия.

Расположение группы в пространстве. Также отличается хореографический текст группы и солиста. Существуют некоторые архетипы восприятия. Так, например, круг танцоров, расположенных лицом вовнутрь, воспринимается как некая закрытость, наоборот говорит о внешней открытости. Линия плечом к плечу воспринимается как некая солидарность, единство. Расположение группы тесной «толпой» и одного солиста на расстоянии – всегда воспринимается как конфликт.

Постановщик должен всегда учитывать пространственное расположение танцоров, чтобы добиться взаимосвязи в гpyппe на протяжении исполнения всего произведения.

Рисунок и движения каждого исполнителя создают особые взаимоотношения с другими танцорами. С помощью рисунка конфликт можно выстроить, например, при противопоставлении округлых, закручивающих движений одной группы на полу и прямых и угловатых движений другой группы танцоров, двигающихся по пpямым линиям в горизонтальном положении. Взаимосвязь линий и форм танца в пространстве дает определенный эстетический эффект. Этот эффект часто трудно выразить в словесной форме, однако восприятие зрителей создает определенные ассоциации, которые работают или не работают на ту идею, которую пытается выразить постановщик.

При работе над рисунком танца очень важно учитывать само пространство, в котором происходит презентация хореографического произведения. Как уже упоминалось, часто современные хореографы используют сценические площадки, не предназначенные для танцевальных спектаклей. В этом случае большую роль играет расстояние, как между исполнителями, так и между сценической площадкой и зрителями. Постановщик должен исходить в своей работе из законов зрительной перспективы и располагать танцоров так, чтобы они воспринимались зрителем как единое целое, без пространственных пустот и провалов.





Читайте также:
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.021 с.