Игнатьев Никон Васильевич




(1895-1941)

 

Я мечтал немало,

Споря ночью с ветром,

Отыскать дорогу

К солнечному свету.

Мне хотелось голос

Обрести могучий,

Чтоб позвать вас, люди,

К жизни новой, лучшей.

(Н. В. Игнатьев; перевод В Панова)

 

1 апреля 2020 года исполняется 125 лет со дня рождения писателя, основоположника горномарийской литературы Никона Васильевича Игнатьева.

Как и у всех марийских писателей первого поколения, жизненный путь Никона Васильевича был трудным, сложным, а его конец – трагическим. Он родился 1 апреля 1895 года в бедной крестьянской семьи в деревне Чаломкино (Салым-сола) Больше-Юнгинской волости Козьмодемьянского уезда (ныне Горномарийского района Республики Марий Эл). Вырос будущий писатель в обыкновенной марийской деревне, впитывая в свою пытливую голову народные песни, сказки, устные рассказы-былички, откладывая в душе своей впечатления о разнообразии человеческих характеров и судеб. Никон Васильевич с малолетства познал тяжкий труд, горечь бедствования и унижений.

В 1921 году Н. В. Игнатьев писал в своей автобиографии:

«Жил в большой бедности. С 6-летнего возраста работал в каторжных условиях по 15 часов в сутки, вставая с 3 часов утра и ложась спать в 9-10 часов вечера. Род работы – кустарный труд по изготовлению серебряных и медных украшений, применяемых женщинами мари. Свободы на игры не знал, как лишь по праздникам. Отца после 9 лет у меня не было. Старший брат меня пуще угнетал, заставляя работать чуть ли не круглые сутки.

Учиться пошёл в 10 лет. Днём учился в школе, после школьных занятий мой старший брат заставлял меня работать. Не работать же было нельзя. Слишком мы были бедны. Лошади не имели, коров не знали, а блеяние овец только слышали. Такая бедность была следствием того, что мой отец пьянствовал и пропивал своё состояние.

Вследствие бедности я получить большое образование не мог. Окончил начальную школу, два года учился во второклассной школе и на этом я кончаю посещение школы. Кроме кустарной работы, про которую я уже говорил, я занимался крестьянством, бурлачил на Волге, Ветлуге, приходилось пилить дрова за Волгой, маяться в подёнщиках по кладке печей, окрашиванию парохода «Борис» и т. д.»

Таковы были «университеты» будущего писателя. «Но где бы я ни был, никогда не расставался с книгами, черпал из них знания», - писал он.

В скитаниях по родному краю, перебиваясь случайными заработками, сталкиваясь со многими сложностями бытия, жил Никон Игнатьев до начала мировой войны. В начале войны его взяли в армию рядовым солдатом нестроевой службы, но по слабости здоровья вскоре отпустили. И он обосновался в Казани, работал на каком-то заводе чернорабочим.

В 1915 году начал писать очерки, они печатались в газете «Казань» на русском языке. В 1925 году в газете «Марийская деревня» был опубликован его рассказ с редакционным примечанием: «Работает в газетах 10 лет». Тогда же им были написаны первые стихи на родном языке, но они не были опубликованы и не сохранились.

Сотрудничая с редакцией «Голос мари», Никон Игнатьев зарекомендовал себя хорошим журналистом. Был поставлен вопрос о его переезде в Краснококшайск (ныне Йошкар-Ола). Он становится сотрудником газеты «Марийская деревня».

В Краснококшайске Н. В. Игнатьев сблизился с писателями из луговых мари.

В ноябре 1925 года было проведено первое собрание марийских писателей и организована Марийская ассоциация писателей (МАП). В МАП включили и Игнатьева, в 1928 г. Игнатьев был избран членом правления.

 

На фото: дом в Краснококшайске (ныне Йошкар-Оле), На фото: Сурская школа, где учился

на ул. Чапаева, где жил писатель в годы работы будущий писатель.

в редакции газеты «Марийская деревня» в 1925-1927 гг.

 

Никон Игнатьев стал первым литератором, который писал свои произведения на горномарийском языке. При содействии В. Игнатьева создана газета «Незерын шамакшы» (в пер. с горномар. «Голос бедняка»), которая издавалась в Казани. Затем издание газеты было переведено в Козьмодемьянск и она была переименована в «Тӧр» («Правда»). Исключённый из РКП (б) ещё в 1922 году за «национализм», он некоторое время оставался без работы, но затем переехал в Краснококшайск, где активно участвовал в становлении газеты «Марийская деревня», много писал публикаций на русском языке.

В конце 20-х годов Н. В. Игнатьев возвращается в Козьмодемьянск, в январе 1927 года Н. В. Игнатьев женится на девушке из села Арда - Колесниковой Евдокии Ивановне.

В Козьмодемьянске мощно развернулось его литературное творчество и организаторско-журналистская деятельность в газете «Кыралшы» («Пахарь») и в журнале «У сем» («Новая мелодия»). Никон Игнатьев стал автором первого марийского романа «Вурс мардеж» («Стальной ветер»), героической повести «Комсомол ӹдӹр» («Дочь комсомола»), сатирического романа «Савик».

Роман «Стальной ветер» публиковался в журнале «У сем» в течение 1930-1931 годов, а в 1932 году был издан отдельной книгой. Так Никон Васильевич Игнатьев стал пионером марийской романистики, автором первого романа в марийской литературе.

Литературоведы называют первый роман Игнатьева историко-хроникальным. Он во многом биографичен. Название его олицетворяет революцию, которая круто изменила судьбу главного героя – Петра Ефимова. Описание его жизни до революции и в годы революции и гражданской войны ведётся на художественных фактах биографии самого автора. Но в последней части романа Н. Игнатьев направляет своего героя не по литературно-журналистской деятельности, а делает его активным борцом за колхозы. Так всё произведение, как и вся молодая советская литература того времени, пронизано романтикой классовой борьбы, резким противостоянием положительных и отрицательных героев в духе утверждавшегося метода социалистического реализма.

Повесть писателя «Дочь комсомола» рассказывает о судьбе девушки Анфисы, дочери убитой кулаками сельской активистки-коммунистки. Прототипом главной героини стала Манефа Баландаева, с которой Н. В. Игнатьев много общался, записывал факты её биографии. Он художественно образно и глубоко психологически нарисовал образ девочки-сиротки, с помощью комсомола преодолевшей все жизненные трудности, ставшей в дальнейшем активной участницей строительства новой жизни.

Иной жизненный материал воплощён в сатирическом романе «Савик». Из достоверно известных исторических фактов здесь отражён только один случай поездки жителя деревни Актушево Семёна Иорданова к царю «за правдой». В образе главного героя романа соединены наблюдения автора и в своей деревне, и полученные во время посещения других деревень родной стороны. Через похождения главного героя Савика, прикидывающегося «блаженным», «придурковатым», автор показал социальные противоречия в дореволюционной марийской деревне, угнетённое положение тружеников-крестьян, издевательства царских чиновников над ними. Автор мастерски использует фольклорные традиции родного народа и наработанные в мировой литературе сатирические приёмы.

В 1934 году Н. В. Игнатьев был принят в Союз советских писателей, избран делегатом Первого съезда Союза советских писателей.

На фото: конференция марийских писателей,

июнь 1934.Игнатьев третий справа во втором ряду

В издательских планах, утверждённых в 1937 году на следующий год, значились новые высоты художественного восхождения писателя: издание сборника избранных произведений в 25 печатных листов на родном языке, первой книги на русском языке чуть меньше объёма, антологии горномарийской поэзии на луговомарийском языке. Но…

Наступило страшное время выискивания и разоблачения «врагов народа». Чёрная туча стала сгущаться и над головой Никона Васильевича. Были запрещены к изданию переведённые им проект Конституции СССР и доклад Сталина об этом проекте, изъят из магазинов и библиотек роман «Савик». У директора горномарийского издательства П. Т. Соснова райком ВКП (б) затребовал текст выступления Игнатьева на собрании писателей. Хотя директор издательства отказался это сделать, но райком заимел этот текст и передал в НКВД как образец злостной антисоветской пропаганды. Вот отрывок из этого документа: «Работая над одним произведением антимилитаристского характера около двух лет, я в этом году, в силу сложившихся обстоятельств, очутился в крайней нужде. Дошёл до того, что остался без куска хлеба – пришлось продавать часть домашних вещей: валенки, золотые часы, детские ботинки, дошла очередь и до моей домашней библиотеки и архива, продаю и их…на обёртку. Мне выжить помогают Ромашкин и Соснов, когда у них есть чем помочь. Но часто и у них не было ничего, и тогда я дома находил голодных детей и плачущую жену. Не однажды я думал: «А что, если я удавлюсь?». В издательстве, в комнате, где мы работаем с товарищем Ромашкиным, есть электропроводка от лампочки, которая, чтобы не мешалась, в конце закинута петлёй. Я часто посматриваю на эту петлю. Встать на стол, просунуть в неё голову и … спрыгнуть со стола. Никакого голода не будет».

Какой жуткий документ, отражающий всю глубину трагедии советского писателя!

Н. В. Игнатьев обращается за материальной поддержкой в Союз писателей. Он не знал, что новый председатель Союза писателей В. М, Патраш-Петухов уже написал в обком партии, что «враг народа» С. Г. Чавайн, будучи председателем Литфонда, использовал это для поддержки других националистов, в том числе Н. В. Игнатьеву выделили более 1000 рублей.

27 июля состоялось расширенное заседание правления Союза писателей, где рассматривалось и заявление Н. В. Игнатьева о помощи. Из протокола: «VI. Разбор заявлений писателей. 1. Заявление члена ССП т. Игнатьева. Постановили: 1) Указать т. Игнатьеву на необходимость активной помощи горномарийским молодым писателям, ибо, являясь членом правления, он почти никакой работы не ведёт. Указать, что за последние годы т. Игнатьев начинает отставать от литературной жизни. Предложить т. Игнатьеву внести в кассу правления имеющуюся за ним задолженность в сумме около 350 руб. к 15 августа и погасить задолженность Литфонду в сумме 750 руб. к 1 сентября. Дальнейшая финансовая помощь будет зависеть от погашения им задолженности».

В это время в Козьмодемьянск из Йошкар-Олы пришло указание подвергнуть политической проверке всю горномарийскую литературу, в первую очередь книги Никона Игнатьева и Пет-Першута. На партийном собрании в издательстве некоторые его участники уже называли их «врагами», «националистами».

10-11 августа 1937 года в Козьмодемьянске состоялось собрание горномарийских писателей, имевшее переломное значение в судьбе Н. В. Игнатьева. В докладе «Борьба с буржуазным национализмом в марийской литературе и наши задачи» председатель правления Союза писателей Марийской АССР В. М. Петухов (Патраш) с партийных позиций подверг резкой критике практически всех местных авторов. И больше всех досталось Н. В. Игнатьеву. Ему пришлось два раза выступать с оправданием.

В протоколе, который вёл он сам, избранный на собрании секретарём, записано: «Игнатьев признаёт, что мало пишет в последнее время. Но всёже работает, вышла повесть «Тошты кола» («Старое умирает»), ряд рассказов; написана большая повесть на русском языке «В плену», но ещё окончательно её участь не решена.

Замечание т. Цендушева, что Игнатьев не состоит членом профсоюза, он находит правильным и говорит, что выбыл из него механически в 36 г., когда ввиду своих тяжёлых материальных условий создалась задолженность по уплате членских взносов».

И опять – какая трагическая участь талантливого писателя, обречённого на нищенское существование!

В постановлении собрания по предложению Патраша записано:

«В художественной литературе на горномарийском языке в образе Савика (в одноимённой книге Н. В. Игнатьева «Савик») совершенно неправильно, политически вредно показан образ большевика, революционера. Введён этот образ как «полудурак», «полуидиот». И до сих пор эта книга имеет хождение… Совещание принимает заявление т. Игнатьева к сведению, что он напишет критическую статью о политических ошибках книги «Савик».

Но сделать это Никон Васильевич не успел, как не успел вернуть долг Союзу писателей.

19 августа 1937 года он был арестован.

Тогда же были арестованы преподаватели педучилища Фёдор Данилович Данилов и Пётр Григорьевич Зайцев, инспектор РОНО Игнатий Трофимович Митюк и другие.

19 же августа Н. В. Игнатьеву был устроен первый допрос, который вёл арестовавший его Савельев. На вопрос: «Вы обвиняетесь по статье 58, пункты 10 и 11 (это – антисоветская пропаганда и участие в антисоветской организации. – К. С.) Признаёте себя виновным?» - последовал твёрдый ответ: «Нет, виновным себя не признаю, я ни в какой буржуазно-националистической организации не состоял». Следователь требовал рассказать о контрреволюционных связях с В. А. Мухиным и С. Г. Эпиным. Н. В. Игнатьев рассказал о совместной экспедиции в деревни Шелаболки и Носелы по сбору материалов о кустарных промыслах по производству деревянных тросточек и плетёных корзин. Но отрицал какие-либо политические, контрреволюционные разговоры при этом.

Других протоколов допросов Н. В. Игнатьева в «деле» не имеется. Мы знаем, что безрезультатные допросы во многих случаях следователями документально не оформлялись. Поверить, что два с лишним месяца арестанта не допрашивали, невозможно. Ясно одно: никакого «признания» от Никона Васильевича не добились.

В конце сентября 1937 года было составлено «Обвинительное заключение» по делу № 8781 (общее на 9 человек, проходивших по нему). В нём написано: В процессе следствия по делу подпольной националистической организации 3 отделу УГБ НКВД МАССР стало известно о том, что одним из членов её руководящего ядра Эпиным С. Г. была насаждена ячейка в Горномарийском районе, являющаяся филиалом подпольной организации.

В осуществление поставленной перед собой цели, т. е. свержения Советской власти, отторжения МАССР от СССР и создания буржуазно-демократической Федерации угро-финских племён под протекторатом Финляндии, горномарийская ячейка подпольной националистической организации выдвигала очередными задачами: продвижение буржуазно-националистической идеологии, подготовка кадров, шпионаж в пользу Финляндии…

Игнатьев Н. В. вёл работу по продвижению буржуазно-националистической идеологии в марийский народ. Он использовал для этой цели литературу и своё положение литературного редактора горномарийского филиала Марогиза».

В документе отмечается, что Н. В. Игнатьев виновным себя не признал, «но полностью изобличается документами, показаниями свидетелей и других обвиняемых».

«Тройка» НКВД рассмотрела дело № 8781 20 октября, по её приговору Н. В. Игнатьев был осуждён на 10 лет лагерей. В конце ноября его привезли в Йошкар-Олу, а через несколько дней отправили этапом в Тайшет. Там он вместе с Ф. Д. Даниловым попал в лагпункт № 3 «Золотая гора», работал на заготовке леса и строительстве железной дороги.

Как и многие репрессированные, Никон Игнатьев произвол в отношении себя считал местной аномалией, «творчеством» местных деятелей. Он пытался добиться «правды» в Москве, писал туда неоднократно. Но – бесполезно. В ответ на одну из своих жалоб, посланных в Москву, он получил, например, такое сообщение из Йошкар-Олы:

«1939 г. декабря 10 дня я, зам. прокурора Марийской АССР по спецделам Похвалов, рассмотрев следственное дело № 8781 по обвинению Игнатьева Никона Васильевича и его жалобу, нашёл: постановлением Тройки НКВД Марийской АССР 20.10.37 г., протокол № 20, осуждён Игнатьев Никон Васильевич на 10 лет ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей. – К. С.), считая срок с 19.08.37 г.

Следствием установлено, что Игнатьев был членом контрреволюционной националистической организации в Горномарийском районе, имел связь с центральной группой националистов г. Йошкар-Ола, в частности, с Мухиным, одним из руководителей контрреволюционной организации.

Это подтверждено: 1) показанием обвиняемого Эпина С. Г., 2) Митюк И. Т. 3) Ярускина П. И., Мухина В. А.

Игнатьев, будучи писателем, в ряде произведений протаскивал буржуазно-националистическую идеологию или прямую контрреволюционную писанину.

Постановил: в пересмотре дела Игнатьеву отказать, о чём сообщить жалобщику».

В это время, летом 1939 года, Н. В. Игнатьева перевели ещё дальше на восток, в Биробиджанский лагерь. Здесь он скончался в марте 1941 года, ему было тогда неполных 46 лет.

Его жена, Евдокия Ивановна, после ареста мужа уехала из Козьмодемьянска с сыновьями, Юрием 9 лет и Геннадием 7 лет, сменила им отчества на «Николаевич». Это спасло их от отправки в спецдетдом для детей «врагов народа». Это затем не помешало им поступить в военные училища и дослужится до звания полковника.

После восстановления доброго имени писателя, его основные произведения переиздавали на родном языке и отдельными книгами собранием в трёх и двух томах, некоторые из них переведены на лугововосточный язык.

Обложки сборника в трёх томах писателя, куда вошёл романы, повести, поэмы, пьесы, статьи, фельетоны, сатирические обозрения писателя на горномарийском языке, вышедшем в Марийском книжном издательстве в 1969 г.

Том I содержит поэзию, прозу, драматургию и публицистику.

Том II содержит избранные романы, повести и рассказы.

Том III содержит роман «Савик», фельетоны, юмористические рассказы и сатирические обозрения.

 

 

В 1981 году Марийское книжное издательство выпустило на русском языке книгу «Стальной ветер» и в 1995 году - собрание романов и повестей.

 

Обложки сборника произведений писателя в 2-х томах, куда вошли романы, повести, фельетоны, сатирические обозревания, статьи, пьесы на горномарийском языке, написанные в разные годы. Сборник был издан в Марийском книжном издательстве в 1995 г.

 

Обложки книг писателя, изданные

в Марийском книжном издательстве в разные годы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: