Йыван Осмин (Иван Иванович Логинов)




(1915-1997)

«Моя песня – от пылкого сердца…

Моя песня – свет майского дня…»

(Й. Осмин)

 

3 апреля исполняется 105 лет со дня рождения марийского поэта, переводчика, редакционного деятеля Йывана Осмина (Ивана Ивановича Логинова).

Осмин Йыван – яркий и оригинальный представитель марийской поэзии, стихи которого, по выражению М. Казакова, «…похожи на радужные марийские вышивки, а звучат, словно свирель на утренней зорьке или многострунные гусли в праздничные дни. Они волнуют, радуют своей искренностью, мудрой простотой, напевностью».

Иван Иванович Логинов (настоящее имя поэта) родился 3 апреля 1915 года в деревне Дубровка ныне Звениговского района в крестьянской семье.

 

На фото: Иван Логинов в детстве На фото: Иван Логинов с семьёй (отец и брат)

 

 

С ранних лет Ваня полюбил родную природу, его детство было тесно связано с живописными местами края – сказочными лесами, цветущими лугами, глубокими озёрами и полноводными реками. Крестьяне Дубровки и соседних деревень были заядлыми рыбаками, охотниками, лесорубами, и Иван научился этим ремёслам. Позже всё это найдёт яркое отражение в его творчестве, в таких стихотворениях, как «Пӱнчер» («Сосняк», 1940), «Элнет» («Я люблю тебя, Элнет!», 1945), «Керебеляк» (1958), «Пӱнчерыште» («В бору», 1963), «Муро ден жап» («Песня и время», 1964). Любовь к природе, поэтическое восприятие мира, а также сильные впечатления от творчества С. Чавайна, Н. Мухина, Шабдара Осыпа, произведениями которых он зачитывался в юности, - вот то, что сформировало будущего поэта.

Иван Логинов окончил Сотнурскую семилетнюю школу, учителя которой сыграли большую роль в выборе его жизненного пути. Например, Никифор Сидорович Сидоров, земляк С. Г. Чавайна, рассказывал ученикам о своих встречах с марийскими писателями и знакомил с их творчеством. Иван Васильевич Коротков, который в своё время дружил с В. М. Васильевым (Ӱпымарий), И. С. Ключниковым (Палантаем), М. С. Герасимовым (Микаем), проводил в школе литературные вечера по творчеству этих писателей. Татьяна Дмитриевна Атлашкина, родная сестра известной марийской художницы Е. Д. Атлашкиной, много рассказывала детям о сестре, знакомила их с её художественным творчеством. После окончания школы И. И. Логинов поступил в Йошкар-Олинский педтехникум. Во время учёбы он был активным членом литературного кружка, его стихи появлялись на страницах местных газет и в журнале «Пионер йӱк». Первое стихотворение «У муро» («Новая песня») было опубликовано в 1931 году в газете «Марий ял».

На фото: И. Логинов (Й. Осмин) в 30-е годы.

А уже в 1935 году была выпущена его первая поэтическая книга «У тукым» («Молодое племя»), куда вошли стихи, посвящённые детям.

В 1936-1938 годах Осмин Йыван заочно учился в Литературном институте в Москве.

В годы сталинских репрессий писателю пришлось уехать из Йошкар-Олы. В это время он работал в школах сначала Марийской, затем Татарской АССР. В республику вернулся в 1940 году. Стал литературным консультантом Союза писателей МАССР, позднее – младшим научным сотрудником МарНИИ.

Судьба Осмина Йывана и всё его творчество оказались тесно связаны с жизнью марийской деревни. Образ малой родины, природа родного края стали главными темами его творчества. Любовью к марийской природе, к её неяркой, но милой сердцу красоте наполнены многие стихотворения поэта.

И. Осмин в национальной марийской рубашке

Он находит особое очарование в простых, естественных явлениях окружающего мира. Лучшие его стихотворения лишены всякого пафоса, далеки от каких бы то ни было важных исторических и политических событий страны и при этом написаны красивым образным языком. Всё это делает поэзию Осмина Йывана понятной и близкой читателю, находит отклик в его душе.

Влюблённый в свой лесной, озёрный край, Осмин Йыван тонко чувствует окружающее и воспринимает всё одухотворённо. В то же время пейзажная лирика поэта неразрывно связана с человеком, отражает повседневные дела и заботы людей. Через картины природы поэт показывает изменения в жизни народа, сравнивая прошлое с настоящим. Ярким примером такого художественного метода в творчестве Осмина Йывана можно назвать стихотворение «Шемшыдаҥ пасу» («Гречичное поле», 1937), «Ошын койын полан пеледалын» («Зацвела под окошком калина», 1937), «Элнет» («Я люблю тебя, Элнет!», 1945), «У теҥыз толкын» («Сердце матери», 1936) и другие. Особое внимание поэт уделяет осмыслению взаимоотношений между человеком и природой, выступая в этом вопросе страстным гуманистом, поклонником и защитником живой природы (стихотворение «Шем ойган ош почеламут» - «Белый стих о чёрном горе», «Ломбо шортеш» - «Плачет черёмуха», «Пӱнчерыште» - «В бору»).

В период Великой Отечественной войны Осмин Йыван работал заведующим отделом сельского хозяйства редакции газеты «Марий коммуна». По служебным делам поэт часто бывал в колхозах, там своими глазами он наблюдал тяжёлый, самоотверженный труд крестьян, прежде всего женщин и подростков. Под впечатлением от увиденного поэт пишет поэмы «Патыр тукым» («Богатырское племя», 1942), «Шӧртньӧ шыже» («Золотая осень», 1944), поэму-очерк «Шайра» (1944) и другие.

В 1943 году Осмин Йыван выпускает сборник стихов «Онар» («Исполин»), где воспевает мужество и подвиги простых солдат на фронте, героический труд людей в тылу.

В военные годы поэтом создан ряд глубоко патриотических произведений. К ним можно отнести песню «Ой, кодалеш, кодалеш…» («Ой, останется, останется…»), посвящённую Герою Советского Союза, уроженцу марийского края С. Р. Суворову, текст сюиты «Геройым вашлиймаш» («Встреча героя»), стихотворение «Мемнан уремыштат пайрем» («На нашей улице праздник») и другие произведения, получившие всенародное признание.

Среди стихотворений этого времени выделяется лирическая исповедь защитника Отечества перед его отъездом на фронт – «Чеверын» («Прощальная ночь», 1942). «Здесь каждая строка звучит как натянутая струна, - отмечал М. Казаков. – Высокий эмоциональный пафос, зримые картины зимнего вечера, стремление человека попасть как можно быстрее на фронт дали стихам дыхание особой силы, подняли их до обобщающих высот подлинной гражданственности».

Окончание Великой Отечественной войны стало праздником для всей страны. Радость победы, предчувствие новой, счастливой жизни, мощный эмоциональный подъём наполняют сборник песен поэта «Алал кумыл дене» («От всей души», 1945).

Выросший в крепкой крестьянской семье, Осмин Йыван в жизни был осторожным и осмотрительным человеком, благодаря чему он долгое время избегал тех опасностей, которые подстерегали всех мало-мальски активных интеллигентов того времени. Так, после ареста Олыка Ипая он сжёг всю переписку с ним, в мае-июне 1937 года уничтожил весь свой архив – журналы, письма, книги С. Чавайна, Шабдара Осыпа, В. Мухина-Сави, Г. Кармазина. Переждал 1937-1939 годы в отдалённом, безопасном месте, но оказался не готов ко второй волне репрессий. В 1949 году Осмина Йывана обвинили в «антисоветской деятельности». Он был арестован, разделив судьбу многих талантливых поэтов и писателей тех лет. В 1950-1955 годах отбывал наказание в тюрьме города Салават (Башкирия). Но тяжёлые испытания судьбы не сломили вдохновенного певца родной земли и природы. В годы заключения он продолжал наблюдать, изучать жизнь вокруг, накапливая впечатления для будущего творчества.

Вернувшись домой, Иван Иванович работал в Маркнигоиздате, редакциях газет «Марий коммуна», «Колхозная правда» (Морки), в журнале «Ончыко» и, конечно же, продолжал писать стихи. Он снова возвращается к творчеству для детей и создаёт сборник стихов «Ужар жап» («Зелёное время», 1957), «Песня и время» (1968).

 

Обложка книги стихов и поэм

«Песня и время», Марийское

книжное издательство, 1968 г.

Как бывшего педагога, Осмина Йывана привлекала тема детства, жизнь и интересы детей, поэтому произведения для детей занимают одно из главных мест в его творчестве. Впоследствии поэт ещё не раз будет писать для детей, выпустит сборники «Поро кече» («Добрый день», 1963), «Йомак-влак» («Сказки», 1963), поэму «Лётчик» (1973). Его задорные стихи и песни, поэмы и сказки, написанные для детей, отличаются звонкими ритмами, обилием междометий и звукоподражаний, яркими эпитетами и сравнениями.

Обложка книги«Заяц Меран»,

Марий книга савыктыш, 1995 г.

Да и вся поэзия Осмина исходит из глубин марийской народной лирики, она мелодична и задушевна, как народные песни, которые поэт очень любил. Им собрано большое количество этих песен, часть которых он издал в сборнике «Марий муро» («Марийские песни», 1945). Слог Осмина Йывана образный, звучный, гибкий, вбирающий в себя все оттенки, нюансы родной речи. Его лирические произведения с трудом поддаются переводу на другие языки из-за особой манеры изложения, игры слов и звуков. Этим, по-видимому, объясняется тот факт, что до сих пор лишь малая часть творчества поэта переведена на русский язык.

Некоторые стихи Осмина Йывана были положены на музыку марийскими композиторами (Н. Сидушкиным, А. Искандаровым, К. Смирновым) и стали популярными песнями. Среди них такие, как «Шочмо эл» («Родина»), «Шӱдыр нерген муро» («Песня о звезде»), «Тали-дали гармонет» («Развесёлая гармонь»), «Юл воктене» («На Волге»). Также поэт – один из авторов либретто первой марийской оперы Э. Сапаева «Акпатыр». За время творческого пути Осмин Йыван написал более десяти поэм. Наиболее известной и популярной стала поэма «Уна» («Гостья», 1956-1958), где автор показывает, насколько сильной бывает в людях любовь к родным местам, как тянет человека родимая сторона, привычная работа, дом.

Обложка поэмы «Гостья»,

Марийское книжное

издательство, 1985 г.

 

Заслуживает внимания и его поэма «Оҥгыран гармонь» («Голосистая гармонь», 1978), посвящённая марийской интеллигенции. Перед читателем возникают яркие образы известных писателей, музыкантов, артистов, учёных. Среди них С. Чавайн, С. Николаев, В. Колумб, Олык Ипай, Н. Арьан, Н. Конакова, В. Мухин-Сави и другие. Голосистая гармонь в поэме выступает собирательным образом, символом всех этих людей, посвятивших свою жизнь культуре и искусству родного края.

В последние годы жизни поэт работал над романом-хроникой «Кава ден мланде коклаште» («Между небом и землёй», 1996). Это многоплановый рассказ-размышление «о времени и о себе», охватывающий период событий 20-50-х годов прошлого столетия.

Осмин Йыван занимался также художественными переводами. Он перевёл на марийский язык стихи и поэмы А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Крылова, Н. Некрасова, И. Бунина, А. Блока, Р. Гамзатова, повести «Первая любовь», «Ася» И. Тургенева, пьесы «Два веронца», «Комедия ошибок» У. Шекспира, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Женитьба» И. Гоголя и другие. Особенность этих переводов в том, что, сохраняя своеобразие оригинала, поэт придаёт им звуковые особенности марийской речи, напевность и мелодичность.

Осмин Йыван активно работал и как журналист: писал фельетоны, сатирические миниатюры, юмористические рассказы, был одним из основателей журнала «Пачемыш» («Оса»). Он печатался под псевдонимами Мин, Йыван, Лого, И. Логинов, И. Ошкер, И. Иванов.

Многолетний и плодотворный труд поэта не остался незамеченным Он был награждён почётными четырьмя грамотами Президиума Верховного совета МАССР (1941, 1944, 1945, 1963 годы), медалью «За трудовую доблесть». В 1993 году Осмин Йыван получил государственную премию Республики Марий Эл им. С. Г. Чавайна в области литературы, в 1997 году – удостоен высокого звания народного поэта Республики Марий Эл. С 1940 года он – член Союза писателей СССР.

«Я – нестареющий поэт», - сказал однажды о себе Осмин Йыван, рассказывая о своём неуёмном характере, беспокойном сердце. И это действительно так. Ведь лирика, воспевающая красоту природы и души марийского народа, востребована и сегодня. Его поэзия, черпающая силу и образность из сокровищницы устного народного творчества, обогатила марийскую литературу и вошла в золотой фонд национальной поэзии.

Поэт умер 6 апреля 1997 года, похоронен на родине, в Звениговском районе.

На протяжении многих лет в библиотеках Звениговского района, в знак памяти поэта Йывана Осмина, проходят Осминовские чтения. На праздник всегда съезжаются гости, проходит конкурс чтецов, в котором участвуют жители района, учащиеся школ и все желающие. Поэта помнят и чтут граждане нашей Республики Марий Эл

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: