Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 200»
Города Чебоксары Чувашской Республики
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании Заведующий
педагогического совета ____________ М. В. Федина
Протокол №_____ Приказ №_____
от «___»__________20____года от «___»__________20____года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области
«Физическое развитие»
на период с 1 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года
Программу разработали:
Инструктора по физической культуре
Зайцева Ольга Николаевна
Антонов Сергей Станиславович
г. Чебоксары
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цели и задачи реализации Программы 4
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы 5
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного возраста 6
1.5. Планируемые результаты освоения Программы 11
Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности 12
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 18
2.3. Содержание коррекционной работы 21
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 28
2.5.Способы и направления поддержки детской инициативы 30
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 31
Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы 33
3.2. Обеспеченность методическими материалами 35
3.3. Ежедневная организация жизни и деятельности детей 36
3.4. Особенности традиционных событий, праздников 38
|
3.5. Особенности организации предметно-развивающей среды 39
3.6. Календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование) 40
Целевой раздел
Пояснительная записка
Образовательная программа дошкольного образования (далее по тексту Программа) реализуется в течении всего периода пребывания детей в дошкольном учреждении. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и разработана с учетом требований основных нормативных документов различного уровня. Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в двигательной деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Нормативное обеспечение Программы:
1. Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.);
2. Конституция Российской Федерации;
|
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр. Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. N 1155);
6. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
7. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г. в ред. Постановления Правительства от 20.12.2011 № 1034;
9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
10. Закон «Об образовании в Чувашской Республике». Принят Государственным Советом Чувашской Республики 23 июля 2013 года;
11. Приказ министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики от 21.01.2014 № 85 «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Чувашской Республике»;
|
12. Приказ министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики от 10.04.2014 № 651 «О подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Цели и задачи реализации Программы
Обязательная часть
Во всех группах образовательная деятельность реализуется в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, — М.: Мозаика - Синтез, 2017.
Цель: развитие личности, мотивации и способностей детей в двигательной деятельности.
Задачи:
1. Обеспечивать приобретение опыта в двигательной деятельности детей;
2. Развивать физические качества;
3. Обеспечивать правильное формирование опорно-двигательной системы организма;
4. Развивать крупную и мелкую моторику обеих рук;
5. Обеспечивать выполнение основных движений;
6. Формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
7. Обеспечивать овладение подвижными играми с правилами;
8. Способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
9. Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни;
10. Обеспечивать овладение элементарными нормами и правилами жизнедеятельности.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Чувашская Республика - одна из многонациональных регионов Российской Федерации. В ней проживают 4- национальные группы: чуваши, русские, татары, мордва, что находит свое отражение в национальном составе возрастных групп в дошкольных образовательных организациях республики. В связи с этим, содержание образовательной деятельности в этих группах построено с учетом специфики национальных, социокультурных условий. Цели и задачи вариативной части определяются в соответствии с парциальными программами и педагогическими технологиями, разработанными в Чувашской Республике.
«Программа воспитания ребенка-дошкольника», Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995 (раздел «Гигиеническое воспитание и двигательная деятельность»)
Цель: воспитание целостной и гармоничной личности ребёнка, развитие его индивидуальности в двигательной деятельности.
Задачи:
1. Формирование у ребёнка устойчивой потребности в двигательной деятельности, интереса к различным видам и формам занятий физической культурой, желания участвовать в них;
2. Развитие у ребёнка способности эстетического восприятия движений, спортивных упражнений, выступлений;
3. Обогащение содержания двигательной деятельности ребёнка чувашскими народными подвижными играми;
4. Расширение знаний ребёнка о национальных особенностях физической культуры чувашского, русского и других народов Поволжья (традиционные виды спорта, народные праздники).
Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья» И.В. Махаловой, Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2015г.
Цель: формирование физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о народных традициях физического воспитания, проявляющие интерес и желание заниматься физическими упражнениями национального содержания.
Задачи:
1. Познакомить ребенка с народным опытом формирования физически крепкого, закаленного, жизнерадостного и трудоспособного поколения;
2. Содействовать обогащению у детей двигательного опыта, становлению ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни, занятиям физическими упражнениями;
3. Воспитывать у детей уважение и бережное отношение национальным традициям физического воспитания своего народа и народов ближайшего национального окружения;
4. Способствовать развитию у детей национальной идентификации, формированию позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему народу и народам ближайшего национального окружения.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Обязательная часть
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
5) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
6) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации;
7) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
8) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
9) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
10) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
11) сотрудничество Организации с семьей;
12) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
13) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
14) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).