Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности




Так как прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании [15, с.31].

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.

На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства итруда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования [1, с. 47].

По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации [18, с. 55].

Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

К показателям снижения себестоимости относятся следующие показатели:

- показатели, связанные с повышением технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);

- показатели, связанные с улучшением организации труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда);

Основными задачами анализа себестоимости промышленной продукции являются:

- установление динамики важнейших показателей себестоимости;

- определение затрат на рубль товарной продукции;

- выявление резервов снижения себестоимости.

Анализ затрат на производство по элементам и статьям калькуляции, проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.

Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.

Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.

Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен [9, с.13-14].

Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.

Подобный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее групп показателей, факторный анализ может строится следующим образом.

Рентабельность продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).

Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периода соответственно. Тогда по определению:

 

K0=(N0-S0) / N0. (1.6)

K1=(N1-S1) / N1.

DK=K1-K0.

 

где P1,P0 — прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;

N1,N0 — реализация продукции (работ, услуг) соответственно;

S1, S0 — себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;

DK — изменение рентабельности за анализируемый период.

 

Влияние фактора изменения цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных подстановок):

 

DKN=(N1-S0) / N1 - (N0-S0) / N0. (1.7)

 

Соответственно влияние изменения себестоимости даст общее изменение рентабельности за период:

 

DKS=(N1-S1) / N1 - (N1-S0) / N1. (1.8)

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

 

DK=DKN-DKS. (1.9)

 

Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий: рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости; снижение себестоимости при постоянном объеме выручки; либо больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости.

Рентабельность производственных активов также легко моделируется по факторным зависимостям:

 

KП.К.=P/(F+E)=(P/TR)*(TR/(F+E)) (1.10)

 

где: KП.К — рентабельность производственных активов;

P — чистая прибыль;

F — стоимость основных производственных фондов;

E — средняя сумма оборотных средств;

TR — выручка от реализации.

 

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью фондов KП.К, производственных активов (P/(F+E)), рентабельностью реализации (P/TR), и фондоотдачей (TR/(F+E)). Экономический смысл заключается в том, что формула прямо показывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов [19, с. 52-55].

Необходимо рассмотреть еще одну факторную модель рентабельности:

 

P/PK=(P/TR)*(TR/TK)*(TK/PK) (1.11)

где: PK — собственный капитал;

TK — совокупный капитал.

 

Как видно, рентабельность собственного капитала (P/PK) зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P/TR), скорости оборота совокупного капитала (TR/TK), и соотношения собственного и заемного капитала. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности.

Однако необходимо сделать следующую оговорку. При анализе факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул иногда искажается экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств. К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности. В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности [2, с. 270].

Прибыль и рентабельность в условиях формирования рыночной экономики являются важнейшими показателями хозяйственной деятельности сельхоз организаций и предприятий. Эти показатели отражают все стороны деятельности предприятий: объем и структуру оборота, рациональное использование ресурсов, осуществление мероприятий по совершенствованию организаций и технологий производственных процессов и т.д.

Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко ограничить, оно весьма велико. Вес факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.

К внутренним факторам, влияющих на прибыль и рентабельность, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные с увеличением выручки.

К основным внешним факторам, формирующим прибыль сельскохозяйственного предприятия можно отнести следующие факторы:

1. Емкость рынка.

От емкости рынка зависит выучка сельскохозяйственного предприятия. Чем больше емкость рынка, тем и больше возможности предприятия по получению прибыли.

2. Развитие конкуренции.

Оно оказывает отрицательное влияние на сумму и уровень прибыли, т.к. оно приводит к усреднению нормы прибыли. Конкурентная борьба требует определенных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли.

3. Размер цен.

В условиях конкуренции повышение цен не всегда приводит к адекватному повышению продажных цен. Сельхоз предприятия стремятся меньше работать с посредниками, выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает товары одного уровня качества по более низким ценам.

4. Цены на услуги предприятий транспорта, коммунального хозяйства, ремонтных и других предприятий.

Повышение цен и тарифов на услуги увеличивает текущие расходы предприятий, уменьшает прибыль и снижает рентабельность торговой деятельности.

5. Развитие профсоюзного движения.

Предприятие стремится к ограничению расходов на заработную плату. Интересы работников выражают профсоюзы, которые ведут борьбу за повышение размеров оплаты труда, что создает предпосылки для снижения прибыли предприятия.

6. Развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг.

7. Регулирование государством деятельности сельхоз предприятий. Этот фактор относится к числу основных, определяющих размер прибыли и рентабельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: