ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ. ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ




КОМПЛЕКСЫ

УТРЕННЕЙ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ

 

Младшая группа

 

Л.И. Пензулаева

«Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста» (3-7 лет). - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 128 с.

 

 

Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при усло­вии систематического ее выполнения детьми. Физические упраж­нения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюде­нии режима), во второй половине дня на прогулке и в помещении. Построение комплексов оздоровительной гимнастики должно опи­раться на основные структурные принципы и соответствовать об­щепринятой схеме.

Как правило, комплексы гимнастики вклю­чают

· различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания);

· общеразвивающие упражнения с предметами (кубики, мячи, кегли, палки и т.д.) и без них,

· подвижные игры малой и сред­ней активности, эстафеты.

Ходьба и бег в начале гимнастики — это небольшая разминка, затем дети выполняют упражнения общеразвивающего характера для мышц спины, плечевого пояса, живота и ног.

Упражнениям общеразвивающего характера отводится основная роль (по объему и значимости), их многофункциональность спо­собствует оздоровлению организма, развивает силы мышц, подвиж­ность суставов, формирует правильную осанку и умение ориенти­роваться в пространстве.

Правильное соблюдение исходных положений — обязательное условие при выполнении каких-либо гимнастических упражнений. Объяснение и показ упражнений воспитателем должны быть чет­кими и краткими. Особенно нежелательна длительная статическая поза, что отрицательно сказывается на осанке в целом и в основ­ном формировании свода стопы ребенка.

Игровые задания, подвижные игры малой и средней активности служат дополнением к двигательной нагрузке оздоровительного комплекса, вносят разнообразие и доставляют детям радость и удо­вольствие.

В заключение комплекса, как правило, проводится ходьба в уме­ренном темпе или несложное игровое задание для приведения всех

функций и систем организма детей в относительно спокойное со­стояние.

В зависимости от физической подготовленности каждой возра­стной группы детей, условий и места проведения оздоровительной гимнастики (зал, площадка, лужайка, парк) можно вносить изме­нения и дополнения в комплексы. Главное, чтобы дети были здоро­вы, бодры, веселы и занимались с удовольствием.

Предлагаемые комплексы оздоровительной гимнастики для де­тей дошкольного возраста разработаны с учетом специфики прове­дения упражнений в осенний, зимний, весенний и летний периоды.


 

КОМПЛЕКСЫОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Дети четвертого года жизни стараются достаточно уверенно вы­полнять упражнения в ходьбе и беге, иногда с хорошей координа­цией движений рук и ног. Однако у большинства детей во время ходьбы руки прижаты к туловищу и походка в основном шаркаю­щая. Темп ходьбы еще неравномерный, с неодинаковой длиной шага. В беге согласованность движений рук и ног несколько лучше по сравнению с ходьбой. Это связано с тем, что быстрый темп пере­движения для ребенка более характерен, чем медленный, однако и в беге координация движений также еще несовершенна. Малыши бегут на всей стопе, работа рук выражена нечетко.

Предполагаемые упражнения направлены на освоение ходьбы и бега — в колонне по одному, по кругу, с остановкой по сигналу воспитателя, с выполнением различных заданий, с изменением на­правления движений. Все эти двигательные задания в ходьбе и беге развивают ориентировку в пространстве, умение реагировать на сигнал воспитателя, приучают к совместным действиям с дру­гими детьми и т.д.

Гимнастические упражнения общеразвивающего характера про­водятся с предметами и без них. В начале обучения целесообразно построить детей в круг, шеренги, около предметов, которые будут служить для детей ориентиром правильного построения.

Воспитатель следит за тем, чтобы все дети занимали правиль­ное исходное положение, именно оно определяет физическую на­грузку на различные группы мышц. Исходные положения разно­образны — стоя, сидя, в стойке на коленях, лежа на спине и животе (при условии занятий в помещении). Важна также и последова­тельность перехода от одного исходного положения к другому. Так, для перехода из исходного положения стоя в положение стойка на коленях надо, чтобы дети спокойно присели и затем плавно опус­тились (не ударяя колени о пол). Для перехода из положения стоя в положение лежа предлагается сначала поставить ноги поближе, плавно опускаясь присесть, а затем уже лечь. В положении стоя для малышей, как правило, используют две позиции ног: на шири­не ступни и на ширине плеч.

У детей 3-4 лет крупная мускулатура в своем развитии преоб­ладает над мелкой, но в то же время детям этого возраста вполне доступны упражнения в поднимании рук в стороны, вверх, накло­ны, приседания, что воспитывает навык владения своим телом.

Воспитатель должен выполнять упражнения вместе с детьми, показывая, поясняя их и задавая тем самым правильный темп. На­клоны и приседания педагог может делать вместе с детьми 2-3 раза, а далее малыши выполняют их самостоятельно, следуя его указа­ниям.

Ритм прыжков обычно задается музыкальным сопровождением или ударами в бубен (хлопки в ладоши или четкое произнесение слов «раз-два» и т.п.). Несколько прыжков вместе с детьми выпол­няет и педагог, а в паузе он делает те или иные замечания.

Младший дошкольник еще не может сознательно регулировать дыхание, поэтому при выполнении гимнастических упражнений следует обращать внимание на момент выдоха, а не вдоха. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки.

Физическую нагрузку при выполнении гимнастических упраж­нений (в ходьбе, беге, игровых заданиях) можно регулировать, на­блюдая за внешними признаками утомления детей. Это могут быть появление одышки, бледность лица или его покраснение, наруше­ние координации. Педагогу необходимо обращать внимание на любые жалобы ребенка во избежание нежелательных последствий.

Двигательные навыки и умения, формируемые у малышей в про­цессе освоения ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений еще непрочны и требуют многократных повторений. Внимание у них еще неустойчиво, оно легко нарушается при изменении окружаю­щей обстановки. Так, если упражнения проводятся на площадке, то стоит пробежать кошке или собаке, пролететь птичке, дети тут же отвлекаются. Здесь нужно умело переключить внимание детей на задание с минимальной потерей времени и даже постараться ис­пользовать создавшуюся ситуацию. «Даже птички прилетели, — го­ворит педагог, — чтобы посмотреть, как вы занимаетесь!»

После гимнастических упражнений воспитатель предлагает де­тям несложное игровое задание, игру малой подвижности или ходь­бу в спокойном темпе.

 

 

 

Осенний период


СЕНТЯБРЬ

Комплекс 1

1. Ходьба с одной стороны площадки на противоположную за воспитателем — посмотрим на осенние листочки.

Упражнения без предметов

 

2. И. п. — ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Вынести руки вперед, хлопнуть в ладоши перед собой, вернуться в исходное положение (5 раз).

3. И. п. — ноги на ширине ступни, руки на поясе. Присесть, положить руки на колени, вернуться в исходное положение (5 раз).

 

4. И. п. — ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Поднять руки в стороны, вернуться в исходное положение (5 раз).

 

5. И. п. — ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах в чередовании с небольшой паузой (2-3 раза).

 

6. Ходьба в колонне по одному за воспитателем (у него в руках флажок).

Комплекс 2

1. Бег с одной стороны площадки на другую за мячом (воспитатель прокатывает мяч большого диаметра); ходьба на другую сторону площадки за воспитателем (у него в руках мяч).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: