1) электромиографическая биообратная связь;
2) температурная биообратная связь;
3) электрокожная биообратная связь;
4) электроэнцефалографическая биообратная связь.
При электромиографической биообратной связи происходит научение процессу расслабления конкретной мышцы или группы мышц, а также об- шей релаксации. Методика температурной биологической обратной связи позволяет обрести навыки расширения и сужения периферических сосудов, что приводит к изменению температуры конечностей и тела. Электрокожная биообратная связь дает возможность научиться контролировать кожно-галь- ванические реакции, влияя на симпатическую нервную активность. При элек- троэнцефалографической биообратной связи происходит формирование на- выков изменения биоэлектрической активности головного мозга при помощи изменения соотношения волн различной частоты и в первую очередь увели- чения альфа-активности для снижения уровня возбудимости и успокоения.
Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия изобилует методиками, ос- нованными на выработке условно-рефлекторной деятельности с целью ку- пирования психопатологической симптоматики или навыков адекватных привычек взамен неадекватных, невротических. Наиболее известными мето- диками являются методики «систематической десенсибилизации» и «пара- доксальной интенции», применяемые для лечения навязчивых страхов. При
«систематической десенсибилизации» происходит погружение человека в си- туацию, вызывающую страх (воображаемую или реальную), с формировани- ем новой адекватной реакции на ситуацию и затуханием старой болезнен- ной. Методика, называемая «парадоксальной интенцией», направлена на изменение отношения пациента к фобиям за счет «переворачивания» этого отношения и доведения ситуации до абсурда (при эрейтофобии, страхе по- краснеть — научение настроить себя так: «Ну, покажи-ка всем, как ты умеешь
|
I краснеть. Пусть все увидят, как это тебе удается»). Задача парадоксальной интенции — лишить эмоционально негативного подкрепления страхов, за-
менив их на иронию и юмор.
Нейролингвистическое программирование представляет собой систему пси- хологических манипуляций на основании изучения лингвистической мета- модели человека, суть которой заключается в признании шаблонности для каждой группы людей или одного человека лингвистической системы позна- ния мира и самого себя, выражения чувств и решения проблем. Для этого в нейролингвистическом программировании (НЛП) существует понятие мо- дальности — наиболее типичном и характерном для индивида способе вос- приятия и отражения окружающей реальности. Выделяют три разновиднос- ти модальности: визуальная, аудиальная и кинестетическая. После выявления доминирующей модальности человека предполагается коррекция его пове- дения, которая может самим человеком осознаваться или не осознаваться. В первом случае можно говорить об управлении индивидом, во втором — о ма- нипулировании им с помощью вербальных и невербальных методов. Цель
ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ТЕРАПИЯ
программирования — выработка определенной стратегии поведении, жела- тельной для человека или окружения.
В рамках нейролингвистического программирования используется не- сколько техник: «якорение», «взмах», «взрыв», «метафора». Основным же счи- тается «рефрейминг» — переформирование личности, придание ей новой за- данной формы. В основе рефрейминга лежат следующие базовые положения нейролингвистического программирования:
|
1. Любой симптом, любая реакция, либо поведение человека изначально носят защитный характер и поэтому полезны; вредными они считают- ся только тогда, когда используются в несоответствующем контексте.
2. У каждого человека существует своя субъективная модель мира, кото- рую можно изменить.
3. Каждый человек обладает скрытыми ресурсами, позволяющими изме- нить и субъективное восприятие, и субъективный опыт, и субъектив- ную модель мира.
Рефрейминг осуществляется чаще всего в шесть этапов. На первом опре- деляется симптом; на втором пациенту предлагается произвести своеобраз- ное «расщепление» себя на части (здоровую и патологическую, представлен- ную симптомом), вступить в контакт с частью, отвечающей за формирование и проявление симптома, и осмыслить механизм его возникновения; на тре- тьем осуществляется отделение симптома от первоначального мотива (наме- рения); на четвертом — обнаружение новой части, способной удовлетворить это намерение иными путями, с «постановкой якоря» (ассоциативной связи между событиями или мыслями); на пятом и шестом — формирование согла- сия всего «Я» на новую связь.
В процессе психодрамы происходит разыгрывание человеком ролей с целью изучения внутреннего мира и выработки навыков оптимального социального поведения. Как правило, психодрама используется при наличии у индивида характерологических, коммуникативных девиаций и «комплекса неполноцен- ности». Человек в процессе игровой деятельности усваивает стереотипы пове- дения в различных жизненных ситуациях, апробирует их, выбирает наиболее подходящие и тем самым преодолевает коммуникационные проблемы.
|
Трансактный анализ рассматривает личность человека как совокупность трех состояний «Я», условно названных Родитель, Взрослый и Ребенок. Суть их заключается в генетически запрограммированном паттерне поведения и проявлении эмоциональных реакций. Ребенок проявляет себя инфантиль- ными чертами характера и отношения к реальности, Взрослый — признака- ми зрелой психической деятельности, а Родитель характеризуется наличием нормативных и оценивающих стереотипов поведения. Психологическое вза- имодействие, с точки зрения Э. Берна, происходит в виде диадного контакта (трансакции) при использовании тех или иных ролей. Основная цельтрансакт- ного анализа состоит в том, чтобы помочь индивиду понять особенности его взаимодействия с окружающими с помощью соответствующей терминоло- гии и обучить его нормативному и оптимальному поведению.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИЛНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Психотерапия
Психотерапия — это один из видов оказания психологической помощи и психологического воздействия на пациента с целью купирования психопато- логической (в первую очередь невротической и психосоматической) симп- томатики. Как было показано выше, психотерапия относится к сфере меди- цинской деятельности, поскольку: а) сочетает в себе психологические и обшемедицинские знания в отношении показаний и противопоказаний; б) накладывает на психотерапевта ответственность (в том числе уголовную) за ненадлежащее или несоответствующее (неквалифицированное) использо- вание методов и способов психотерапии.
Целью психотерапии в узком понимании термина становится исцеление пациента от психопатологической симптоматики в рамках невротических, характерологических (личностных) или психосоматических расстройств. Выбор конкретной психотерапевтической методики зависит от ряда объек- тивных и субъективных факторов. Среди объективных выделяются:
1) характер психопатологического симптома (синдрома);
2) этиопатогенез психических расстройств;
3) индивидуально-психологические особенности пациента.
Среди субъективных параметров важное значение придается: а) индиви- дуально-психологическим особенностям психотерапевта; б) широте его пси- хотерапевтических знаний и навыков; в) ситуационным моментам (наличие времени и соответствующего места для проведения психотерапевтического сеанса).
Ориентация на выделенные клинические параметры обосновывается эф- фективностью тех или иных методик, практикуемых теми или иными психо- терапевтами при определенных психических состояниях и процессах у паци- ента. Наиболее известными и распространенными психотерапевтическими методами являются: суггестивные (гипноз и иные формы внушения), психо- аналитические (психодинамические), поведенческие, феноменологически- гуманистические (например, гештальттерапия), используемые в индивидуаль- ной, коллективной и групповой формах.
Под суггестивными методами понимаются разнообразные психологические воздействия с помощью прямого или косвенного внушения, то есть вербаль- ного или невербального влияния на человека с целью создания у него опреде- ленного состояния или побуждения к определенным действиям. Нередко внушение сопровождается изменением сознания пациента, созданием спе- цифического настроя к восприятию информации со стороны психотерапев- та. Оказание суггестивного воздействия подразумевает наличие у человека особых качеств психической деятельности: внушаемости и гипнабельности. Внушаемость — это способность некритично (без участия воли) восприни- мать получаемую информацию и легко поддаваться убеждению в сочетании с признаками повышенной доверчивости, наивности и иных черт инфантилиз- ма. Гипнабелъностъ — это психофизиологическая способность (восприимчи-
ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ТЕРАПИЯ
вость) легко и беспрепятственно входить в гипнотическое состояние, подда- ваться гипнозу, то есть изменять уровень сознания с формированием пере- ходных между сном и бодрствованием состояний.
Выделяют три стадии гипноза: летаргическую, каталептическую и сомнам- булическую. При первой у человека возникает сонливость, при второй — при- знаки каталепсии — восковая гибкость, ступор (обездвиженность), мутизм, при третьей — полная отрешенность от реальности, снохождения и внушен- ные образы. Применение гипнотерапии является обоснованным при истери- ческих невротических, диссоциативных (конверсионных) расстройствах и истерических личностных расстройствах.
Внушение, используемое в виде гетеросуггестии (внушения, производи- мого другим лицом) и аутосуггестии (самовнушения), направлено на снятие эмоциональных невротических симптомов, нормализацию психического со- стояния человека в кризисные периоды, после воздействия психических травм и как способ психопрофилактики. Эффективно применение суггестивных методов психотерапии для снятия психологических дезадаптивных типов ре- агирования индивида на соматическое заболевание. Используют косвенные и прямые способы внушения. При косвенном прибегают к помощи добавоч- ного раздражителя.
Психоаналитическая психотерапия исходит из значимости бессознательного механизма формирования психопатологической симптоматики (невротиче- ской, психосоматической) и вследствие этого направлена на перевод бессо- знательных влечений в сознание человека, их переработку и отреагирование. В классическом психоанализе выделяются такие психотерапевтические ме- тодики, как метод свободных ассоциаций, реакции переноса и сопротивления. При применении метода свободных ассоциаций человек продуцирует поток мыслей, воспоминаний детства, не подвергая их анализу и критике, а психо- терапевт-психоаналитик оценивает, рассортировывая в зависимости от зна- чимости, стараясь выявить вытесненные из сознания патогенные детские переживания. Затем от пациента требуется отреагирование (катарсис) значи- мых переживаний с целью избавления от их негативного влияния на психи- ческую деятельность. Сходным образом протекает процесс терапии при ана- лизе сновидений, ошибочных действий (описок и оговорок) человека, за которыми, как считается в психоанализе, стоит символическое обозначение симптомов и проблем в связи с вытеснением их из сознания.
Основным показанием для применения психоаналитической психотера- пии является аналюируемостъ пациента (феномен, сходный с гипнабельнос- тью и внушаемостью в суггестивной психотерапии), зависящая от его лично- стных особенностей, в первую очередь от интенсивности мотивации на длительный процесс терапии, а также от способности снять контроль над сво- ими мыслями и чувствами и способности к идентификации с другими людь- ми. К противопоказаниям относят истерические личностные расстройства.
Из феноменологически-гуманистического направления психотерапии, также близкого к психологическому консультированию, наиболее техни- чески разработанной является гештальттерапия. К основным методикам
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
гешальттерапии относятся: упражнения, направленные на расширение осо- знания с использованием принципа «здесь и теперь»; формирование завер- шенных гештальтов с помощью интеграции противоположностей; работа с мечтами и др.
Психофармакотерапия
Психофармакотерапия — это лечение психических расстройств и заболе- ваний, поведенческихдевиаций с использованием психотропных лекарствен- ных средств. Для коррекции поведенческих расстройств в рамках расстройств личности (в прежней терминологии — психопатий) и разнообразных девиа- ций используются следующие группы психотропных препаратов:
1) нейролептики (антипсихотики);
2) транквилизаторы (анксиолитики);
3) антидепрессанты;
4) психостимуляторы;
5) ноотропы (церебропротекторы);
6) нормотимики (стабилизаторы настроения).
Основные принципы применения психотропных препаратов — симпто- мо- и нозоцентризм. Каждое из лекарственных средств имеет свои показания и противопоказания в зависимости от выявляемых психических расстройств, относящихся к различным группам.
Нейролептики используются в психологии девиантного поведения для купирования психопатологического типа девиаций при таких формах откло- няющегося поведения, как агрессивное поведение в виде эксплозивного, пси- хоорганического, кататонического, гебефренического, параноидного (галлю- цинаторно-параноидного), паранойяльного, парафренного, делириозного, сумеречного расстройства сознания. Например, обоснованным считается применение нейролептиков при девиантном поведении на базе бреда ревно- сти. Основным показанием для применения нейролептиков, называемых по- другому антипсихотиками, является психотический уровень психических рас- стройств, характеризующийся грубой дезорганизацией деятельности человека вплоть до антисоциальных действий, нарушением продуктивного контакта с реальной действительностью и отсутствием критичности к своему поведению.
Особую группу препаратов нейролептического ряда составляют т. н. «кор- ректоры поведения». Они применяются для снятия психомоторного возбуж- дения и упорядочения поведения лица с грубыми психопатическими (личност- ными) расстройствами при условии, что иными психологическими способами и методами купировать их не удается.
К транквилизаторам относят препараты, основным эффектом от приме- нения которых является нормализация эмоционального состояния человека. Второе название транквилизаторов — анксиолитики — указывает на базис- ный спектр их действия, а именно, купирование симптомов тревоги, страха,
ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФАРМАКОЛОГИИ ЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ТЕРАПИЯ
а также раздражительности и эмоциональной лабильности. Если нейролеп- тические средства для терапии девиантных форм используются редко, то к транквилизаторам прибегают часто.
Группа психотропных препаратов, названная антидепрессантами, исполь- зуется не только для лечения депрессивных состояний и, в частности, аутис- тического и суицидального поведения. Спектр ее действия значительно шире. В настоящее время антидепрессанты используются при таких поведенческих девиациях, как расстройства привычек и влечений (трихотилломания, пиро- мания, клептомания и др.), нарушения пищевого поведения (анорексия и булимия).
Психостимуляторы используются с целью активизировать психическую и физическую деятельность как больных, так и здоровых. Показаниями для них служат в первую очередь астенические состояния. Группа ноотропных препа- ратов характеризуется избирательным действием на интеллектуальную про- дуктивность.
Нормотимики (тимоизолептики) — это препараты, обладающие способно- стью предупреждать резкие колебания настроения (от состояний эйфории до депрессии). Основной терапевтической мишенью для нормотимиков счита- ется биполярные аффективные расстройства (в прежней терминологии — маниакально-депрессивный психоз). Для лечения девиантных форм поведе- ния нормотимики используются в сексологической практике (при сексуаль- ных девиациях).