7. Этап, во время которого культивируется смирение. Это создает фунда- мент для полной капитуляции, подготовка к которой проводилась ра- нее.
8. Составление списка людей, перед которыми есть чувство вины. Готов- ность искупить вину перед ними.
9. Шаг конкретных действий, который помогает упорядочить отношения с окружающими. По возможности — реальное возмещение ущерба, причиненного конкретным людям.
10. Углубление самоанализа, ежедневное подведение итогов своего пове- дения, осмысление своих слабых и сильных сторон.
11. Молитвы и размышления с целью углубить соприкосновение с Богом.
Еще раз подчеркивается духовный аспект программы.
12. Активное оказание помощи другим участникам сообщества. Воспиты- вает чувство самоуважения, без чего алкоголик не в состоянии достичь полной трезвости.
М. Е. Бурно предложена методика, названная психотерапией творческим самовыражением для лечебно-профилактической работы с группами риска в отношении алкогольной и наркотической зависимостей. Она включает: 1) те- рапию созданием творческих произведений (литература, музыка, живопись, графика, фотографирование, исполнительское творчество, вязание, выши- вание, чеканка и т. д.); 2) терапию творческим общением с природой; 3) тера- пию творческим коллекционированием; 4) терапию проникновенно-творчес- ким погружением в прошлое; 5) терапию ведением дневника и записных книжек; 6) терапию творческими путешествиями; 7) терапию с помощью пе- реписки с врачом, письма которого носят психотерапевтический характер.
В терапии и коррекции наркотической зависимости часто используются сходные с лечением алкогольной зависимости методы и способы. Однако можно утверждать, что если медикаментозные стратегии купирования физи- ческой зависимости от психоактивных веществ (алкоголя и наркотиков) иден- тичны (способы суггестивной психотерапии и психофармакотерапия), за ис- ключением заместительной терапии, то психологические стратегии снятия психологической зависимости нередко кардинально разнятся. Это может го- ворить о существенной разнице между психологическими механизмами фор- мирования алкогольно и наркотически зависимого поведения. Одной из таких особенностей можно считать тенденцию к возникновению наркозависимо- сти по механизмам аддиктивного поведения, а алкогольной зависимости — патохарактерологического. Вторая особенность — это признание наркозави- симости семейным аддиктивным паттерном.
|
Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведе- ния, является активное изменение не удовлетворяющего их психического со- стояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное»,
«монотонное», «апатичное». Такому человеку не удается обнаружить какие- либо сферы деятельности, способные надолго привлечь его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную
ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ТЕРАПИЯ
реакцию. Жизнь видится ему неинтересной в силу ее обыденности и однооб- разия. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необхо- димости заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то при- нятые в семье или обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер — в тех об- ластях жизни, которые, пусть временно, но приносят человеку удовлетворе- ние и вырывают его из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности), он может проявлять недюжинную активность для достижения цели.
|
Исследования (В. Д. Менделевич, Б. Д. Менделевич) семей, в которых у одного из членов выявлялась наркотическая зависимость, показывают, что аддиктивные формы поведения присуши не только пациенту (наркоману), но и, как правило, одному из родителей (чаще отцу). Аддиктивное поведение у родственника наркомана, согласно нашим исследованиям, выражается в трудоголизме (38,7% случаев), сверхценных увлечениях, в частности, «пара- нойе здоровья» (22,6% случаев), алкогольной зависимости (16,1% случаев), гемблинге (12,9% случаев), религиозном фанатизме (9,7% случаев).
Учитывая научные факты, можно утверждать, что основные методы кор- рекции и терапии девиантного поведения в форме наркозависимости — экзи- стенциальная и семейная психотерапия. Кроме них, активно используются такие методики, как нейролингвистическое программирование и эриксонов- ский гипноз, гештальтпсихотерапия и др.
В основу экзистенциального подхода в психотерапии наркотической за- висимости положено разрешение базисных экзистенциальных конфликтов личности, связанных с проблемами: 1) осмысленности и бессмысленности существования; 2) жизни и смерти; 3) изоляции от общества и вовлеченности в общение с людьми; 4) свободы, ответственности, воли и несвободы, зави- симости и безволия. Условиями терапии становятся:
|
1) принятие пациента таким, какой он есть (что подразумевает эмпатий- ность, беспристрастность, отказ от позиции осуждения и даже оценки употребления наркотиков);
2) искренность (истинное желание помочь пациенту осознать собствен- ные проблемы, найти способы их решения, а не манипулирование им);
3) позитивный взгляд на возможность избавления от наркотической за- висимости в каждом конкретном случае.
Процесс психологического консультирования включает в себя совместные размышления психотерапевта (психолога) и наркозависимого об экзистен- циальных кризисах, обусловленных неразрешенностью одного из перечис- ленных базисных конфликтов. При психологической коррекции наркозави- симости в игровых условиях происходит моделирование фрустрирующих житейских ситуаций, в которых испытуемый должен сориентироваться и адек- ватно отреагировать. Важным становится выработка навыков коммуникатив- ной компетентности и толерантности. Экзистенциальная психотерапия в сво-
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ей деятельности исходит из положения о том, что «терапия может быть при- чиной личностного изменения лишь постольку, поскольку она приводит па- циента к принятию нового способа поведения» (А. Велис).
При анализе экзистенциальной проблемы смерти упор делается на посту- лат о том, что «существование не может быть отложено». Изучается концеп- ция жизни и смерти, существующая у наркозависимого, исходя из уравне- ния: «Удовлетворенность жизнью обратно пропорциональна страху смерти» (И. Ялом). Изучается иерархия ценностей пациента, делается попытка пока- зать относительность любой ценности.
Наиболее важным моментом в процессе экзистенциальной психотера- пии девиантного поведения в форме наркотической зависимости является разработка проблемы осмысленности и бессмысленности существования, ко- торая направлена на разрешение одного из наиболее значимых и сущност- ных кризисов наркомана — кризиса бессмысленности. Можно утверждать, что наиболее частый мотив включения наркотика в систему ценностей че- ловека и становления наркотического поведения — ощущение бессмыслен- ности существования. Кризис бессмысленности способен формировать ад- диктивный тип девиантного поведения, так как именно при нем отмечается стремление уйти от реальности (то есть от отсутствия осмысленности соб- ственной жизни) путем искусственного изменения своего психического со- стояния. Проблема поиска смысла жизни включает рассуждения о существо- вании космического и личного смысла жизни. Под первым подразумевается некий замысел, существующий вне и выше личности и обязательно предпо- лагающий какое-либо магическое или духовное упорядочение Вселенной. Некоторые психотерапевтические методики (например, программа «12 ша- гов») делают упор именно на этот аспект терапии. Экзистенциальная пси- хотерапия не носит духовного характера, несмотря на то что придает важ- ное значение нравственному совершенствованию человека. Принципом же данного вида терапии является утверждение о том, что жизненные смыслы лежат не вне, а внутри человека, что только сама личность способна творить смыслы, то есть быть смыслопорождающим субъектом. Основой же осмыс- ленности жизни является, наряду с интеллектуальным, нравственным, те- лесным и материальным совершенствованием, понятие вовлеченности в жизнь. Под вовлеченностью понимается включенность человека в любую практическую деятельность, реальную активность в преобразовании мира, близкого окружения и самого себя.
Существующий гедонистический парадокс: чем больше мы намеренно ищем удовольствия, тем больше оно от нас ускользает, — может решаться двояко. Во-первых, так, как предлагает В. Франкл: «Удовольствие является побочным продуктом смысла, и поэтому искание следует посвятить не поиску удоволь- ствий, а поиску смысла». Во-вторых, по предложению И. Ялома, «смысл, как и удовольствие, должен преследоваться косвенно, а ощущение осмысленно- сти и удовлетворенности является побочным продуктом вовлеченности».
Стремление наркомана с психологической зависимостью получить удо- вольствие, испытать эйфорию, «кайф», можно рассматривать как стремление