«Телеграфный стиль» — нарушение речи, при котором в ней преобладают имена существительные и глаголы в неопределенной форме, а предлоги отсутствуют (наблюдается при некоторых органических поражениях ЦНС).
Хореофразия — бессмысленное повторение психическим больным частей слов или отрывков фраз.
Шепелявость — произношение свистящих звуков.
Шизофазия — расстройство речи в виде отсутствия смысловой связи между словами и предложениями, правильности их грамматического строя (при- знак шизофрении).
Эмбол речевой — слово, часть слова или короткое словосочетание, много- кратно повторяемое больным при попытке говорить (признак моторной афазии).
Эмбололалия — частое, привычное употребление в речи одних и тех же бес- смысленных слов и оборотов.
Эхолалия — непроизвольное повторение психически больным слов и фраз, услышанных от окружающих (симптом кататонии).
Стили и феномены письменной речи, почерка
Аграмматизм — нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи.
Аграфия — нарушение способности писать правильно по смыслу и форме при сохранности двигательной функции руки, обусловленное очаговым пора- жением коры доминантного полушария головного мозга.
Акатаграфия — расстройство письменной речи, при котором не соблюдается порядок слогов в словах или слов в предложении.
Макрография — нарушение письма, при котором величина букв значитель- но увеличена.
Микрография — нарушение письма, при котором величина букв значитель- но уменьшена, особенно к концу строки.
Параграфия — расстройство письма в форме неправильного написания от- дельных слов или букв, замены одних букв другими.
|
Почерк — манера письменного изображения букв, графических знаков.
П., наклоненный влево, — П., характеризующийся наклоном букв влево. П., наклоненный вправо, — П., характеризующийся наклоном букв вправо.
П. каллиграфический — П., характеризующийся изысканным и четким стилем.
П. крупный (крупноразмашистый) — П., характеризующийся изображе-
нием крупных букв, занимающих максимальное место на листе.
П. мелкий — П., характеризующийся изображением мелких букв, занима- ющих минимальное место на листе.
П. неразборчивый— П., характеризующийся нечеткостью изображения букв.
П р и л о ж е н и е 2
ТЕСТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Опросник для оценки агрессии (Ч. Спилбергер)
Предназначен для определения уровня агрессии.
Инструкция. Испытуемый должен отметить в соответствующем столбце знаком «+» те утверждения, с которыми он согласен.
Часть 1. Как я себя чувствую СЕЙЧАС
№ п/п | Утверждения | Совершенно верно I | Немного 2 | Умеренно 3 | Очень 4 |
Я разъярен | |||||
Я чувствую себя раздраженным | |||||
Я зол | |||||
Я чувствую, мне хочется накричать на кого-нибудь | |||||
Я чувствую, мне хочется разбить что- нибудь вдребезги | |||||
Я взбешен | |||||
Я чувствую, мне хочется стукнуть по столу кулаком | |||||
Я чувствую, мне хочется кого-нибудь ударить | |||||
Я готов взорваться | |||||
Я чувствую, мне хочется ругаться |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕСТЫ. ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Часть 2. Как я себя ОБЫЧН О чувствую
№ п/п | Утверждения | Почти никогда 1 | Иногда 2 | Часто 3 | Почти всегда 4 |
Я легко завожусь | |||||
Я человек огненного темперамента | |||||
Я вспыльчивый человек | |||||
Меня злит, когда мне приходится действовать медленнее из-за чужих ошибок | |||||
Меня раздражает, если моя хорошая работа остается незамеченной | |||||
Я — взрывчатый человек | |||||
Когда я взбешен, я говорю очень неприятные вещи | |||||
Я впадаю в ярость, когда меня критикуют в чьем-то присутствии | |||||
Когда я сильно не удовлетворен чем- то и никак не могу сделать, что хочу, мне хочется кого-нибудь ударить | |||||
Меня приводит в ярость, если я делаю хорошую работу, а ее плохо оценивают |
Часть 3. Когда я зол или разъярен
№ п/п | Утверждения | Почти никогда 1 | Иногда 2 | Часто 3 | Почти всегда 4 |
Я контролирую свой гнев | |||||
Я проявляю свою злость | |||||
Во мне накапливается возбуждение, не находя разрядки | |||||
Я терпелив с окружающими | |||||
Я угрюмый и хмурый | |||||
Я отдаляюсь от людей | |||||
Я делаю едкие замечания окружающим | |||||
Я не даю выход гневу | |||||
Я могу хлопнуть дверью | |||||
Моя злость не находит выхода, и я надолго остаюсь раздраженным | |||||
Я контролирую свое поведение | |||||
Я ругаюсь с окружающими | |||||
Я склонен копить обиды, о которых никому не говорю |
|
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Часть 3 (окончание)
№ п/п | Утверждения | Почти никогда 1 | Иногда 2 | Часто 3 | Почти всегда 4 |
Если меня что-то или кто-то взбесит, я этого просто так не спускаю | |||||
Я могу удержать себя от потери самообладания | |||||
Я затаиваю обиду | |||||
Я гораздо более злой, чем это обычно признаю | |||||
Я все сдерживаю внутри | |||||
Я говорю гадкие вещи | |||||
Ничто не заставит меня показать свою злость | |||||
Я раздражаюсь гораздо в большей степени, чем окружающие это замечают | |||||
Я теряю самообладание | |||||
Если кто-то меня раздражает, я готов высказать ему или ей, что я чувствую | |||||
Я контролирую свое чувство гнева |
Интерпретация. Диагностируется агрессия как состояние, как черта, как темперамент, как реакция, а также аутоагрессия, гетероагрессия и контроль агрессии.
Нормы:
Агрессия как состояние 10,84 ±2,27
Агрессия как черта 18,5213,75
Агрессия как темперамент 7,67 ±2,58
Агрессия как реакция 9,02 ±2,91
Аутоагрессия 15,1814,24
Гетероагрессия 15,7513,71
Контроль агрессии 21,9014,93