Томский опросник ригидности (ТОР)1 (Г. В. Залевский)
Применяется для оценки психической ригидности.
Инструкция. Испытуемый дает ответы по четырехбалльной системе: «да»,
«скорее да», «скорее нет», «нет».
1. Я легко осваиваюсь в новых условиях (привыкаю к новым условиям).
2. Я радуюсь возможности попутешествовать, увидеть новые места и т. п.
3. С детства я предпочитаю есть только определенную пищу, иметь вещи определенного цвета и стараюсь не изменять своему вкусу.
4. Остается ли у вас надолго чувство обиды, досады и т. п.?
5. Если факты против моего первоначального предположения о чем-то или о ком-то, то я легко отказываюсь от него и выдвигаю новое предложение.
6. Я переживаю, если приходится менять свои планы на полпути.
7. В детстве и/или юности мне было трудно отказаться от привычек, даже если они мне были не по душе.
8. Бывает, что вы меняете круг своих знакомых и друзей?
9. Я обычно легко меняю свой привычный темп и ритм работы и жизни.
10. Я переживаю, если приходится изменять своему вкусу.
11. В детстве и/или юности я обычно легко менял однажды принятое ре- шение.
12. Я предпочитаю проводить отпуск, каникулы и т. п. в привычной обста- новке.
13. Я переживаю, что никак не могу избавиться от привычки считать со- вершенно ненужные мне предметы (ступеньки, окна, фонари и т. п.).
14. В школьные годы я обычно легко отказывался от старого, привычного способа или пути решения той или иной проблемы и искал новый.
15. Сохраняете ли вы прежний ритм действий, если куда-нибудь спешите, но знаете, что успеете?
16. Мне трудно изменить что-нибудь в своей жизни, в работе, когда я утомлен.
17. Я предпочитаю решать те или иные проблемы привычным способом.
|
18. Я переживаю, если приходится менять свое отношение к людям.
19. В школьные годы у меня были определенные маршруты в школу и т. п., которые я старался не менять.
20. Можете вы в последний момент отказаться от давно задуманного?
21. Бывает, что я непроизвольно начинаю считать, например ступеньки, фонари, окна и т. п.
22. Я переживаю, если оказываюсь не в состоянии избавиться от плохого настроения, чувства страха, эмоционального напряжения.
23. В детстве и/или юности в оценке своих качеств характера, возможнос- тей, способностей я считал необязательным прислушиваться к мнению других и что-либо в себе менять.
1 Нумерация вопросов и ключ для обработки данной методики сверены с авторским ва- риантом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕСТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
24. Вам трудно заводить знакомства?
25. Вам трудно перейти от печали к радости?
26. Мне с трудом удается изменение собственного мнения о себе, если оно не совпадает с мнением других людей.
27. Вы долго переживаете события, которые коснулись вас лично?
28. Я переживаю, если приходится менять однажды принятое решение.
29. Испытываете ли вы в сходных ситуациях одни и те же чувства?
30. В детстве и/или юности я обычно легко менял свои планы на полпути.
31. В состоянии ли вы слушать одновременно двух рассказчиков?
32. Мне трудно изменять свой привычный путь на работу (учебу).
33. Можете ли вы одновременно читать и слушать других людей?
34. Мне трудно изменить что-либо в своей жизни, если я оказываюсь в на- пряженной ситуации (ситуации стресса).
|
35. Подходит ли к вам поговорка «За словом в карман не полезет»?
36. Нравится ли вам не быть похожим на других?
37. Меня привлекают путешествия.
38. Я переживаю, если надо изменить привычку, даже если она мне не по душе.
39. В детстве и/или юности я обычно легко мог изменить свое отношение к кому-либо.
40. Можете ли вы перевоплощаться?
41. Вы все делаете не спеша, с расстановкой?
42. Мне трудно изменить что-либо в своей жизни/работе в состоянии по- давленности, плохого настроения.
43. Вы быстро подготавливаетесь к началу какой-либо новой деятель- ности?
44. Я обычно легко отказываюсь от привычек, которые мне не по душе.
45. Я переживаю, если мне приходится расставаться с привычными для меня условиями жизни и т. п.
46. Когда вы заняты чем-то, трудно ли вам оторваться или отвлечься от этого занятия?
47. Когда вы отвлеклись от этого занятия, то оно никак не выходит у вас из головы?
48. С детства я привык к определенному режиму (распорядку) и неохотно его изменяю.
49. После поездки на поезде, корабле или на каком-либо другом виде транс- порта вы обычно продолжаете еще некоторое время слышать гудки, сиг- налы, ощущать движение?
50. Я обычно легко меняю свои планы на полпути, если этого требуют об- стоятельства.
51. Видите ли вы во сне то, что произошло совсем недавно?
52. Расстраивает ли вас необходимость выполнять в одно и то же время много разных поручений, заданий, обязанностей?
53. В детстве и/или юности меня было обычно трудно переубедить, даже если я был неправ.