№ | Утверждение | Никогда | Редко | Часто | Почти всегда |
1. | Я прочитал инструкцию и готов честно оценить каждое высказывание | ||||
2. | Я всегда так планирую свое время, что мне никогда не приходится превращать день в ночь | ||||
3. | По форме общения человека можно судить, чего он стоит | ||||
4. | Мои знакомые считают меня надежным человеком | ||||
5. | Ребенок, который даже при спокойном обращении к нему не делает того, о чем его просят, нуждается в родительской строгости | ||||
6. | Я часто бываю расслабленным, вялым или изможденным | ||||
7. | Моя мать была для меня примером | ||||
8. | Терпение и выдержка являются для меня показателями внутренней силы | ||||
9. | Единство человечества — важная цель для меня | ||||
10. | Когда все дела идут вкривь и вкось, можно сойти с ума | ||||
11. | Я хотел бы быть нежным со многими людьми, а не только с одним | ||||
12. | Мое мировоззрение (религию, убеждения) я сохраняю, несмотря ни на какие внешние влияния | ||||
13. | Мои родители (отец и/или мать) молились вместе со мной | ||||
14. | При покупке я обычно обращаю внимание на цену | ||||
15. | Мне часто кажется, что со мной обошлись несправедливо | ||||
16. | Частые рукопожатия опасны, потому что с ними могут передаваться бактерии | ||||
17. | На меня можно полностью положиться | ||||
18. | Сначала работа, а затем уже удовольствия! | ||||
19. | Личные контакты на работе, несмотря на занятость, для меня очень важны | ||||
20. | Мой отец был очень терпелив со мной | ||||
21. | Иногда я проглатываю обиду и не подаю виду, хотя потом очень злюсь на себя за это |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕСТЫ. ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
|
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
№ | Утверждение | Никогда | Редко | Часто | Почти всегда |
41. | Верность (в дружбе и любви) для меня являются абсолютной ценностью | ||||
42. | Мои родители участвовали в деятельности общественных организаций | ||||
43. | Даже если все настроены против меня, я не сдаюсь | ||||
44. | При появлении профессиональных проблем я обращаюсь к коллегам, вместо того чтобы примириться с неудачей | ||||
45. | Мои родители хорошо ладили друг с другом | ||||
46. | Мой организм очень чутко реагирует, когда я не могу найти решение проблемы | ||||
47. | Я только тогда хорошо себя чувствую, когда я полностью погружаюсь в работу | ||||
48. | Меня раздражает, когда в квартире беспорядок | ||||
49. | Я вижу смысл в своей жизни, даже если у меня есть трудности | ||||
50. | Я не могу представить себе человеческое общество без пунктуальности | ||||
51. | Мне нравятся люди, которые открыто говорят, что они думают, даже если у меня другое мнение | ||||
52. | Я всегда открыто высказываю свое мнение, даже если это опасно | ||||
53. | Когда я был ребенком, мои родители беседовали со мной на религиозные и мировоззренческие темы | ||||
54. | Без взаимного доверия я не могу жить или работать с другими людьми | ||||
55. | Если я однажды что-то пообещал, значит, обязательно сдержу слово | ||||
56. | Мне важно знать, сушествуетли жизнь после смерти | ||||
57. | Со всеми людьми нужно обращаться одинаково, иначе воцарится несправедливость | ||||
58. | По чистоте в квартире можно судить о чистоте характера |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕСТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
№ | Утверждение | Никогда | Редко | Часто | Почти всегда |
59. | Когда у меня есть трудности на работе, я обращаюсь к коллегам и/или к начальству | ||||
60. | Мой отец был для меня примером, когда я был маленьким | ||||
61. | Я охотно провожу время вне дома (в ресторане, кино, театре, кафе, на танцах и т. д.), потому что мне нравится знакомиться с новыми людьми | ||||
62. | К моим родителям часто приходили друзья или их самих приглашали в гости | ||||
63. | Я трудолюбивый, старательный человек | ||||
64. | Я надеюсь достичь в своей жизни еще больших успехов | ||||
65. | Я очень вежлив, чтобы быть признанным другими | ||||
66. | Сексуальная любовь — это лучшее, что есть на Земле | ||||
67. | У моей мамы всегда находилось для меня много времени | ||||
68. | Я длительно ищу контактов, чтобы не быть в одиночестве | ||||
69. | Я экономлю даже тогда, когда в этом нет необходимости | ||||
70. | Когда я знакомлюсь с людьми, я сначала бросаю им «пробный шар» доверия | ||||
71. | Когда меня критикуют, у меня появляются боли в желудке (желчном пузыре и т. д.) или бывают судороги | ||||
72. | У моего отца находилось для меня много времени | ||||
73. | То, что каждый из нас подразумевает под чувствами, всего лишь маленькая часть действительности | ||||
74. | При возникновении проблем вся моя энергия направлена на поиск решения и я всегда нахожу выход | ||||
75. | Я считаю, что мои решения (на работе и/или в личной жизни) должны выполняться без долгих разговоров | ||||
76. | Что думают другие люди о моем мнении, мне безразлично |
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
№ | Утверждение | Никогда | Редко | Часто | Почти всегда |
77. | Работа — это содержание моей жизни | ||||
78. | Гости для меня вовсе не безразличны, я всегда нахожу для них время | ||||
79. | Я злюсь на себя, если все находится в беспорядке (посуда, пустые бутылки, невыброшенный мусор) | ||||
80. | В сложных ситуациях мои родители могли открыто говорить между собой | ||||
81. | Мне очень неудобно, когда приходят гости, а квартира не сверкает чистотой | ||||
82. | Есть люди, которые мне нравятся, несмотря на то что у них другие убеждения | ||||
83. | Я очень нервничаю (беспокоюсь, злюсь...), если кто-то заставляет меня ждать | ||||
84. | Я убежден, что в моей жизни можно достичь еще большего | ||||
85. | Когда проблему нельзя преодолеть тотчас же, я могу подождать, пока не появится другая возможность |
1. Аккуратность: 10, 48, 79.
2. Чистоплотность: 16, 58, 81.
3. Пунктуальность: 35, 50, 83.
4. Вежливость: 3, 21, 65.
5. Честность/прямота: 36, 52, 76.
6. Усердие/деятельность: 18, 31, 63.
7. Обязательность, точность, совестливость: 4, 17, 55.
8. Бережливость: 14, 32, 68.
9. Послушание: 5, 26, 75.
10. Справедливость: 15, 38, 57.
11. Верность: 12,23,41.
12. Терпение: 8, 39, 85.
13. Время: 2, 30, 78.
14. Контакты: 19, 29, 61.
15. Доверие: 22, 54, 70.
16. Надежда: 43, 64, 84.
17. Сексуальность/нежность: 11, 40, 66.
18. Любовь: 33, 51,82.
19. Вера, религия, церковь: 9, 56, 73.
20. Тело/ощущения: 6, 46, 71.
21. Деятельность: 25, 47, 77.
22. Контакты: 44, 59, 68.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕСТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
23. Фантазии/будущее: 24, 49, 74.
24. Я: 24а (мать)-7, 37,67.
246 (отец) — 20, 60, 72.
25.ТЫ:27,45, 80.
26. МЫ: 28, 42, 62.
27.ПРА-МЫ: 13,34,53.
Балл | 3 4 5 | 6 7 8 | 9 10 11 | ||||
Аккуратность | Небрежный | Педантичный | |||||
Чистоплотность | Неряшливый | Опрятный | |||||
Пунктуальность | Непунктуальный | Сверхпунктуаль- ный | |||||
Вежливость | Бесцеремонный | Учтивый | |||||
Честность | Скрытный | Искренний | |||||
Усердие | Ленивый | Сверхстаратель- ный | |||||
Обязательность | Необязательный | Обязательный | |||||
Бережливость | Расточительный | Скупой | |||||
Послушание | Послушный | Самостоятель- ный | |||||
Справедливость | Несправедливый | Справедливый | |||||
Верность | Неверный | Верный | |||||
Терпение | Нетерпеливый | Терпеливый | |||||
Время | Успевающий | Неуспевающий | |||||
Контакты | Замкнутый | Общительный | |||||
Доверие | Подозрительный | Доверчивый | |||||
Надежда | Отчаявшийся | Надеющийся | |||||
Нежность/секс | Отвергающий | Зависящий | |||||
Любовь | Требовательный | Балующий | |||||
Вера/религия | Безразличный | Верующий | |||||
Тело/ощущения | Здоровье | Психосоматиче- ские нарушения | |||||
Деятельность | Дезорганизация | «Бегство» в рабо- ту | |||||
Контакты | Замкнутость | «Бегство» в об- щение | |||||
Фантазии | Отсутствие | «Бегство» в меч- ты | |||||
Я/мать | Отвержение | Принятие | |||||
Я/отец | Отвержение | Принятие | |||||
ТЫ | Отчужденность | Единство | |||||
МЫ | Замкнутость | Общительность | |||||
ПРА-МЫ | Безразличие | Фанатизм |
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Интерпретация. Оценивается выраженность характерологических и лич- ностных качеств (12 — максимальная, 3 — минимальная), а также при прове- дении семейного или партнерского обследования — степень совпадения иде- альных и реальных качеств в отношении себя и партнера.
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)
Применяется для оценки ценностных ориентации.
Инструкция. Испытуемому предлагается выбрать и разложить по мере убы- вания значимости сначала терминальные ценности (из списка А), затем ин- струментальные (из списка Б).
СписокА (терминальныеценности):
П активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
О жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигае- мые жизненным опытом)
О здоровье (физическое и психическое) О интересная работа
• красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
• любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
О материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затрудне- ний)
П наличие хороших и верных друзей
• общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товари- щей по работе)
D познание (возможность расширения своего образования, кругозора, обшей культуры, интеллектуальное развитие)
О продуктивная жизнь (максимально полное использование своих воз- можностей, сил и способностей)
О развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совер- шенствование)
D развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
О свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) О счастливая семейная жизнь
• счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
О творчество (возможность творческой деятельности)
О уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних про- тиворечий, сомнений)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕСТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СписокБ(инструментальныеценности):
П аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи и дела)
• воспитанность (хорошие манеры)
О высокие запросы (требования и притязания)
• жизнерадостность (чувство юмора)
П исполнительность (дисциплинированность)
• независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) П непримиримость к своим недостаткам и недостаткам других
• образованность (широта знаний, высокая общая культура)
• ответственность (чувство долга, умение держать слово)
О рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуман- ные, рациональные решения)
• самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
• смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
• твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
• терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
• широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
П честность (правдивость, искренность)
• эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
• чуткость (заботливость)
Обработка. На основании выбора выстраивается иерархическая лестница испытуемого.