Библиографический список. 2. Валлон А. Психическое развитие ребенка




1. Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности
Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978.

2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т 4.


 

4. История зарубежной психологии (30-60 гг XX в.). Тексты. М., 1986.

5. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

6. КрайгГ. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

7. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003.

9. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. М., 1986.

10. Флэйк-Хобсон К, Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

М.Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

М.Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, уп-ражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

13. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Универ-ситетская книга», 1996.

14. Он же. Жизненный цикл: эпигенез идентичности / Архетип. 1995. № 1.

15.Он же. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

\6.Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.

2. Детство 2.1. Периодизация и закономерности психического развития ребенка

Большинство психологов делит детство на периоды.

В основу периодизации психического развития ребенка Л. С. Выгот-ский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

- она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в три
года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в кон-
тексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство
смыслообразования;

- контексте этой деятельности складываются базовые отношения со
взрослыми и сверстниками;

- в связи с освоением ведущей деятельности возникают основные но-
вообразования
возраста (круг способностей, которые позволяют эту дея-
тельность реализовывать, например, речь).

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исче-зают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главны-ми для психического развития. Например, игра является ведущей деятель-ностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.


Кризисы и стабильные периоды. Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так назы-ваемые критические.

Критические периоды. Кризисы открыты эмпирическим путем, при-чем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критиче-ских периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

- границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов,
крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить
момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) на-
блюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея;

- трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время по-
служила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается
строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание
количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это
время связана с мучительными переживаниями;

- негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в
отличие от стабильных периодов, совершается, скорее, разрушительная,
нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько
теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в разви-
тии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические
периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития.
Л. С. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, ав-тономная речь у годовалых детей (см. ниже).

Стабильные периоды. Во время стабильных периодов ребенок накап-ливает количественные изменения, а не качественные, как во время крити-ческих. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Динамика развития. К началу каждого периода складывается непо-вторимое отношение ребенка с окружающей действительностью - соци-альная ситуация развития. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений. Следова-тельно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.


Сензитивные периоды. Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различ-ные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей дея-тельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: