Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Барановичский государственный университет»
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор (первый проректор)
_______________________
_________________ 2014 г.
Регистрационный №УД-П 950/14 рдз ФПП
Программа
Практики по специальности
Для второй ступени высшего образования (магистратура)
По специальности
1-08 80 06 Общая педагогика, история педагогики и образования
2014 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
В. И. Козел, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики;
Е. В. Миранкова, магистр педагогических наук, преподаватель кафедры педагогики
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой педагогики
(протокол № 6 от 08.01.2014)
Заведующий кафедрой
____________ В. И. Козел
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом факультета педагогики и психологии учреждения образования
«Барановичский государственный университет»
(протокол № 10 от 17.02.2014)
Председатель
Совета факультета
______________ З. Н. Козлова
Пояснительная записка
Актуальность проведения практики по специальности
Данный вид практики является составной частью образовательной программы высшего образования второй ступени и предусматривает организацию и проведение практики по специальности в учреждениях образования или научных организациях в течение двух недель.
Практика направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения в магистратуре, в области учебной и воспитательной работы в учреждениях образования путем самостоятельного проведения учебных занятий, разработки учебно-методического и информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса и образовательных технологий, овладения навыками исследования актуальных научных проблем. Данный компонент подготовки дает возможность магистрантам приобрести практические умения и навыки в научной и педагогической деятельности, сформировать умения подготовки учебных материалов, планирования программ обучения и т.п. Практика представляет собой ознакомление и практическое освоение педагогической профессии в учреждении образования и организуется на базе учреждения высшего образования.
Программа составлена на основе документа «Нормативно-правовые и методические основы организации учебного процесса на 2 ступени высшего образования» (С. М. Артемьева, Н. П. Машерова. Минск: РИВШ, 2009. – 68 с.), проекта образовательного стандарта РБ «Высшее образование. 2 ступень (магистратура)».
Цель и задачи практики
Целевое назначение практики состоит в том, чтобы, опираясь на опыт изучения дисциплин психолого-педагогического, предметного и общекультурного блоков, на сложившийся уровень представления о педагогической деятельности, и уже имеющийся личный опыт работы с обучающимися, в том числе и общепедагогический опыт, содействовать развитию навыков решения актуальных научных проблем, социально-профессиональных задач, применению инновационных технологий.
Задачи:
– закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения в магистратуре, необходимых для качественной и эффективной реализации профессиональной деятельности;
– изучение образовательного процесса в учреждениях высшего образования, специфики подготовки студентов;
– овладение умениями диагностировать, анализировать, сравнивать педагогические модели, проектировать педагогический процесс;
– овладение новыми технологиями обучения и воспитания учреждения образования;
– участие в разработке учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, проведение учебных занятий с применением современных образовательных технологий;
– совершенствование навыков исследования актуальных научных проблем;
– изучение педагогического опыта преподавателей учреждения образования, творческое применение его в собственной деятельности.
Требования к компетентности магистра
В результате прохождения практики магистрант должен закрепить и развить следующие академические компетенции (АК), предусмотренные в образовательном стандарте ОСВО 1-08 80 06-2012.
АК-1. Способность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности (анализ, сопоставление, систематизация, абстрагирование, моделирование, проверка достоверности данных, принятие решений и др.), готовность генерировать и использовать новые идеи.
АК-2. Методологические знания и исследовательские умения, обеспечивающие решение задач научно-исследовательской, научно-педагогической, инновационно-педагогической, учебно-методической, организационно-управленческой, экспертно-оценочной деятельности.
АК-3. Способность осуществлять инновационно-педагогическую деятельность в образовательной сфере.
АК-4. Способность осуществлять постоянное самообразование и самосовершенствование в научно-педагогической, учебно-методической и организационно-управленческой деятельности.
АК-5. Навыки исследовательского мышления (анализ, сопоставление, систематизация, абстрагирование, моделирование, генерирование новых идей, проверка достоверности данных), обеспечивающие решение задач различных видов профессиональной деятельности магистра.
В результате прохождения практики магистрант должен закрепить и развить следующие социально-личностные компетенции (СЛК), предусмотренные в образовательном стандарте ОСВО 1-08 80 06-2012.
СЛК-1. Знать и соблюдать права и обязанности гражданина.
СЛК-2. Быть способным к сотрудничеству и работать в команде.
СЛК-3. Формулировать и аргументировать собственную профессиональную и исследовательскую позиции по проблемам развития педагогической науки и практики.
СЛК-4. Анализировать ситуации и принимать решения по социальным, этическим, научным и техническим проблемам, возникающим в сфере образования.
СЛК-5. Проявлять инициативу и креативность, в том числе в нестандартных образовательных ситуациях, адаптироваться к новым ситуациям социально-профессиональной деятельности.
СЛК-6. Оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих и участников профессиональной деятельности с точки зрения соблюдения норм и правил здорового образа жизни, активной творческой жизненной позиции.
В результате прохождения практики магистрант должен закрепить и развить следующие профессиональные компетенции в научно-исследовательской (ПК-НИ), научно-педагогической (ПК-НП), инновационно-педагогической (ПК-ИП), организационно-управленческой (ПК-ОУ), экспертно-оценочной (ПК-ЭО) деятельности, определенные образовательным стандартом ОСВО 1-08 80 06-2012.
ПК-НП-1. Выбирать и применять методы педагогической диагностики.
ПК-НП-2. Осуществлять процедуры педагогического анализа образовательных процессов.
ПК-НП-3. Осуществлять проектирование и конструирование образовательных процессов.
ПК-НП-4. Осуществлять планирование образовательных процессов различного уровня.
ПК-НП-5. Осуществлять образовательные процессы в различных типах учебных заведений в соответствии с современным состоянием педагогической науки и практики.
ПК-НП-6. Осуществлять оценку и рефлексию организованных образовательных процессов.
ПК-НП-7. Организовывать и управлять научно- и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
ПК-НП-8. Использовать информационные образовательные технологии для обеспечения качества образования.
ПК-НП-9. Осуществлять мониторинг образовательного процесса, диагностику учебных и воспитательных результатов посредством использования современных технологий и оценки качества образования.
ПК-ИП-1. Реализовывать педагогическое новшество.
ПК-ИП-2. Рефлексировать педагогическое нововведение.
ПК-ИП-3. Владеть основными методами инновационно-педагогической деятельности.
ПК-ИП-4. Осваивать и внедрять в учебный процесс инновационные образовательные разработки и передовой педагогический опыт.
ПК-ИП-5. Использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских и профессиональных задач в области образования.
ПК-ИП-6. Участвовать в реализации задач инновационной образовательной политики.
ПК-ОУ-1. Организовывать педагогический процесс в учреждениях образования различного типа.
ПК-ЭО-1. Осуществлять критериальную экспертизу учебно-программной документации, учебно-методических материалов, образовательных технологий и образовательной среды.
ПК-ЭО-2. Оценивать образовательные программы, проекты, технологии на их соответствие возрастным, учебным возможностям обучающихся и современным достижениям педагогической науки и практики.
Содержание практики
В основу содержания практики по специальности положены следующие принципы:
1. Одновременное осмысление практического опыта педагогической деятельности и усвоение теоретических знаний по педагогическим дисциплинам высшей школы.
2. Принцип интеграции всех групп знаний: психологических, методических, педагогических, предметных.
3. Принцип уровневой дифференциации, предполагающий учет возможностей магистрантов в зависимости от уровня их подготовленности, опыта педагогической деятельности и профессиональных интересов.